Теоретические и правовые основания взаимодействия органов дознания и следователя
Следователь взаимодействует с другими участниками процесса, роль которых определяется либо их специальным назначением (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, защитник), либо наличием у них самостоятельного процессуального интереса (потерпевший, обвиняемый, гражданский истец, гражданский ответчик). Под взаимодействием следователя и органов дознания в юридической (прежде всего процессуальной и криминалистической) литературе принято понимать основанную на законе, согласованную по цели, месту и времени деятельность названных органов, направленную на решение общих или отдельных (специальных) задач расследования. Главным условием взаимодействия следователя и органов дознания является четкое разделение функций субъектов взаимных действий, самостоятельность в выборе решений, недопущение вмешательства в компетенцию другого субъекта. Поводом для возникновения, изменения и прекращения взаимодействия служит исходная следовая информация, которая, как правило, поступает органу дознания и следователю. Последующий ее анализ предполагает оценку признаков преступлений, прогноз основных элементов деятельности возможных преступников и формирование вопросов, связанных с доказыванием и проверкой допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств. Исходя из характера поставленных задач принимается то или иное решение о взаимодействии с определенными специалистами, экспертами, прокурорами, работниками органа дознания и др. В случае, если задачи доказывания не являются комплексными, т.е. такие, которые не требуют использования специальных знаний, то предмет для взаимодействия отсутствует - нет оснований. Однако, например, в практике расследования должностных преступлений, преступлений в сфере экономической деятельности подавляющее большинство задач - комплексные. Отсюда закономерно, что предмет и основания для взаимодействия объективно существуют.
Например, по мере осуществления розыска без вести пропавшего несовершеннолетнего меняется и основной ответственный за взаимодействие - организатор розыска. В цепочке «дежурный по органу внутренних дел - сотрудник розыскного подразделения - следователь» на первоначальном этапе при получении заявления об исчезновении несовершеннолетнего ведущую роль играет дежурный; затем, после заведения розыскного дела о безвестном отсутствии, ответственность за розыск возлагается на сотрудника розыскного подразделения ОВД. После возбуждения уголовного дела по факту исчезновения (при наличии признаков преступления) организатором взаимодействия становится следователь, в производстве которого находится уголовное дело. следователь уголовный дознание прокурор В качестве примера можно привести следующее дело. В правоохранительные органы г. Липецка поступил материал проверки по заявлению гражданки Н. о безвестном отсутствии ее дочери А., которая ушла из дома и не вернулась. По данному сообщению было возбуждено уголовное дело. Спустя несколько месяцев в г. Грязи Липецкой области на берегу реки был обнаружен труп неизвестной девушки, без одежды. По причине гнилостных изменений опознать труп было невозможно. На трупе находились наручные часы. Путем проведения подробных допросов родителей, родственников, друзей пропавшей были установлены: фирма-изготовитель, форма, цвет и другие отличительные особенности часов, имевшихся у А. При предъявлении для опознания наручные часы, обнаруженные на трупе, были опознаны как принадлежащие без вести пропавшей А. Заключениями проведенных молекулярно-генетической и медико-криминалистической (портретной) экспертиз установлена принадлежность обнаруженного трупа неизвестной девушки несовершеннолетней А..
Суммируя сказанное, понятие взаимодействия следователя и органов дознания формулируется как объективно необходимая, координируемая по времени, форме и результатам, согласованная по промежуточным задачам и конечной цели совместная деятельность следователя, дознавателя, органа дознания, являющихся носителями различных процессуальных и профессиональных функций. Целью рассматриваемого взаимодействия служит максимальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в борьбе с преступностью за счет правильного использования в ходе расследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-розыскных функций, получение таким путем наиболее эффективных результатов в осуществлении задач уголовного судопроизводства. К принципам взаимодействия органов дознания и предварительного следствия относятся: ) законность. В настоящее время существенно возросло значение законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Это вытекает из требований ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и дополнительных гарантий защиты прав участников процесса, которые обязывают должностных лиц органов правосудия соблюдать Конституцию и законы, обеспечивать их проведение в жизнь. Целям обеспечения законности подчинены принципы и иные нормы УПК РФ, которые не просто воспроизводят конституционные положения, но и обогащают их применительно к конкретным стадиям и действиям участников уголовного процесса. Принцип законности применительно к уголовному процессу заключается в запрете суду, прокурору, следователю и органу дознания применять законы, не соответствующие УПК РФ (ч. 1 ст. 7 УПК РФ). Следовательно, сутью этого принципа является то, что борьба с преступностью реализуется путем точного и неуклонного исполнения закона и обеспечения прав и законных интересов граждан. Совершение каких-либо действий, не предусмотренных законом, не вытекающих из него или ему противоречащих, является грубым нарушением законности; ) подбор участников взаимодействия. Он должен осуществляться с учетом их профессиональной подготовки, специализации и психологической совместимости;
) организующая и руководящая роль следователя. Следователь - самостоятельный участник уголовного процесса, обладающий существенными полномочиями при производстве предварительного следствия. Все свои решения о тактике проведения расследования по конкретному делу он принимает самостоятельно. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности способствует повышению его ответственности за порученное дело. Поэтому организующая и руководящая роль следователя соответствует его процессуальному статусу и ответственности за результат; ) строгое разграничение компетенции участников. Главным условием любого взаимодействия является четкое разделение функций субъектов взаимных действий, самостоятельность в выборе решений, недопущение вмешательства в компетенцию другого субъекта; ) неразглашение данных предварительного следствия, а также средств и методов, применяемых в оперативно-розыскной деятельности; ) планирование взаимодействия. Согласованность совместной деятельности обеспечивается ее планированием. Планирование способствует организованности и целеустремленности, четкому разграничению обязанностей, правильному распределению имеющихся средств, а, значит, и повышению эффективности действий. Планирование осуществляется тогда, когда очевидна необходимость в постоянном или длительном взаимодействии. Но иногда необходимо составлять подробный согласованный план проведения и одного следственного действия, осуществляемого следователем с участием сотрудников органа дознания (производство обыска в доме с большим количеством комнат); ) продолжительность и выбор форм взаимодействия в зависимости от конкретных обстоятельств расследуемого преступления. Так, по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и дополняются, может возникнуть потребность в изменении формы взаимодействия, круга взаимодействующих субъектов.
Теоретические основания взаимодействия органов дознания и следователя- это: а) общность задач органов дознания и следователя. Названные органы призваны обеспечить правовые условия раскрытия каждого преступления и изобличения преступника, неотвратимость и справедливость воздаяния за каждое совершенное преступление. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. №1 (с последующ. изм. и доп.) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» отмечено, что необходимо обратить «внимание судов на их обязанность при рассмотрении уголовных дел и вынесении решений соблюдать установленные главой 2 УПК РФ принципы уголовного судопроизводства, имеющего своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод». Т.о., судопроизводство имеет двуединую цель защиты прав и законных интересов личности от преступлений и одновременно от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Достижение этого баланса интересов государства признается самым важным и определяющим в уголовном процессе. И лишь объединяя усилия, следователь и органы дознания могут эффективно решать указанные задачи; б) одинаковая юридическая сила процессуальных актов органа дознания и следователя. История развития отечественного уголовного процесса свидетельствует, что процессуальные акты органов дознания и предварительного следствия всегда имели одинаковую юридическую силу. Поэтому следователь вправе давать органам дознания поручения о производстве следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Действительно, если бы протоколы следственных действий, выполненных работниками органов дознания, не имели доказательственного значения протоколов, составленных следователями, то не имело бы смысла давать органам дознания поручения о производстве следственных действий; в) необходимость использования всех возможностей органа дознания и следователя. «Если центр тяжести в работе следственного аппарата приходится на производство предварительного следствия, тщательное собирание и исследование доказательств для изобличения преступника, то центр тяжести в работе органов дознания приходится на проведение оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших, предупреждение и пресечение преступных проявлений». Следователь вправе производить только процессуальные и розыскные действия (ст. 38 УПК РФ). Органы дознания могут прибегнуть и к оперативно-розыскным мерам. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ об ОРД. Ее вправе осуществлять только перечисленные в ст. 13 ФЗ об ОРД оперативные подразделения. Анализируя нынешнее состояние преступности в стране, М.П. Поляков справедливо отмечает, что без использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности уголовному судопроизводству сегодня не под силу противостоять напору преступности.
