Проведение общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
Общее собрание акционеров по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации. Содержание данного решения в основном совпадает с изложенным выше содержанием решения, принимаемым в случае разделения и выделения (подробнее см. п. 3 ст. 20 Закона об АО). После одобрения всех вопросов повестки дня собрания происходит переход к следующим этапам преобразования. 3. Государственная регистрация созданного юридического лица. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц).
IV. Изменение типа акционерного общества
Исходя из действующего законодательства, возможно преобразование закрытых акционерных обществ в открытые, и наоборот. В данном случае будет иметь место изменение одного типа акционерного общества на другой. При этом следует учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица, поскольку его организационно-правовая форма не изменяется (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19). В связи с этим требования о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании. Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и их государственной регистрацией в установленном порядке.
Интересную особенность, связанную с акционерными обществами работников (народного предприятия), отметил Д.В. Ломакин. По его словам, на практике арбитражные суды исходят из буквального толкования закона, в результате чего народные предприятия рассматриваются в качестве разновидности закрытых акционерных обществ <1>. Известен случай, когда арбитражный суд не счел реорганизацией преобразование открытого акционерного общества в народное предприятие. Основываясь на положении о том, что и акционерное общество работников, и открытое акционерное общество имеют одну и ту же организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, суд охарактеризовал преобразование акционерного общества в народное предприятие в качестве изменения типа общества (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 октября 1999 г. N 765 <2>). -------------------------------- <1> См.: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах (по СПС "КонсультантПлюс"). <2> СПС "КонсультантПлюс".
§ 3. Ликвидация хозяйственных обществ
Понятие ликвидации
Общие условия ликвидации юридических лиц содержатся в ст. ст. 61 - 64 ГК РФ. Проблеме ликвидации юридических лиц в правовой литературе традиционно уделялось особое внимание. Прекращение существования юридического лица сравнивали со смертью физического лица <1> и сущность ликвидации видели в том, что "все дела компании приводятся к концу: компания может состоять должной и сама может иметь долги на других, в состав ее имущества могут входить недвижимости, не способные к разделу, она может состоять в договорных отношениях с разными лицами и учреждениями и т.д. - все это выяснить, распутать, прекратить обязательства к третьим лицам, реализовать имущество, стребовать долги, - словом, сделать имущество компании способной к разделу между акционерами" <2>.
-------------------------------- <1> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2 (по испр. и доп. 8-му изд., 1902). 2-е изд., испр. М., 2000. С. 153. <2> Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. С. 588 - 589.
Современные исследователи определяют ликвидацию юридического лица как способ прекращения его деятельности при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях <1>, как прекращение юридического лица, связанное с ликвидацией его имущественного комплекса, с исчезновением субъекта права без возникновения правопреемства <2>. -------------------------------- <1> См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 202. <2> См.: Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 15.
Под ликвидацией следует понимать прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Данным обстоятельством ликвидация отличается от другой формы прекращения деятельности юридического лица - реорганизации. В литературе традиционно различают по последствиям реорганизацию как относительное прекращение деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию как абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <1>. -------------------------------- <1> См., напр.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. С. 385.
Основания ликвидации
К хозяйственным обществам применимы общие условия ликвидации юридических лиц. Общество может быть ликвидировано: - в добровольном порядке по решению общего собрания участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; достижением цели создания общества);
- принудительно на основании решения суда <1> по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности при отсутствии надлежащего разрешения, если наличие такового необходимо для деятельности данного вида, либо в связи с грубым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. -------------------------------- <1> Действующему законодательству известна лишь одна форма принудительной ликвидации - судебная, однако для недействующего юридического лица предусматривается процедура внесудебного исключения из реестра. Законодательство предусматривает две формы прекращения недействующих юридических лиц: ликвидация отсутствующего должника в соответствии с законодательством о банкротстве и исключение из реестра недействующего юридического лица. Обе эти системы, по существу, преследуют одну и ту же цель - прекратить фактически не действующее юридическое лицо, предоставив при этом защиту прав и законных интересов кредиторам и иным заинтересованным лицам.
Так, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания судом регистрации недействительной в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Заметим, что уполномоченными органами по обращению в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица могут быть, в частности: - регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным: п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц; п. 3 ст. 26 Закона о регистрации юридических лиц; - антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции; - налоговый орган в силу п. 1 ст. 31 НК РФ. Согласно п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.
Так, Региональное отделение комиссии по рынку ценных бумаг обратилось в соответствии с п. 19 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п. 2 ст. 61 ГК РФ в арбитражный суд с иском от имени названной комиссии о ликвидации акционерного общества, допустившего совершение сделок с грубым нарушением законодательства РФ о ценных бумагах. Арбитражный суд удовлетворил иск, возложив проведение ликвидации общества на истца. Некоторые арбитражные суды при удовлетворении исков налоговых органов о ликвидации юридических лиц в связи с нарушениями налогового законодательства возлагали ее проведение на эти органы. ВАС РФ признал эту практику ошибочной <1>. -------------------------------- <1> Пункт 9 информационного письма Президиума ВАС РФ "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)".
Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица на указанные государственные органы при обращении их в суд с такими исками. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законами или учредительными документами юридического лица. Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона должно быть принято судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий. По одному из дел государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, допустившего повторное нарушение Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1>. Истец основывал свои требования на ст. 6 названного Закона, предусматривающей при выявлении повторного нарушения предприятием его положений обязанность налоговых органов обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957 (с послед. изм.).
Суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, не признал их достаточным основанием для ликвидации юридического лица и в иске отказал. Им было принято во внимание и то обстоятельство, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте, и ликвидация этого предприятия могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан.
Решение по данному делу вынесено судом в рамках предоставленных ему прав и мотивировано п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому суд при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями законодательства может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации юридического лица <1>. В рассматриваемом случае судом дана правильная оценка фактическим обстоятельствам, при которых допущено нарушение, и возможным последствиям удовлетворения иска. -------------------------------- <1> Пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)".
Добровольная ликвидация
Добровольная ликвидация общества может быть осуществлена на основании истечения срока, на который она была создана, достижения цели, которая ставилась учредителями при его создании, и т.д. (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Орган, принимающий решение о ликвидации
Акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным большинством голосов - не менее чем в 3/4. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников. Перечень оснований ликвидации хозяйственных обществ по инициативе его органов управления не является исчерпывающим. В частности, решение о добровольной ликвидации акционерного общества общее собрание акционеров обязано принять, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины уставного капитала, указанного в ст. 26 Закона об АО. Аналогичное положение содержит п. 4 ст. 30 Закона об ООО. Практика исходит из того, что формальное нарушение диспозиции ст. 26 Закона об АО и п. 3 ст. 20 Закона об ООО само по себе не может служить основанием для ликвидации субъекта. В частности, по одному из дел в удовлетворении иска о ликвидации юридического лица по требованию налогового органа было отказано, поскольку допущенные нарушения нельзя расценить как грубые, доказательства причинения ущерба правам и охраняемым законом интересам третьих лиц, в том числе кредиторов и налогового органа, отсутствуют, нарушения носят устранимый характер <1>. -------------------------------- <1> Решение Арбитражного суда Московской области от 8 декабря 2009 г. N А41-31709/09 // СПС "КонсультантПлюс". См. также: решение Арбитражного суда Московской области от 8 декабря 2009 г. N А41-31708/09 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2012 г. N А33-1044/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|