Оценка доли крупнейших стран в мировых и экономических и военных показателей в конце 90-х годов
Оценка доли крупнейших стран в мировых и экономических и военных показателей в конце 90-х годов
б) ВВП на душу населения, взятый по рыночному обменному курсу валюты и по паритету покупательной способности. Замечено, что ВВП, исчисленный по обменному курсу валюты и по ППС, для развитых стран совпадает, а вот для развивающихся стран ВВП по ППС в 2-5 раз превосходит ВВП по обменному курсу. Для экономических сравнений чаще используется ВВП по обменному курсу валют, а для социальных – ВВП по ППС. Именно по этому показателю производится классификация стран на: - развитые, с высоким ВВП на душу населения (обычно к развитым относят страны с месячным ВВП на душу населения в 1 тыс. долл. в месяц); - развивающиеся, с меньшим, чем 1 тыс. долл. в месяц. В эту группу все чаще включают так называемые страны с переходной экономикой, в которую входили бывшие страны народной демократии Восточной Европы, страны бывшего СССР и азиатские социалистические страны (Китай, Вьетнам, КНДР).
Сейчас обозначилось четкое разделение стран с переходной экономикой. Многие страны Восточной Европы, такие как Чехия, Словения, Венгрия, Польша, вплотную приблизились к развитым странам и вскоре войдут в эту группу. Другие страны, включая Россию, уже по всем параметрам соответствуют группе развивающихся стран.
6. Социально-демографическое развитие определяется следующими основными показателями: - абсолютным и относительным приростом населения; - коэффициентами рождаемости и смертности; - показателями миграции населения; - ожидаемой при рождении продолжительностью жизни и связанными с ней показателями - уровнями образования, здравоохранения и культуры.
2. 2. Классификация государств по их месту в экономике Из многих возможных классификационных признаков, по которым можно выстроить после- довательности моделей государств, широко используют следующие: - «удельный вес» государства в экономике; - социальная направленность государства; - открытость государства для внешних рынков и направленность его внешнеэкономи-ческой политики; - роль государственного сектора в экономике; - степень бюрократизации и коррупции в государственном аппарате. Удельный вес государства в экономике чаще всего определяют по доле государственных расходов в ВВП. Здесь имеется одна важная закономерность, получившая наименование «закон возрастающей активности», или закон Вагнера, который констатирует неизменный рост государственных расходов с развитием страны. Действительно, с 1870 г. по наши дни государственные расходы, взятые в среднем по 17 развитым странам, выросли с 9 до 47% ВВП. В развивающихся и относительно бедных странах доля государственных расходов в ВВП гораздо ниже и находится на уровне 20% ВВП.
При этом важно отметить, что в «либеральных», в основном англоязычных странах (США, Австралия, Новая Зеландия), доля государственных расходов в ВВП заметно ниже (порядка 30-35% ВВП), чем в странах с социально ориентированной экономикой (почти во всей Западной Европе эта доля составляет около 50%, а в Швеции свыше 60%). Постсоциалистические страны с переходной экономикой разделились на три группы Страны Восточной и Центральной Европы пошли, в основном, по западноевропейскому пути с долей госрасходов в ВВП около 50%, азиатские страны имеют 20-30% ВВП, и они уже пополнили список бедных развивающихся стран; Россия, Белоруссия и Украина имеют долю госрасходов 30-35% ВВП, и пока не ясно, то ли они осознанно пошли по американскому пути, то ли постепенно спускаются в группу развивающихся стран. Однако, наряду с долей госрасходов в ВВП для более детального и достоверного анализа необходимо рассматривать структуру этих расходов. Анализ структуры государственных расходов позволяет оценить социальную направленность государств, которую можно количественно охарактеризовать долей общественных благ в ВВП, производимых государством, социальных трансфертов в ВВП. Здесь первенствует Швеция (по 25% общественных благ и трансфертов), за ней следуют другие западноевропейские страны, за ними либеральные страны ОЭСР и далее более бедные развивающиеся страны. Степень социальной направленности государства отражает также децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз 10% наиболее богатых людей имеют большие доходы, чем 10% наиболее бедных. На одном из первых мест по этому показателю – Бразилия (73 раза), имеющая, кстати, всего 7% ВВП, расходуемых на социальные блага и 4% трансфертов. У США этот показатель равен 15, у западноевропейских стран около 3-7. Открытость государства для внешних рынков может быть охарактеризована средним уровнем импортных тарифов, импортными тарифами по группам товаров и другими мерами протекционистской политики. Важным показателем является также доля экспорта в ВВП. Высокая степень протекционизма характерна для стран, по различным причинам неспособных на равных конкурировать на мировых рынках (невыгодные природно-климатические условия, технологическая отсталость, традиционно высокая оплата труда, делающая некоторые группы товаров неконкурентоспособными).
Причины протекционизма разнообразны, поэтому довольно высокую степень защиты по ряду товаров демонстрируют как развитые европейские страны и Япония (например, по продовольственным товарам), так и развивающиеся страны Южной Азии (средний уровень тарифа – 52, 7%) и Африки (36, 6%). Классическими примерами либеральных и предельно открытых экономик оставались в конце 20 века Гонконг и Сингапур. Одной из самых отрытых является в то же время социально ориентированная экономика Швеции, которая зато тратит значительные средства на поддержку своего неконкурентоспособного сельского хозяйства. Россия в первые годы реформ вообще обходилась без импортных пошлин, то есть была абсолютно открыта. Сейчас эти пошлины в среднем составляют 15%. С точки зрения экспорта экономика России относится также к весьма открытым. Наша страна экспортирует 43% добываемой нефти, 34% газа, более 60% проката черных металлов, 70-90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы. Государственный сектор, включающий полностью или частично государственные предприятия, играет заметную роль в большинстве стран. В одних странах госсектор возник, в основном, в результате национализации предприятий и целых отраслей (Франция, Италия, Великобритания, Австрия), в других государство строило или приобретало разоряющиеся объекты (ФРГ, США, Япония, Швеция). В постсоциалистических странах госсектор сохранился как наследие от социалистического прошлого. Необходимость госсектора обусловлена, прежде всего, внерыночным характером некоторых, в основном стратегических, целей, которые рынок без государства осуществить не в состоянии. Роль госсектора определяется его долей в ВВП и долей занятых в нем людей от всех трудоспособных. В настоящее время в странах ЕС на государственных предприятиях занято более 8 млн чел., что составляет около 11% всех работающих по найму. На них приходится 12, 5% ВВП и 20% капиталовложений. Максимальный вклад госсектора в ВВП у Греции (23, 3%), минимальный у Нидерландов (8, 3%). На государственных предприятиях энергетики занято 70% работающих в отрасли, на транспорте и связи – 60%, в финансовом секторе – 30%. Традиционно большое влияние имеют госсекторы Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в металлургии, авто- и судостроении, химии, пищевой промышленности, авиастроении, атомной энергетике и космической промышленности
Государственные концерны «Рено» во Франции и «Фольксваген» в ФРГ дают примеры эффективного использования госсобственности. Однако расширение госсектора и непомерное увеличение роли государства в экономике создают предпосылки для бюрократизации и коррупции. (Россия здесь занимает одно из первых мест в мире). Одним из объективных показателей бюрократизации страны, являющейся одной из причин коррупции, может служить отношение доли госаппарата к числу всех трудоспособных к доле госрасходов в ВВП. Например, для стран ОЭСР госрасходы в ВВП составляют 51%, отношение занятых на госслужбе к занятым в экономике – 19, 2%, отношение второго к первому 0, 37. Для Египта те же показатели равны14%, 17, 9% и 1, 28. Отсюда степень «бюрократизации» Египта в 3, 46 раза выше, чем в странах ОЭСР. Анализ различных моделей взаимодействия государств с экономиками своих стран позволяет сделать вывод о постепенной конвергенции моделей, что объясняется, прежде всего, глобализацией экономики. Крайние случаи сверх социально ориентированных и сверхлиберальных стран постепенно приближаются к центру спектра, а весь спектр моделей становится со временем все более узким.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|