Отдельные вопросы взаимодействия отражены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее - Закон о полиции), а также в других законодательных актах. Так, одной из обязанностей полиции является: исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Взаимодействие органов дознания со следователями базируется не только на законах, но и на подзаконных нормативных актах. К ним относятся издаваемые Генеральным прокурором РФ, министром внутренних дел РФ приказы, инструкции, положения, наставления. Вопрос о субъектах взаимодействия тесно связан с вопросом о его формах. В научной юридической литературе все формы взаимодействия делят на две большие группы: ) процессуальные формы; 2) непроцессуальные (их еще называют организационно-тактическими). Процессуальными формами взаимодействия являются: · совместная работа следователя с органами дознания с начала расследования. Все поступающие заявления и сообщения о преступлениях можно разбить на две группы: 1) содержащие достаточные данные, указывающие на признаки преступления, 2) не содержащие таких данных. Необходимость во взаимодействии появляется тогда, когда без истребования соответствующих материалов, получения объяснений, производства других проверочных действий (в том числе при помощи оперативно-розыскных мер) нельзя установить наличие оснований для возбуждения уголовного дела. При данных обстоятельствах следователь вправе поручить органу дознания выполнение нужных проверочных действий с применением предоставленных ему уголовно-процессуальным законом и ведомственными нормативными актами средств, в том числе путем производства оперативно-розыскных мер. В рассматриваемой стадии взаимодействие осуществляется и посредством привлечения следователем работников органа дознания к участию в осмотре места происшествия. Органы дознания взаимодействуют со следователем также в случаях, когда они без возбуждения уголовного дела принимают необходимые меры к предотвращению или пресечению преступления, к закреплению его следов, а затем направляют заявление или сообщение о преступлении следователю (ч. 1 ст. 157 УПК РФ). После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах; · выполнение органами дознания поручений следователя о производстве следственных и розыскных действий. Эта форма взаимодействия применяется как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любой стадии предварительного расследования. Без заданий следователя названная форма взаимодействия не возникает. Лишь в одном случае - когда по делу, переданному руководителю следственного органа после производства неотложных следственных действий, не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, - орган дознания имеет право принимать необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника по своей инициативе, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Необходимость дачи поручений и указаний следователя во многом обусловлена тем, что из-за большой загруженности у следователя иногда нет возможности охватить весь комплекс следственных и розыскных действий, выполнение которых необходимо в данный момент. Нужда в даче поручений и указаний возникает и тогда, когда по тактическим соображениям целесообразно произвести одновременно ряд следственных действий (например, обысков у подозреваемых по делу о хищении), а также при необходимости использования специфических средств, имеющихся в распоряжении органа дознания. Оказание содействия следователю в указанных случаях положительно сказывается на быстроте, полноте и качестве расследования. Может сложиться ситуация, когда одних следственных действий бывает недостаточно для собирания необходимых доказательств. Так, чтобы допросить свидетеля, нередко требуется разыскать его. В подобных случаях совершению следственных действий могут предшествовать розыскные мероприятия органов дознания, действующих по поручению следователя. Если местонахождение обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210 УПК РФ). Поручив розыск органу дознания, следователь не должен самоустраняться от проведения дальнейших мероприятий по обнаружению скрывшегося обвиняемого. Из сказанного вытекает, что розыск на всем его протяжении предполагает сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; · содействие следователю со стороны органов дознания при выполнении отдельных следственных действий. Это необходимо когда следователь один физически не в силах выполнить какое-либо следственное действие, а также в тех случаях, когда в связи с проводимыми следственными действиями требуется осуществление функций, специфически присущих органам дознания. Практике известны следующие формы содействия органов дознания следователю в проведении следственных действий: а) предупреждение и пресечение нарушений порядка; оцепление и охрана места происшествия или помещения, где производится обыск, сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей; присутствие при задержании, очной ставке или предъявлении для опознания, когда есть основания опасаться эксцессов со стороны обвиняемого, подозреваемого и других лиц; б) непосредственное участие в следственном действии (например, во главе одной из нескольких поисковых групп при осмотре места происшествия; при разделении на две группы участников следственного эксперимента и др.); в) применение специальных познаний участвующими в осмотре, экспериментах и прочих следственных действий в качестве специалистов-сотрудников экспертно-криминалистических отделов, ГИБДД и др.; · создание следственно-оперативных групп. В ч. 1 ст. 163 УПК РФ говорится, что производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. На практике деятельность следственно-оперативных групп получила широкое распространение. Группы создаются в случаях, когда из материалов уголовного дела усматривается, что его сложность или трудоемкость не позволяет одному следователю завершить работу в установленный законом срок, а для успешного расследования необходимо интенсивное взаимодействие с оперативными работниками. Своевременность создания группы представляется крайне важной. Так, в практике расследования уголовных дел в сфере