Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические функции государства




Экономическая роль государства в рыночной экономике

Причины государственного регулирования рынка.

Рынок и государство.

Экономические функции государства.

Основные инструменты государственного регулирования.

Государственный сектор в экономике. Общественные блага и услуги.

Государственное регулирование занятости.

 

Причины государственного регулирования рынка

 

Что касается причин, объясняющих обязательное присутствие государства на хозяйственной сцене, то они, как нам представляется, многообразны и различны по своей природе. В наиболее общем виде их можно разделить на три группы.

Первая из них связана с наличием таких экономических функций, которые просто не могут выполняться рыночным механизмом в силу природы последнего. Это, например, производство ряда услуг общественного характера, которые в принципе могут потребляться только на коллективной основе (обеспечение инфраструктуры рынка, охрана порядка, охрана окружающей среды, обеспечение обязательного всеобщего образования и др.). Это также производство благ, обладающих большим эффектом «внешней экономии», т. е. приносящих значительный выигрыш тем, с кого невозможно востребовать за это надлежащую компенсацию. К этой же группе причин относится наличие ряда естественных монополий, о которых подробнее будет сказано ниже, а также необходимость создания и поддержания общеэкономической инфраструктуры (денежная система, сбор и обработка статистической информации, таможенный контроль и т. п.). Общей особенностью вышеперечисленных факторов является то, что все они требуют, чтобы государство в известных пределах взяло на себя роль самостоятельного хозяйствующего агента.

Вторая группа причин вытекает из ограниченности возможностей рыночного саморегулирования. Так, например, кроме государства, не существует органа, способного оперативно восстанавливать равновесие между спросом и предложением, поддерживать другие макроэкономические пропорции. На государство ложится задача воспроизводства конкуренции и предотвращения возникновения частной монополии и другие.

Наконец, еще одна группа причин обусловлена социальными факторами, объективно требующими перераспределения национального дохода в пользу нуждающихся общественных слоев. Частично подобное перераспределение обусловлено соображениями эффективности в широком плане. Так, например, создание более равных условий при получении образования или медицинской помощи, несомненно, увеличивает интеллектуальный и экономический потенциал общества. Однако в большей степени трансфертные платежи в виде различного рода пособий, пенсий и субсидий отражают политические и этические взгляды, господствующие в обществе, и их историческую эволюцию.

Что касается Украины и других стран СНГ, то, на наш взгляд, существует еще одна группа причин, обуславливающих активную роль государства в экономической жизни общества. Дело в том, что одной из основных причин нарастания кризисных явлений в экономике бывшего СССР, стимулировавшей его распад, была гипертрофированная структура народного хозяйства и экономики в целом, которая не ассоциировалась с главными мировыми тенденциями. Однако вместо решительных мер по реструктуризации народного хозяйства был взят курс на рыночную трансформацию. Придавая огромное значение развитию рыночных отношений, нельзя переоценивать их роль в современных условиях. Дело в том, что такой составной элемент рынка как межотраслевая конкуренция способен даже стать тормозом структурной перестройки народного хозяйства и негативно сказаться на динамике производительности труда, т. к. новые отрасли промышленности, базирующиеся на результатах НИОКР, первоначально могут иметь низкую рентабельность производства даже при высоких темпах роста производительности и высоком спросе на продукцию. Именно поэтому они не в состоянии привлечь значительные инвестиции, а из-за первоначально низкой рентабельности и высокой степени риска крупных нововведений капитал весьма неохотно перетекает к ним из других отраслей, которые, напротив, закрепляют его более высокой рентабельностью. Поэтому на пути ускоренного развития новых отраслей в рыночной экономике возникают проблемы, разрешить которые без активной государственной промышленной политики практически невозможно. Поэтому структурная перестройка должна была стать предпосылкой перехода советской экономики к рынку, а не являться следствием последнего, как считают некоторые экономисты. Кроме того, вряд ли оправдано при нашем малопривлекательном инвестиционном климате рассчитывать на «золотой дождь» иностранного капитала, который не проявляет активности в структурной реорганизации экономики даже развитых стран. Поэтому для успешного реформирования экономики Украины активизация инвестиционной и регулирующей миссии государства является безальтернативной.

 

Рынок и государство

Вышеотмеченные обстоятельства, таким образом, играют существенную роль в развитии современной экономики государства.

Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства в конце XIX – начале ХХ веков, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ. Великий кризис 1929–1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного западного экономиста Д. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», которая вышла в 1936 году. Кейнсианские взгляды на природу государственного регулирования рынка надолго овладели умами политиков и экономистов.

Какие же цели преследует государственное регулирование экономики? От экономического развития страны зависит благополучие людей, судьба самого государства. Мера экономического успеха определяет, будет ли страна лидировать, укрепляя свои позиции на мировом рынке, повышая благосостояние населения, или она все более начнет отставать. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и проблемы социальные: как помочь бедным и инвалидам, что нужно для социальной гармонии и стабильности. Ни один народ в мире не изолирован от другого. При этом взаимозависимость между нациями и национальными экономиками усиливается, возникают проблемы внешнеторговых связей, движения ресурсов через границы, таможенных пошлин и валютных курсов. Известный экономист Луис Малкерн констатировал, что для любой страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике.

В конечном итоге целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в реализации принципов эффективности и стабильности экономического и социального развития общества. Осуществление этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто желает и может работать. Это предполагает и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности.

В смешанной экономике, т. е. экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль. Ведь рынок при всем его позитивном значении не является, как и любая социальная система, абсолютно идеальным механизмом, он имеет как положительные, так и отрицательные моменты. На рынке продавцы и покупатели имеют равные возможности, но их положение и доходы весьма неравномерны. Конкуренция также объективно определяет стремление любого производителя к установлению своего контроля над рынком, к его монополизации. А о том зле, которое приносит монополия для экономического и социального развития общества? Рыночный механизм ведет к существенному подъему экономики, но сопровождается он и значительными спадами и кризисами, которые могут отбросить общество далеко назад. Поэтому вполне естественно, что государство стремится разработать механизм прогнозирования или программирования рынка, поскольку колебания на рынке не должны вести к разрушительным последствиям в экономике.

 

 

Экономические функции государства

Роль государства в хозяйственной жизни той или иной страны проявляется через его функции. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие:

1) разработка и утверждение правовых основ экономики, т. е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. Если мы хотим, чтобы «правила» соблюдались, законы должны носить устойчивый характер и применятся ко всем без исключения;

2) определение приоритетов макроэкономического развития, т. е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия экономической политики;

3) реализация социальных ценностей, поскольку любые законы и результаты экономического роста имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание населения;

4) регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Определяющим здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.

К формам государственного регулирования относятся различные регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсаторы. Весьма важна для общества и такая форма как система государственного контроля, разрабатывающая экологические стандарты, стандарты жизни и т. д.

В современной хозяйственной жизни государство представлено в различных формах: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, поступаемые в бюджет, имеет место и система государственного предпринимательства, значительна роль государства в перераспределении национального дохода.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...