Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка доли крупнейших стран в мировых и экономических и военных показателей в конце 90-х годов




Оценка доли крупнейших стран в мировых и экономических и военных показателей в конце 90-х годов

  ВВП по ППС* Населе-ние Инвести-ции Экспорт Импорт Внешняя торговля Внешняя задолжен- ность Ядерное оружие
Весь мир США Китай Япония Германия Индия Франция Англия Италия Бразилия Индонезия Мексика Канада Корея Россия Турция Иран Пакистан 100, 0 20, 6 10, 7 7, 7 4, 7 4, 1 3, 4 3, 2 3, 2 2, 9 2, 2 2, 0 1, 8 1, 8 1, 6 1, 1 1. 1 1, 0 100, 0 4, 6 21, 1 2, 2 1, 4 16, 4 1, 0 1, 0 1, 0 2, 8 3, 4 1, 6 0, 5 0, 8 2, 6 1, 1 1, 1 2, 3 100, 0 16, 1 16, 6 9, 8 4, 7 3, 8 2, 8 2, 2 2, 6 2, 7 3, 4 1, 5 1, 5 2, 7 1, 0 1, 1 1, 4 0, 8 100, 0 11, 7 2, 6 8, 7 10, 4 0, 6 5, 3 4, 9 4, 7 0, 9 0, 9 1, 1 3, 8 2, 5 1, 6 0, 4 0, 4 0, 2 100, 0 15, 5 2, 2 6, 1 9, 1 0, 8 5, 2 5, 3 3, 9 1, 0 0, 9 1, 0 3, 4 2, 6 1, 3 0, 7 0, 3 0, 2 100, 0 13, 6 2, 4 7, 4 9, 8 0, 7 5, 3 5, 1 4, 3 1, 0 0, 9 1, 0 3, 6 2, 6 1, 4 0, 6 0, 3 0, 2 100, 0 23, 6 3, 5 нет данных 10, 3 3, 4 0, 4 2, 4 нет данных 5, 2 3, 3 4, 4 2, 6 1, 9 3, 2 2, 3 0, 8 1, 0 100, 0 45, 0 1, 3 0, 0 0, 0 0, 1 1, 4 1, 1 0, 0 0, 0 0, 0 0, 0 0, 0 0, 0 50, 0 0, 0 0, 0 0, 1

* ППС – паритет покупательной способности

б) ВВП на душу населения, взятый по рыночному обменному курсу валюты и по паритету покупательной способности. Замечено, что ВВП, исчисленный по обменному курсу валюты и по ППС, для развитых стран совпадает, а вот для развивающихся стран ВВП по ППС в 2-5 раз превосходит ВВП по обменному курсу. Для экономических сравнений чаще используется ВВП по обменному курсу валют, а для социальных – ВВП по ППС.

Именно по этому показателю производится классификация стран на:

- развитые, с высоким ВВП на душу населения (обычно к развитым относят страны с месячным ВВП на душу населения в 1 тыс. долл. в месяц);

- развивающиеся, с меньшим, чем 1 тыс. долл. в месяц. В эту группу все чаще включают так называемые страны с переходной экономикой, в которую входили бывшие страны народной демократии Восточной Европы, страны бывшего СССР и азиатские социалистические страны (Китай, Вьетнам, КНДР).

Сейчас обозначилось четкое разделение стран с переходной экономикой. Многие страны Восточной Европы, такие как Чехия, Словения, Венгрия, Польша, вплотную приблизились к развитым странам и вскоре войдут в эту группу. Другие страны, включая Россию, уже по всем параметрам соответствуют группе развивающихся стран.

 

6. Социально-демографическое развитие определяется следующими основными показателями:

- абсолютным и относительным приростом населения;

- коэффициентами рождаемости и смертности;

- показателями миграции населения;

- ожидаемой при рождении продолжительностью жизни и связанными с ней показателями

- уровнями образования, здравоохранения и культуры.

       

2. 2. Классификация государств по их месту в экономике

Из многих возможных классификационных признаков, по которым можно выстроить после-

довательности моделей государств, широко используют следующие:

- «удельный вес» государства в экономике;

- социальная направленность государства;

- открытость государства для внешних рынков и направленность его внешнеэкономи-ческой политики;

- роль государственного сектора в экономике;

- степень бюрократизации и коррупции в государственном аппарате.

Удельный вес государства в экономике чаще всего определяют по доле государственных расходов в ВВП. Здесь имеется одна важная закономерность, получившая наименование «закон возрастающей активности», или закон Вагнера, который констатирует неизменный рост государственных расходов с развитием страны. Действительно, с 1870 г. по наши дни государственные расходы, взятые в среднем по 17 развитым странам, выросли с 9 до 47% ВВП. В развивающихся и относительно бедных странах доля государственных расходов в ВВП гораздо ниже и находится на уровне 20% ВВП.