внешнеэкономической деятельности распространены случаи, когда в результате непринятия своевременных мер по выемке находящиеся на свободе должностные лица полностью уничтожали папки предприятий - участников внешнеэкономической деятельности, в которых хранились документы, свидетельствующие о совершенном должностном преступлении. Таким образом, настоятельно рекомендуется создавать межведомственную следственно-оперативную группу (МСОГ) уже при выявлении первичных следовых картин сложных преступлений. В практике органов предварительного расследования сложилось несколько видов следственно-оперативных групп, различающихся по задачам (осмотр места происшествия; раскрытие преступления по горячим следам; расследование преступлений прошлых лет), составу (следователи органов внутренних дел и оперативные работники; следователи ФСБ и оперативные работники), периоду деятельности (для работы по конкретному уголовному делу и постоянно действующие). В зависимости от объема и характера предстоящей деятельности в группу могут входить несколько следователей и оперативных работников (одной или разных служб) или один следователь и один либо несколько оперативных работников. В процессе расследования уголовного дела с учетом его конкретных обстоятельств состав группы может изменяться. В Приказе Следственного комитета Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. №2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» указано на необходимость: для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создавать постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагать на наиболее опытных работников; ввести специализацию следователей по расследованию отдельных видов преступлений; · производство следователем процессуальных действий одновременно с принятием органом дознания согласованных оперативных мер; · уведомление следователя о результатах проводимых органом дознания оперативно-розыскных мероприятий; · и др. К непроцессуальным формам взаимодействия относятся: · совместный выезд следователя и работников органов дознания на место происшествия. Помимо следователя в осмотре могут принять участие оперативные работники, специалисты в области криминалистики, судебной медицины, пожарной охраны и др. Однако во всех случаях осмотр должен проходить под руководством одного следователя, указания которого обязательны для других участников; · совместное или согласованное планирование расследования по делу. План должен включать в себя: розыскные и следственные версии, данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень подлежащих выполнению следственных действий; обстоятельства, устанавливаемые оперативным путем, без указания необходимых для этого средств и методов; сроки и исполнители по каждому пункту плана. Особое внимание следует обратить на согласованность (по месту, срокам начала и окончания) одновременно проводимых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Планируя проведение следственного действия с участием работников органа дознания, следователь должен решить, сколько таких работников нужно привлечь в целях достижения наибольшего результата от проводимого действия. Ответственность за совместное планирование возлагается на следователя (как и контроль за выполнением плана, и принятие мер при его невыполнении); · проведение следователями и работниками органов дознания тактических операций. Тактическая операция - это сочетание следственных действий, организационных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Фактически тактическая операция представляет собой вывод следователя о необходимости изменения сложившейся ситуации определенными средствами, является одним из видов тактического решения. Однако в системе средств расследования тактическая операция занимает особое положение (хотя при этом нового качества не возникает). Поэтому можно считать допустимым появление нового криминалистического понятия «криминалистическая операция». Перед лицом, осуществляющим расследование, постоянно встают такие следственные задачи, разрешение которых возможно лишь в результате выполнения определенного набора следственных, оперативных, ревизионных и иных действий, направленных на достижение одной цели. Например, чтобы изобличить конкретное лицо в совершении преступления, необходимо провести комплекс процессуальных и непроцессуальных мероприятий. Именно в таких случаях, когда реализацией одного следственного действия достичь поставленной цели невозможно, следователь принимает тактическое решение о необходимости проведения тактической операции; · передача следователю оперативной информации, полученной оперативным работником из негласных источников; · совместное обсуждение результатов розыскной деятельности; · выявление недостатков в осуществлении взаимодействия и принятие мер к их устранению; · и др. В процессе взаимодействия следователь и работники органа дознания регулярно обмениваются информацией, имеющей значение для расследования. Способы получения информации различны: ознакомление с оперативно-розыскными материалами, имеющими отношение к возбуждаемым делам и расследуемым преступлениям - для следователя; ознакомление с материалами уголовного дела, по которому осуществляется взаимодействие, - для оперативных работников; обмен информацией (как письменной, так и устной) - и для следователя, и для сотрудников органа внутренних дел. При использовании сведений, полученных посредством производства оперативно-розыскных мер, следователь должен советоваться с оперативным работником о приемах их реализации для того, чтобы не допустить разглашения данных об использованных средствах оперативного характера. В свою очередь оперативный работник не имеет права предавать гласности данные предварительного следствия без разрешения следователя. «Передаваемая информация должна быть своевременной, полезной, полной и точной. Лицо, передающее информацию, обязано изложить свои соображения по ее применению». В целом, развитию взаимных отношений следователя и органов дознания способствует установление в УПК РФ общих для них целей, а именно: обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|