Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственные возможности общества




Блага. Потребности, ресурсы.

Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития и изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения в условиях ограниченности экономических ресурсов.

Экономические потребности – это внутренние мотивы человека, которые побуждают его к экономической деятельности. Они делятся на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилище и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребность в досуге - кино, театр, спорт и т.д.). Первичные не могут быть заменены друг другом, вторичные – могут.

Потребности также делят на материальные, социальные, духовные. Материальные потребности связаны с жизнедеятельностью людей, без которых они не могут существовать. Это потребности в пище, одежде, услугах. Социальные потребности образуют основу деятельности человека, выполняющего в обществе определенные функции. К ним относятся потребности в труде, отдыхе, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий, включая достижение полного социального равенства. Духовные потребности связаны с творческой деятельностью людей. Это потребности в образовании, повышении культурного уровня и уровня квалификации, творческой деятельности и эстетическом наслаждении.

Товары и услуги, удовлетворяющие потребности называют благами. Одни из них имеются в относительно неограниченном количестве – вода, солнце, воздух. Другие блага ограничены, к ним относятся продукты, вещи, услуги и т.п. Эти виды благ называются экономическими. Экономические блага бывают долговременными (автомобиль, книга, диски и др.) и недолговременными (хлеб, мясо, напитки и проч.), то есть используются длительное или короткое время соответственно. Кроме того, среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты). Первые могут удовлетворять одни и те же потребности и могут быть заменены друг другом, вторые – удовлетворяют потребности только в комплексе и не могут использоваться друг без друга. К субститутам относятся потребительские товары (свинина-говядина), производственные ресурсы (труд-капитал), услуги (поезд-самолет-автомобиль), сфера досуга (кино-театр-цирк). Примерами комплиментарных благ могут служить: стол и стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка.

Стоимость (ценность) благ по К. Марксу определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, осуществляемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности. Современные экономисты считают, что ценность благ определяется их редкостью, т.е. ограниченностью по сравнению с безграничными потребностями. При этом, любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Таким образом, ценность экономических благ зависит не только от затрат, связанных с их производством, но и от интенсивности потребностей, от наличного количества благ, способных удовлетворить данную потребность, от возможностей наращивания их производства.

Для наращивания производства благ нужны определенные средства – ресурсы. Экономические ресурсы (факторы производства) – это то, что используется для производства экономических благ. К ним относятся труд, капитал, земля (включающая природные ресурсы), предпринимательские способности и информация.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей, это физические и умственные способности людей, используемые ими для производства благ.

Понятие капитал (инвестиционные ресурсы) – охватывает все средства труда, такие как инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, используемые в производстве благ. Процесс производства и накопления капитальных благ называют инвестированием. Капитал в денежной форме не входит в это понятие и не является ресурсом, так как деньги сами по себе ничего не производят.

Земля включает в себя все естественные ресурсы, дарованные природой и используемые в производственном процессе. К этому фактору относятся пахотные земли, луга, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.

Предпринимательские способности – это производственный ресурс, связанный с предприимчивостью людей, т.е. их способностью эффективно соединять и использовать все другие виды экономических ресурсов.

Таким образом, факторы производства в обобщенном виде можно поделить: личный фактор (раб. сила, труд), вещественный фактор (средства производства), предпринимательский фактор - личный фактор, обеспечивает соединение факторов производства.

Экономический выбор. Экономические отношения.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов и решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить. То есть экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения является решающая область жизнедеятельности людей, без которой не возможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Многообразие потребностей при ограниченности средств их удовлетворения приводит к тому, что удовлетворяются далеко не все потребности и не в полной мере. Следовательно, любое экономическое действие означает выбор в пользу одной или нескольких потребностей из всех возможных. Из этого следует, что проблема принятия экономических решений, в сущности, является проблемой выбора одного из альтернативных вариантов экономических действий. Она возникает только в том случае, когда для данного экономического субъекта существует не только реальная возможность, но и необходимость выбирать между альтернативными вариантами. С другой стороны, проблема выбора связана с проблемой ограниченности средств на удовлетворение данной потребности при обеспечении возможности удовлетворения других потребностей экономического субъекта. То есть, выделение определенного количества ресурсов на удовлетворение какой-либо потребности всегда связано с отказом от использования этих ресурсов для удовлетворения других потребностей и ограничивает их удовлетворение.

Проблема выбора иллюстрируется с помощью модели кривой производственных возможностей (КПВ). Модель строится при определенных предпосылках: 1) производится два товара или две разновидности товаров (например, инвестиционные и потребительские; X и Y); 2) экономика функционирует в условиях полной занятости и полного использования всех ресурсов; 3) количество ресурсов, используемых для производства фиксировано; 4) технологии неизменны. Модель показывает, таким образом, комбинации рассматриваемых благ могут быть произведены при полном и эффективном использовании ресурсов или это кривая каждая точка которой показывает максимальный объем производства двух товаров при данных ресурсах.

Рис.1. Модель КПВ
ИТ
ПТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
A
B
D
E
С
М
Любая точка на кривой показывает, сколько товаров X и Y можно произвести, если направить на их производство все имеющиеся ресурсы. Например, в точке В производится 30 ед. инвестиционных товаров и 3 ед. потребительских, в точке С – 23 инвестиционных и 3 потребительских. Точки А и Е показывают что производится только один вид благ, т.е. можно, например, произвести максимум 35 ед. инвестиционных товаров, если направить в эту сферу все имеющиеся ресурсы. Точка М отражает неэффективный вариант производства, как и любая точка внутри кривой, так как ресурсы используются не полностью или неэффективно. Точка К считается невозможным вариантом производства, так как ресурсов для ее производства недостаточно.

Модель показывает, что дополнительное производство одного блага, возможно только за счет уменьшения другого, так как ресурсы ограничены. В этой связи используют понятие альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей). Альтернативные издержки (АИ)– это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей или цена отказа от одного блага в пользудругого. Альтернативные издержки – это потери других альтернативных благ и услуг, которые могли бы быть произведены (получены) с помощью одних и тех же производственных ресурсов. При движении по кривой так же возникают эти издержки, и изменяется структура производства. Математически альтернативные издержки могут быть рассчитаны с помощью формул АИпт = или АИит = . Первая формула показывает, от какого количества инвестиционных благ приходится отказываться, чтобы произвести одну дополнительную единицу потребительских, вторая – наоборот. Таким образом, альтернативные издержки производства потребительских благ в точке С (см. рис.1) составят: АИПТ = (23-14)/(9-6) =3 (движение в сторону увеличения потребительских благ, т.е. из С в D), а альтернативные издержки производства инвестиционных благ в точке С составят: АИит = (6-3)/(30-23) =3/7 (движение в сторону увеличения инвестиционных благ, т.е. из С в В),

Двигаясь вверх или вниз по кривой, обществу приходится вовлекать сначала наиболее пригодные ресурсы для производства дополнительных единиц блага, а затем по мере увеличения производства этого блага вовлекаются все менее пригодные ресурсы в силу их ограниченности. Поэтому по мере приближения к любой из осей координат, каждая дополнительная единица произведенного блага будет требовать все большего сокращения производства другого блага. В этом суть закона возрастания альтернативных издержек.

В реальной жизни экономические субъекты (фирма, человек) постоянно сталкиваются с альтернативными издержками и проблемой выбора. Так, например фирма, оптимизируя производство, решает вопрос об альтернативном применении труда или капитала. Человек, потративший на изучение экономики один час, отказывает себе в часе отдыха, а альтернативными издержками часа отдыха может быть упущенная за этот час заработная плата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...