При этом важно отметить, что в «либеральных», в основном англоязычных странах (США, Австралия, Новая Зеландия), доля государственных расходов в ВВП заметно ниже (порядка 30-35% ВВП), чем в странах с социально ориентированной экономикой (почти во всей Западной Европе эта доля составляет около 50%, а в Швеции свыше 60%). Постсоциалистические страны с переходной экономикой разделились на три группы Страны Восточной и Центральной Европы пошли, в основном, по западноевропейскому пути с долей госрасходов в ВВП около 50%, азиатские страны имеют 20-30% ВВП, и они уже пополнили список бедных развивающихся стран; Россия, Белоруссия и Украина имеют долю госрасходов 30-35% ВВП, и пока не ясно, то ли они осознанно пошли по американскому пути, то ли постепенно спускаются в группу развивающихся стран.

Однако, наряду с долей госрасходов в ВВП для более детального и достоверного анализа необходимо рассматривать структуру этих расходов.         

Анализ структуры государственных расходов позволяет оценить социальную направленность государств, которую можно количественно охарактеризовать долей общественных благ в ВВП, производимых государством, социальных трансфертов в ВВП. Здесь первенствует Швеция (по 25% общественных благ и трансфертов), за ней следуют другие западноевропейские страны, за ними либеральные страны ОЭСР и далее более бедные развивающиеся страны.

Степень социальной направленности государства отражает также децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз 10% наиболее богатых людей имеют большие доходы, чем 10% наиболее бедных. На одном из первых мест по этому показателю – Бразилия (73 раза), имеющая, кстати, всего 7% ВВП, расходуемых на социальные блага и 4% трансфертов. У США этот показатель равен 15, у западноевропейских стран около 3-7.

Открытость государства для внешних рынков может быть охарактеризована средним уровнем импортных тарифов, импортными тарифами по группам товаров и другими мерами протекционистской политики. Важным показателем является также доля экспорта в ВВП. Высокая степень протекционизма характерна для стран, по различным причинам неспособных на равных конкурировать на мировых рынках (невыгодные природно-климатические условия, технологическая отсталость, традиционно высокая оплата труда, делающая некоторые группы товаров неконкурентоспособными).

Причины протекционизма разнообразны, поэтому довольно высокую степень защиты по ряду товаров демонстрируют как развитые европейские страны и Япония (например, по продовольственным товарам), так и развивающиеся страны Южной Азии (средний уровень тарифа – 52, 7%) и Африки (36, 6%). Классическими примерами либеральных и предельно открытых экономик оставались в конце 20 века Гонконг и Сингапур. Одной из самых отрытых является в то же время социально ориентированная экономика Швеции, которая зато тратит значительные средства на поддержку своего неконкурентоспособного сельского хозяйства.

Россия в первые годы реформ вообще обходилась без импортных пошлин, то есть была абсолютно открыта. Сейчас эти пошлины в среднем составляют 15%. С точки зрения экспорта экономика России относится также к весьма открытым. Наша страна экспортирует 43% добываемой нефти, 34% газа, более 60% проката черных металлов, 70-90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы.

Государственный сектор, включающий полностью или частично государственные предприятия, играет заметную роль в большинстве стран. В одних странах госсектор возник, в основном, в результате национализации предприятий и целых отраслей (Франция, Италия, Великобритания, Австрия), в других государство строило или приобретало разоряющиеся объекты (ФРГ, США, Япония, Швеция). В постсоциалистических странах госсектор сохранился как наследие от социалистического прошлого.

Необходимость госсектора обусловлена, прежде всего, внерыночным характером некоторых, в основном стратегических, целей, которые рынок без государства осуществить не в состоянии. Роль госсектора определяется его долей в ВВП и долей занятых в нем людей от всех трудоспособных. В настоящее время в странах ЕС на государственных предприятиях занято более 8 млн чел., что составляет около 11% всех работающих по найму. На них приходится 12, 5% ВВП и 20% капиталовложений. Максимальный вклад госсектора в ВВП у Греции (23, 3%), минимальный у Нидерландов (8, 3%). На государственных предприятиях энергетики занято 70% работающих в отрасли, на транспорте и связи – 60%, в финансовом секторе – 30%. Традиционно большое влияние имеют госсекторы Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в металлургии, авто- и судостроении, химии, пищевой промышленности, авиастроении, атомной энергетике и космической промышленности

Государственные концерны «Рено» во Франции и «Фольксваген» в ФРГ дают примеры эффективного использования госсобственности.

Однако расширение госсектора и непомерное увеличение роли государства в экономике создают предпосылки для бюрократизации и коррупции. (Россия здесь занимает одно из первых мест в мире). Одним из объективных показателей бюрократизации страны, являющейся одной из причин коррупции, может служить отношение доли госаппарата к числу всех трудоспособных к доле госрасходов в ВВП. Например, для стран ОЭСР госрасходы в ВВП составляют 51%, отношение занятых на госслужбе к занятым в экономике – 19, 2%, отношение второго к первому 0, 37. Для Египта те же показатели равны14%, 17, 9% и 1, 28. Отсюда степень «бюрократизации» Египта в 3, 46 раза выше, чем в странах ОЭСР.

Анализ различных моделей взаимодействия государств с экономиками своих стран позволяет сделать вывод о постепенной конвергенции моделей, что объясняется, прежде всего, глобализацией экономики. Крайние случаи сверх социально ориентированных и сверхлиберальных стран постепенно приближаются к центру спектра, а весь спектр моделей становится со временем все более узким.

     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...