Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные инструменты государственного регулирования




Как уже отмечалось, государственное регулирование корректирует действие рыночного механизма. Однако при этом возникает проблема допустимых пределов государственного вмешательства. Если государство нарушает меру вмешательства в экономику, то происходит деформация рыночного механизма и возникает необходимость разгосударствления экономики. Справедливости ради, необходимо отметить, что в экономической науке существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ государственного вмешательства. Если кейнсианцы считают возможным вмешательство государства в широкий спектр экономической жизни общества, то представители неоклассической традиции максимально его суживают.

Если классифицировать основные направления государственного регулирования экономики, то можно выделить следующие регуляторы:

1) правовые регуляторы, которые большое значение придают правовой основе предпринимательства;

2) административные регуляторы, которые иногда используются государством в экстремальных ситуациях;

3) экономические регуляторы, которые можно представить следующим образом (рис. 1).

В современных условиях большую роль играет экономическое программирование или индикативное (рекомендательное) планирование, которое представляет собой сознательную ориентацию государством развития общественного производства на реализацию заранее намеченных целей социально-экономического развития посредством регулирования и воздействия на его структуру. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, а также увязка выбранных целей с системой регуляторов.

 

 


Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет свои особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая, а также социальная политика.

Ниже мы рассмотрим более подробно эти инструменты государственного регулирования, а здесь лишь остановимся на их основных характеристиках. Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

Фискальная политика – это политика в области правительственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется не только финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, но и делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в коллективное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.

Налоги играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, они формируют доходы государства, а с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей. Высокие налоги уменьшают совокупный спрос на рынке и уменьшают объем ВНП; в то же время низкие налоги снижают доходы государства. Поэтому всегда стоит проблема определения разумных границ налоговых ставок применительно к конкретным условиям.

Денежно-кредитная политика. Это довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, мы можем оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а, тем самым, на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление она оказывает влияние на динамику ВНП. Денежно-кредитная политика играет весьма важную роль не только в системе антиинфляционных мер, но и способна быть действенным стимулятором экономического роста. Относительно отечественных реалий ее доминантой может быть всесторонняя активизация методов кредитного стимулирования.

Сразу же необходимо оговориться. Боязнь нарастания инфляционных процессов в этой связи сильно преувеличена, о чем свидетельствует опыт японской кредитной экспансии. Необходимо лишь осуществлять рационирование (количественное регулирование) кредита, предоставляемого на конкретные программы на основе бизнес-планов. Источниками кредитного стимулирования экономики могут быть:

а) свободные накопления населения;

б) бюджетное кредитование госпредприятий;

в) кредиты коммерческих банков;

г) инвестиционные облигации внутреннего государственного займа и др.

Политика регулирования доходов – один из основных инструментов в борьбе с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

Социальная политика направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения, защиту их от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает и такие сферы как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным, политику в области занятости. Именно в социальной политике наиболее глубоко и последовательно выражаются интересы всех слоев населения.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и квот, лицензирование внешней торговли.

В конечном счете, все формы и методы государственного регулирования направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта движения. Постоянная изменчивость рынка, неопределенность результатов и их последствий создают основу для вмешательства в его механизм, стремление «подправить» работу рыночной системы.

Проблемы государственного регулирования в нашей экономике, формы и методы этого регулирования оказались во многом новыми для нашей экономической науки. В советской экономической мысли эти проблемы, по сути дела, начали рассматриваться в связи с изучением вопросов хозяйственного механизма нашего общества. Но в условиях командной экономики речь могла идти лишь о частичных изменениях, которые не затрагивали существа системы. Поэтому и сами эти изменения носили формальный характер. Но при переходе к реальным рыночным отношениям эта проблема превратилась в основное поле битвы между радикалами и консерваторами, поскольку речь шла не просто о методах, а о конкретном механизме присутствия государства в экономике. Не безразлично к этому и массовое сознание, которое видит в системе государственного регулирования своеобразный гарант от проявления негативных явлений рынка. Причем, принадлежность предприятия к частнохозяйственному сектору отнюдь не означает иммунитет от правительственного регулирования и даже вмешательства в тех случаях, когда оно сочтет это целесообразным. Как совершенно справедливо отмечает в своей работе американский японовед Т. Бойд, хозяйство оказывает сопротивление контролю, но признает неизбежность регулирования, а идеи абсолютной рыночной свободы носят чисто академический характер.

В распоряжении правительства имеется немало средств как оперативного, так и стратегического воздействия на деятельность частных предприятий, которые некоторые экономисты делят на пассивные (система ограничений) и активные (различного рода льготы, субсидии, меры защиты и помощи).

 

 

5. Государственный сектор в экономике. Общественные блага и услуги

 

Однако государство может быть не только регулирующей силой экономического развития, но и выступать в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Сектор экономики, в котором оно выступает таковым, называется государственным. Его доля различна в разных странах: от 2 – 3% в США до 30% в некоторых странах Западной Европы.

Но в экономической науке понятие государственного сектора нередко более широкое и включает в себя не только государственную собственность, но и всю совокупность форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Так, например, государственный бюджет (часть государственного сектора, находящегося в сфере распределения) необходим для перераспределения доходов, финансирования общественных благ и т. д. В этой сфере удельный вес государства достаточно велик, хотя в сфере обмена он минимален. Государственный сектор в узком смысле – это совокупность государственных предприятий. Одной из его наиболее серьезных проблем является эффективное функционирование государственных предприятий. Как показывает опыт Германии (например, компания «Фольксваген»), государственные предприятия могут функционировать не менее эффективно, чем частные, если их менеджеры выведены из-под диктата государства, а государственные предприятия функционируют в рыночном режиме.

В последние десятилетия появились смешанные государственно-частные корпорации, в которых государство владеет значительным или даже контрольным пакетом акций. Но иногда государство не являясь совладельцем этих предприятий, осуществляет жесткий контроль над ними. Этот сектор получил название «третий» (не государственный и не частный).

Взаимодействие участников общественного производства многообразно по формам и социальным последствиям. Это взаимодействие опосредуется в большинстве своем рынком, однако есть такие проблемы, которые оказываются вне его, т. е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые не обязательно имеют денежную оценку, однако существенно влияют на благосостояние субъектов рынка. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Ярким примером отрицательного эффекта является строительство плотины вверху по течению реки. При этом живущие в нижнем течении реки приобретают более худшие условия рыбной ловли.

Если же, например, фермер сооружает оросительный канал к своему участку земли, то в этом случае улучшается качество земель, через которые проходит канал, без вложения капитала их владельцев. Этот пример иллюстрирует положительный эффект.

Механизм рынка ориентирует на удовлетворение только тех потребностей, которые находят выражение в спросе. Тем не менее существуют и такие потребности, которые не поддаются изменению в деньгах и поэтому не могут превратиться в спрос. Речь идет о так называемых общественных благах и услугах. К ним относятся: охрана общественного порядка, государственное управление, оборона и т. д. Эти блага потребляются всеми членами общества и поэтому называются общественными. Предоставление их населению является функцией государства, а финансирование осуществляется через бюджет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...