Применение теории спроса и предложения. Государственный контроль над ценами
Государство в социальных целях может, вмешивается в рыночный механизм путем фиксации цены, которая может быть ниже, либо выше цены равновесия. И в том и в другом случае государство нарушает равновесие на рынке, в силу чего оно вынуждено осуществлять государственные расходы для поддержания данной политики.
1)Политика “потолка цены” (максимальной цены).
Рис. 9. Минимальная цена на рынке
|
В данном случае государство назначает максимальную цену, выше которой не может быть цена на рынке и, как правило, данная цена ниже равновесной цены.
Объем государственных расходов, необходимых для поддержания P max на рынке - есть величина Н. Н= h*Qd.
Рис. 10. Максимальная цена на рынке
|
2)Политика “пола цен” (минимальная цена). Государство назначает ту минимальную цену, ниже которой не может быть цена на рынке. Введение фиксированной цены выше равновесной, приводит к тому, что на рынке производится избыток товара Qs-Qd, который будет толкать цены вниз. Поэтому для поддержания такой политики государство обязано закупить этот избыток товара. При этом госрасходы будут равны
G= Pmin (Qs- Qd).
Налоги и рыночное равновесие. Государство может влиять на процесс ценообразования с помощью потоварного налога, который устанавливается или фиксируется по цене товара (в абсолютном выражении или в процентах). После реализации товара налог перечисляется в государственный бюджет. Непосредственно налог может выплачивать в бюджет либо продавец, либо покупатель. Однако в результате изменений, происходящих на рынке, налог распределяется между продавцами и покупателями.
0 Количество Рис. 11.Распределение налогового бремени
Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 23).
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 12).
а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос
Рис. 12. Эластичность спроса и распределение налога
Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.
Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 13).
а) Налоги и эластичное б) Налоги и неэластичное
предложение предложение
Рис. 13. Эластичность предложения и распределение налога с продаж
Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
Тема 3. Производство и издержки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: