Этапы судебно-психологической экспертизы
1. Участие эксперта в исследовании доказательств.
2. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов.
3. Проведение экспериментального исследования.
4. Составление заключения.
5. Оглашение заключения.
6. Допрос экспертов.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
- время и место производства судебной экспертизы;
- основания производства судебной экспертизы;
- сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
- предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
- объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
Участие психолога возможно также в рамках комплексных экспертиз, например Комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).
Форма и структура экспертного заключения:
В соответствии с законодательством заключение экспертов состоит из 3 частей:
1. Вводная
2. Исследовательская
3. Выводы
Вводная часть:
1. Формулируется название СПЭ (КСППЭ) – шапка
«Заключение судебной психологической экспертизы (СПЭ или КСППЭ)»
2. Указывается, что это исследование произведено экспертом или судебной экспертной комиссией (2 психиатра и 1 психолог) в составе: …
3. Время и место проведения экспертизы
4. Сведения о подэкспертном (ФИО, год рождения, процессуальное положение, статьи закона по которым привлекается)
5. Указывается основание проведения экспертизы
6. Сведение об органе или лице назначившем экспертизу
7. Сведения об органе или лице назначившем экспертизу
8. Сведения об экспертном учреждении и об экспертах (ФИО, звания и степени)
9. Подписи экспертов
10. Вопрос, который ставят перед экспертом (переписывается дословно)
11. Предоставленные материалы (объект исследования, материалы дела, амбулаторная карта и т.д.)
12. Описание методик: при проведении экспертизы были использованы следующие методы и методики (анализ документов, наблюдение, беседа, психологические методики…)
13. Предупреждение экспертов: Эксперты предупреждены о ст. 307: «за дачу ложного экспертного заключения» Подпись эксперта.
Исследовательская часть:
1. Излагаются в хронологической последовательности события жизни подэкспертного с момента рождения до экспертизы:
Узнать и проанализировать – состоял ли на учете в детской комнате милиции
Детсад, школа, трудовой стаж, почему менял места работы
Сколько раз судим, по каким статьям
2. Семейный анамнез:
Сколько раз женат, причины разводов, родители, дети и т.д.
3. Указать состояние здоровья
4. В настоящее время проходит по статье №… и объяснить ситуацию + д.б. приведено заключение судебных медиков (описание телесных повреждений жертвы) + содержится ли алкоголь в крови (степень опьянения)
5. Поведение человека в момент юридически значимой ситуации и экспертизы: дает ли показания: дает ли показания, как себя ведет, описываются результаты допросов, проверки показаний на месте.
6. При КСППЭ психиатры описывают психический, неврологический статус подэкспертного.
7. Выясняется отношение подэкспертного к юридически значимой ситуации (считает себя виноватым или нет)
8. Беседа с подэкспертным:
Субъективный анамнез (как сам рассказывает)
Социальное поведение (особенности контакта), степень заинтересованности в результатах
Агрессивность (присуща с детства или нет)
Как ведет себя в конфликтной ситуации (предложить ситуации с вариантами ответов)
Отношения с друзьями (лидер, аутсайдер)
9. Экспериментально психологическое исследование: после описания беседы методики и их результаты (как вел себя в процессе заполнения, как понимает инструкции, хорошо ли слышит-видит)
Необходимо описать и объяснить результаты исследования блоками.
Выводы:
Таким образом, проведенный психологический анализ материалов представленного дела приводит к следующему заключению (указывает на…) присущие личности особенности (выраженная просоциальная направленность), которые имели влияние на его поведение в юридически значимой ситуации. Что выявили в эмоциональной сфере. Позиция (ригидный). Какие черты для него характерны и т.д. и т.п. Таким образом, вышеизложенное позволяет прийти к заключению, что в момент совершения инкрминируемого деяния он находился или не находился в состоянии аффекта (мог или не мог в полной мере осознавать общественную опасность своих действий и регулировать их) и т.д.
Психологический анализ материалов дела и приобщенных к нему материалов:
Просмотреть все материалы дела: текст, фото, справки…
3 вида текстов:
- многозначный текст – допускает разнообразные интерпретации (много вариантов толкования)
- однозначные – не допускают двоякого толкования
- смешанные (самые емкие) – материалы дела
Необходимо выделять опорные точки:
зафиксировать данные об особенностях психического развития подэкспертного.
Лакуны – пустые места – то, чего в тексте нет – возможны неоднозначные толкования. Лакуны могут быть заполнены при беседе, запросе дополнительной информации, могут быть компенсированы переводом имеющихся данных на психологический язык (опасность неверной интерпретации).
Структура психологического анализа материалов:
1. Изучение объективного анамнеза по документам, показаниям родственников.
2. Изучение субъективного анамнеза жизни (по показаниям подэкспертного в клинической беседе).
3. Изучение динамики психической деятельности подэкспертного в интересующий содебно-следственные органы период времени (по показаниям свидетелей, подэкспертного, по текстам явки с повинной, по следственным экспериментам – как себя вел).
Психодиагностические этапы (схема анализа) психологического исследования при производстве экспертизы обвиняемых в агрессивных действиях:
1. Четко уяснить фабулу дела (Как все произошло?) – реконструировать хронологию событий.
2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по материалам уголовного дела и другим материалам.
3. Психологический ретроспективный анализ динамики психологического состояния и психической деятельности подэкспертого по материалам дела.
4. Проведение клинической беседы и экспериментально-психологического исследования.
5. Сопоставить анализ данных психологического изучения материалов уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментально-психологического исследования.
6. Анализ взаимодействия личности с юридически значимой ситуацией:
Стадии:
1) определение типа и механизма криминальной агрессии.
2) определение индивидуально-психологических особенностей: исследование особенностей восприятия, мышления, воли (контроль поведения).
3) определение прогностических возможностей, эмоциональных, функциональных особенностей.
7. Составление экспертного заключения с формулировкой экспертных выводов.
Криминальная агрессия (включает меньше действий, чем просто агрессия):
А+
ПтS
А- Н
Т- Т+
А – уровень агрессии
Т – тормозящие тенденции
Н – нейтральная ситуация
ПтS – психотравмирующая ситуация
Агрессивность может быть личностной и реактивной.
Агрессивность может выступать как мотивационная тенденция – внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий.
Группы тормозящих тенденций:
1. Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) связанные с гуманистической направленностью личности, социальными установками, религиозными взглядами.
2. Социально-нормативные – связаны с социальными ролями.
3. Диспозиционные (Кеттел):
Черты личности – мотивационные диспозиции, актуализирующиеся в определенной ситуации(эмоциональная устойчивость, совестливость, мягкосердечность, доверчивость, склонность к чувству вины)
4. Эмоциональные тенденции (влияние страха наказания как сдерживающего агрессию)
5. Коммуникативные (способность к эмпатии)
6. Интеллектуальные (влияет на формирование субъективного образа ситуации и рассмотрение ситуации более глубоко)
7. Психологические защитные механизмы – неосознаваемые механизмы адаптивной перестройки восприятия, поддерживающие целостность сознания.
Психотравмирующая ситуация – ситуация, вызывающа рост эмоционального напряжения. Субъективное восприятие определяет степень ее выраженности. Психотравмирующая ситуация должна восприниматься как психологическая травма, обладающая большой субъективной значимостью, затрагивающей ведущие ценностно-смысловые образования личности (большую роль играют индивидуальные особенности).
Механизмы криминальной агрессии (совершения преступления)
|
Код (в- высокая, н-низкая выраженность)
| Содержание
|
1. А(в) Т(н) S(н)
| Агрессивные преступления по непосредственной реализации агрессивных побуждений, совершаемых истеричными, возбудимыми, эпилептоидными психопатическими личностями, с органическими расстройствами (ставится вопрос о вменяемости)
|
2. А(н) Т(н) S(н)
| - Преступления, совершаемые под влиянием алкогольного опьянения. Нейтральная ситуация (с низким психотравмирующим потенциалом) воспринимается как угрожающая (искажение восприятия)
- Лица подвершены воздействию группы, конформные (преступления совершенные в группе)
- Проявление агрессии в силу неверной оценки ситуации
Преступник может характеризоваться интеллектуальной и личностной незрелостью в структуре органического расстройства или умственной отсталости.
|
3. А(н) Т(в) S(н)
| Инструментальная агрессия – преступление совершенное психически здоровой личностью. Часто это заказные преступления.
|
4. И 8. А(в) Т(в) S-4(н) S-8(в)
| Тормозящие тенденции не позволяют непосредственно реализовывать агрессивные побуждения, возникшие в ситуации конфликта. Через некоторое время личность возвращается в эту конфликтную ситуацию и совершает преступление. В течение этого времени (от конфликта до преступления) человек сам себя взвинчивает. Катализатором агрессивного поведения является склонность к самовзвинчиванию, которая может быть связана с пограничными состояниями или психопатологиями (психопатии, акцентуации). В обычной ситуации агрессивные побуждения компенсируются высокой тревожностью и страхом наказания за проявление агрессии. Когда конфликт заканчивается продолжается рост и усиление возбуждения, не связанное с психотравмирующей ситуацией, оно развивается аутохронно, под влиянием особенностей личности (доминанта в мозге).
|
5. А(в) Т(н) S(в)
| Актуализацию агрессивных мотивов облегчает высокая (базовая) агрессивность. Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения. Жертвы часто родственники или знакомые. Преступники – лица с психическими расстройствами (психопатии возбудимого и истероидного типа).
|
6. А(н) Т(н) S(в)
| Криминальные действия совершаются в ответ на психотравмирующую ситуацию. Агрессия возникает в ответ на противоправные действия потерпевшего (в преступлении всегда виноваты обе стороны) 2 варианта психологического механизма криминальной агрессии данного типа: 1. Человек не находится в состоянии алкогольного опьянения. Реакция эмоционального возбуждения может достигнуть степени выраженности аффекта. Эмоциональные реакции возникают у психически здоровых лиц, лиц с эмоциональной неустойчивостью и лиц с органическими нарушениями. 2. Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения психически здоровыми лицами. Роль алкогольного опьянения заключается в усилении смыслового восприятия ситуации как психотравмирующего.
|
7. А(н) Т(в) S(в)
| В результате психотравмирующей ситуации происходит рост психического напряжения (весь процесс растянут во времени). Психическое напряжение компонент многих психических состояний. 2 варианта накопления напряжения: 1. В структуре психологического стресса: Преступники – лица, у которых происходит разрядка эмоционального напряжения в структуре стресса на фоне длительной психотравмирующей ситуации. 3 фазы стресса: -ориентировочная (преступления) -адаптивная -стадия истощения (преступления) Преступления совершаются на первой и завершающей стадии. В состоянии стресса человек дезадаптирован, совладающее поведения уменьшается (нивелируется), следовательно, он хуже регулирует свое поведение. 2. В структуре психологического конфликта: Агрессия как разрядка эмоциональной напряженности кумулятивного генеза в структуре личностного конфликта. Личностный конфликт – например, ревность. Постоянное напряжение, которое может разрешиться только при реализации одной из двух альтернатив: любви или ненависти. Чаще это мужчины зрелого возраста. Жертва не супруга, а третье лицо. Большинство обвиняемых страдают органическими нарушениями или психопатиями. Человек зациклен, не может выйти из ситуации.
|
Анализ (критерии) значимости эмоций:
1. Характеристики и знак эмоций
2. Оценка поведения и деятельности (эмоции оказывают стимулирующее и подавляющее значение)
3. Интенсивность эмоций (глубина переживаний и величина физических изменений)
4. Длительность протекания (кратковременные, длительные)
5. Предметность
6. Реактивность (быстрота возникновения и изменения эмоций)
7. Степень произвольного контроля
Данную информацию следует искать в свидетельских показаниях. Также необходимо выяснить была ли психотравмирующая ситуация реальной или нереальной для самого подэкспертного.
СПЭ аффекта:
Назначается в случае, когда встает вопрос о квалификации действий преступника, как совершенных в состоянии сильного душевного волнения.
Состояние сильного волнения или аффект, согласно УК может служить смягчающим вину обстоятельством.
Следует различать патологический аффект и физиологический аффект. Патологический аффект - острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризующееся рядом особенностей протекания, к которым относят:
1. Глубокое помрачнение сознания;
2. Бурное двигательное возбуждение с автоматическими действиями;
3. Полная или почти полная последующая амнезия совершенных действий.
Патологический аффект - болезненное состояние и должно рассматриваться психиатром.
Физиологический аффект - рассматривается в психологии как временное психическое изменение, не носящее болезненного характера.
Причины возникновения физиологического аффекта могут быть следующие:
- факторы угрожающие жизни человека, связанные с его биологическими инстинктами и потребностями;
- поступки или высказывания окружающих, социальные оценки, глубоко затрагивающие самооценку человека, травмирующие его личность.
В психологии особо отмечается тот факт, что аффект возникает при уже сложившейся ситуации и служит определенным завершением ее, своеобразным выходом из ситуации, разрядкой. Этот момент следует подчеркнуть как имеющий первостепенное значение при диагностике физиологического аффекта.
Условия возникновения физиологического аффекта:
1. Наличие конфликтной ситуации. Афектогенная ситуация характеризуется тем, что человек, находясь в ней, должен обязательно действовать, но адекватных способов действия не находит. Это противоречие и вызывает физиологический аффект.
2. Психологические особенности личности и состояния субъекта попавшего в конфликтную ситуацию. Сюда относятся:
- определенный комплекс врожденных свойств НС (тип ВНД);
Воспользуйтесь поиском по сайту: