Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




 

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
очная заочная
полный срок, 4 года полный срок, 5 лет сокращенный срок, 3,5 года
       
1. Виды и объем учебной работы в т.ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины: зач. ед. (часов) 4 (144) 4 (144) 4 (144)
1.2. Аудиторные занятия      
1.2.1. Лекции      
1.2.1. Практические занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Другие виды самостоятельной работы - - -
1.3.3. Контроль самостоятельной работы студента - - -

 

Окончание табл. 1

       
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс I, II, III, IV II, III, IV II, III, IV
2.2. Семестр 2, 4, 6, 8 2, 4, 6, 8 2, 4, 6, 7
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр) 2, 4, 6,8 2, 4, 6, 8 2, 4, 6, 7
Зачет с оценкой (семестр) - - -
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) - 2, 4, 6, 8 2, 4, 6, 7

 

Распределение учебной нагрузки по дисциплине для студентов

Очной формы обучения

Таблица 2

Вид учебной работы Всего зач.ед. (часов) Семестры
2-й 4-й 6-й 8-й
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 1 (36) 1 (36) 1 (36) 1 (36)
Аудиторные занятия          
лекции     - -  
практические занятия         -
семинарские занятия - - - - -
лабораторные работы - - - - -
другие виды аудиторных занятий - - - - -
Самостоятельная работа          
изучение теоретического курса          
домашние семестровые задания          
курсовой проект - - - - -
домашние задания          
другие виды самостоятельной работы - - - - -
Контроль самостоятельной работы студента          
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)   зачет зачет зачет зачет

 

4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

Таблица 3

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы теку-щего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма проме-жуточной ат-тестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
                 
1. Введение. Проектно-исследовательская работа студента вуза как учебная дисциплина. Тема 1. Значение проектно-исследовательской работы студентов на ступени высшего образования           Еже-нед. Собеседование; написание эссэ
2. Тема 2.Освоение и становление проектной культуры как основы готовности педагогов профессионального обучения к инновационной профессиональной деятельности.   3,5,7       Еже-нед. Собеседование; участие в творческом задании
3. Тема3. Принципы проектной деятельности. Проектирование в контексте предпрофиль-ного и профильного обучения. Проекты для взрослых. Гендерные аспекты организации проектной деятельности.   9,11,13       Еже-нед. Собеседование; участие в творческом задании

Продолжение табл. 3

                 
4. Тема 4.Теоретические аспекты педагогического и технического проектирования           Еже-нед. Собеседование; участие в творческом задании
5. Тема 5.Методы творчества в проектировании. Понятие исследовательского метода обучения           Еже-нед. Собеседование; участие в творческом задании
Итого за 2 семестр         Зачет
 
6. Тема 6.Методы обучения в сотрудничестве. Метод проетов.   1,3,5       Еже-нед. Собеседование; участие в практ.занятии
7. Тема 7.Функции проектной деятельности. Формы организации проектной деятельности.   7,9       Еже-нед. Собеседование; участие в практ.занятии
8. Тема 8.Содержание, типы, виды проектной деятельности.   11,13,15       Еже-нед. Собеседование; участие в практ.занятии
9. Тема 9.Критерии оценки результатов проектной деятельности.           Еже-нед. Собеседование; участие в практ.занятии
Итого за 4 семестр         Зачет
 
10. Тема 10.Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности   1,3       Еже-нед. Участие в практ. занятии, домаш. задание
11. Тема 11. Исследователь-ская работа студентов при разработке проекта   5,7       Еже-нед. Участие в практ. занятии, домаш. задание
12. Тема 12. Оценка результа-тов творческой группы в процессе проектно-исследовательской работы.   9,11       Еже-нед. Участие в дискуссии, домаш. задание

 

Окончание табл. 3

                 
13. Тема 13. Подготовка проекта по проблеме использования портфолио студента в образователь-ном процессе, а также аттестации профессиональ-но-педагогических кадров.   13,15, 17       Еже-нед. Участие в практ. занятии, домаш. задание
Итого за 6 семестр         Зачет
 
14. Тема 14.Исследование проблем в области качества профессиональ-ной подготовки специалистов среднего звена в области дизайна   1,2,3       Еже-нед. Собеседование, участие в круглом столе, домаш. задание
15. Тема 15.Методика мониторинга и обработки эмпирических данных в процессе исследовательской работы.   4,5       Еже-нед. Собеседование, участие в круглом столе, домаш. задание
16. Тема 16. Оформление результатов исследовательской работы   6,7       Еже-нед. Собеседование, участие в круглом столе, домаш. задание
17. Тема 17. Особенности сетевого взаимодействия участников в международных проектах   8,9       Еже-нед. Собеседование, участие в дискуссии
Итого за 8 семестр         Зачет
 
                         

 

4.4. Содержание дисциплины

 

Введение. Проектно-исследовательская работа студента вуза как учебная дисциплина

Цели и задачи учебной дисциплины. Ознакомление с графиком прохождения дисциплины и рейтинговой системой оценки результатов обучения.

Тема1. Значение проектно-исследовательской работы студентов на ступени высшего образования

Теоретико-методологические основы проектно-исследовательской работы.Понятия: «проект», «проектная деятельность», «исследовательская деятельности», «проектно-исследовательская работа». Взаимосвязь проектного и исследовательского компонентов в процессе выработки конструктивного решения и представления результатов работы.Проекты в системе профессиональной подготовки.

Тема 2. Освоение и становление проектной культуры как основы готовности педагогов профессионального обучения к инновационной профессиональной деятельности

Понятие «проектная культура» в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Понятие инновационной деятельности. Характеристика проявлений проектной культуры педагога профессионального обучения.Два аспекта рассмотрения результатов проектной деятельности – учебный проект для учащегося и учебный проект для педагога.

Тема 3. Принципы проектной деятельности. Проектирование в контексте предпрофильного и профильного обучения. Проекты для взрослых. Гендерные аспекты организации проектной деятельности

Общая характеристика принципов проектной деятельности. Принцип прогностичности. Принцип пошаговости. Принцип нормирования. Принцип обратной связи. Принцип продуктивности. Принцип культурной аналогии. Требование реалистичности. Требование управляемости. Проекты в основной школе. Проект как гитертекст. Интегративный проект на этапе предпрофильной подготовки. Компетентностный подход к проектированию. Предпринимательские проекты. Проекты учебных мини-предприятий. Проекты интернет-сайтов учебных мини-предприятий. Дизайнерские проекты. Социальные проекты. Проекты на получение грантовой поддержки в сфере образования. Анализ интернет-ресурсов грантовой поддержки образовательных программ и международных образовательных проектов.

Тема 4. Теоретические аспекты педагогического и технического проектирования

Анализ разных точек зрения исследователей на определение педагогического проектирования. Особенности педагогического проектирования. Процесс технического проектирования: предварительные изыскания в данной области деятельности, науки или практики; составление задания на проектирование; создание эскизного (ориентировочного, на уровне общего представления) проекта; создание проектно-сметной и технической документации; организация и обеспечения самого процесса проектирования. Виды педагогического проектирования: природные, технические (инженерные) и социальные проекты. Проектирование в области педагогики и образования – социальная сфера, а его продукт как гуманитарный продукт. Социально-педагогическое проектирование. Образовательное проектирование. Психолого-педагогическое проектирование.

Уровни педагогического проектирования: концептуальный уровень проектирования. Содержательный уровень проектирования. Технологический уровень проектирования. Процессуальный уровень проектирования.

Тема 5. Методы творчества в проектировании. Понятие исследовательского метода обучения

1) Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий.

2) Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада, карикатура, бионический метод.

3) Методы, связанные с переносом постановки задачи: наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Эвристические методы: Развитие творческого воображение (РТВ); мозговой штурм; синектика; метод фокальных объектов (МФО); метод контрольных вопросов (МКВ); метод семикратного поиска; морфологический анализ. Теория решения интеллектуальных задач.

Тема 6. Методы обучения в сотрудничестве.Метод проектов

Идея обучения в сотрудничестве. Общая характеристика обучения по методу сотрудничества. Историческая справка возникновения и развития метода проектов в России и за рубежом. Основные требования к использованию метода проектов.

Тема 7. Функции проектной деятельности. Формы организации проектной деятельности

Исследовательская функция. Аналитическая функция. Прогностическая функция. Преобразующая функция. Нормирующая функция. Понятие конструктивности. Практическая значимость результата на основе прогностического знания. Форма организации индивидуальной работы студента над проектом. Форма организации групповой проектной работы.

Тема 8. Содержание, типы, видыпроектной деятельности

Типология учебных проектов: классификация проектов по предметно-содержательной области; классификация проектов по характеру контактов; классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся; классификация проектов по количеству участников; классификация проектов по продолжительности; классификация проектов по виду конечного продукта. Этапы работы над проектом (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, самооценка и рефлексия, презентация).

Исследовательские, творческие, ролевые (игровые), ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные), монопроекты, межпредметные. Характеристика учебного исследовательского проекта.

Тема 9. Критерии оценки результатов проектной деятельности

Понятия: «критерии оценки работы», «дескрипторы». Главные требования к критериям оценивания. Представление об эталоне работ.

Критерии оценки работ:

1) Постановка цели и обоснование проблемы проекта.

2) Планирование путей её достижения.

3) Глубина раскрытия темы проекта.

4) Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5) Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

6) Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7) Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

8) Соответствие требованиям оформления письменной части.

9) Качество проведения презентации.

10) 10.Качество проектного продукта.

Раскрытие каждого критерия через дескрипторы. Дескрипторы как уровни достижения учащегося по каждому критерию.

Структурные составляющие отчета. Правила написания и оформления отчета. Презентация проекта.

Тема 10. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности

Характеристика объектов проектирования. Задачи, решаемые педагогом в процессе формирования проектных умений обучающихся.Этапы проектирования.

Тема 11. Исследовательскаяработа студентов при разработкепроекта

Основные требования к использованию метода проектов.Исследовательский поиск. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов. Педагогическое проектирование как составная часть системы работы любого специалиста в сфере досуга. Методические продукты, относящиеся к рангу каникулярного проекта. Составление и обоснование плана по решению актуальной профессиональной задачи.

Тема 12. Оценка результатов творческой группы в процессе проектно-исследовательской работы.

Параметры внешней оценки проекта. Оценка продукции: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Уровень демонстрации проектных умений.

Тема 13. Подготовка проекта по проблеме использования портфолио студента в образовательном процессе, а также аттестации профессионально-педагогических кадров

Понятие «портфолио студента». Портфолио как современное оценочное средство в процессе формирования и оценке формируемых компетенций выпускника. Значение портфолио при трудоустройстве. Аттестация профессионально-педагогических кадров.

Тема 14. Исследование проблем в области качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена в области дизайна

Анализ видов деятельности специалистов среднего звена в области дизайна. Анализ требований к качеству подготовки специалистов среднего звена в области дизайна. Анализ профессиональных образовательных организаций в Уральском регионе, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов среднего звена в области дизайна. Выявление требований работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена в области дизайна.

Тема 15. Методика мониторинга и обработки эмпирических данных в процессе исследовательской работы

Критерии научного познания: объективность, валидность (пригодность, соответствие объекту исследования) и надежность (устойчивость показателей при многократных исследованиях). Система частных методов.

Четыре группы методов исследования:

1) организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

2) эмпирические;

3) методы обработки данных (количественный и качественный);

4) интерпретационные методы.

Тема 16. Оформление результатов исследовательской работы

Документальное оформление результатов исследования:

1) Внешнее оформление.

2) Введение.

3) Материал и методика.

4) Изложение результатов.

5) Обсуждение результатов.

6) Выводы.

7) Литература.

Тема 17. Особенности взаимодействия участников в международных проектах

Международные проекты как результат сетевого взаимодействия образовательных организаций. Уровни развития опыта международной проектной деятельности: уровень локальных международных контактов; уровень научно-педагогической кооперации; международное стратегическое партнерство.

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В преподавании курса «Организация проектно-исследовательской работы» используются следующие формы:

– практические занятия, в рамках которых объясняется теоретический материал, обсуждаются вопросы домашних заданий; задаютсятворческие задания, терминологический диктант;

– экспресс-диагностика и тестирование по отдельным темам дисциплины;

– самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовку к защите проектов в качестве семестровых заданий; выполнение контрольных работ и подготовку их к защите; подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

– рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

– консультирование студентов по вопросам учебного материала, выполнения ДСЗ и контрольных работ.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1) Теоретико-методологические основы проектно-исследовательской работы.

2) Сущность понятий: «проект», «проектная деятельность», «исследовательская деятельности», «проектно-исследовательская работа».

3) Взаимосвязь проектного и исследовательского компонентов в процессе выработки конструктивного решения и представления результатов работы.

4) Роль и значение проектно-исследовательской работы студентов вуза в формировании критического стиля мышления.

5) Характеристика ключевых компетенций, сформированных у учащегося в ходе проектной деятельности.

6) Сущность понятия «проектная культура» в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

7) Два аспекта рассмотрения результатов проектной деятельности - учебный проект для учащегося и учебный проект для педагога.

8) Общая характеристика принципов проектной деятельности.

9) Специфика проектов в основной школе.

10) Специфика проекта как гитертекст.

11) Интегративный проект на этапе предпрофильной подготовки.

12) Компетентностный подход к проектированию.

13) Специфика предпринимательских проектов.

14) Специфика проектов учебных мини-предприятий.

15) Характеристика проектов интернет-сайтов учебных мини-предприятий.

16) Дизайнерские проекты.

17) Социальные проекты.

18) Проекты на получение грантовой поддержки в сфере образования.

19) Особенности педагогического проектирования.

20) Процесс технического проектирования.

21) Виды педагогического проектирования.

22) Уровни педагогического проектирования.

23) Творческие методы проектирования.

24) Характеристика методов, дающих новые парадоксальные решения.

25) Характеристика методов, связанных с переносом постановки задачи.

26) Характеристика эвристических методов.

27) Теория решения интеллектуальных задач.

28) Общая характеристика обучения по методу сотрудничества.

29) Основные требования к использованию метода проектов.

30) Общая характеристика функций проектирования.

31) Практическая значимость результата на основе прогностического знания.

32) Форма организации индивидуальной работы студента над проектом.

33) Форма организации групповой проектной работы.

34) Классификация проектов по предметно-содержательной области.

35) Классификация проектов по характеру контактов.

36) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

37) Классификация проектов по количеству участников.

38) Классификация проектов по продолжительности.

39) Классификация проектов по виду конечного продукта.

40) Этапы работы над проектом.

41) Исследовательские проекты.

42) Творческие проекты.

43) Ролевые (игровые) проекты.

44) Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.

45) Практико-ориентированные (прикладные).

46) Монопроекты и межпредметные проекты. Характеристика учебного исследовательского проекта.

47) Требования к критериям оценивания. Понятия «критерии оценки работы», «дескрипторы».

48) Характеристика объектов проектирования.

49) Задачи, решаемые педагогом в процессе формирования проектных умений обучающихся.

50) Основные требования к использованию метода проектов.

51) Параметры внешней оценки проекта.

52) Понятие «портфолио студента».

53) Характеристика методов творчества при проектировании.

54) Четыре группы методов исследования.

55) Документальное оформление результатов исследования.

56) Международные проекты как результат сетевого взаимодействия образовательных организаций.

6.2. Темы проектов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1) Предложите темы проектов в области дизайна с различными доминирующими методами (исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст участников, на которых рассчитано данное проектное задание.

2) Охарактеризуйте и дополните существующие проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проекта, продолжительность, число участников).

3) Обозначьте проблему в области дизайна, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4) Предположите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта (тема проекта по выбору).

5) Этапы проектной деятельности в логике дизайн-проектирования в образовательной области «Технология».

6) Предположите, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате коллективного выполнения исследовательского проекта.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература:

1. Бородина Н. В. Дипломное проектирование: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. В. Бородина, Г. Ф. Бушков; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал.отд-ние Рос. акад. образования. Екатеринбург: издательство РГППУ, 2011. 89 с.

2. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. В. Кукушкина. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 263, [1] с.

3. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / [И. Н. Кравченко и др.]; под ред. И. Н. Кравченко. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2015. - 301 с.: ил., табл., фот. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Режим доступа:

http://e.lanbook.com/view/book/56165/

4. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. И. Герасимов [и др.]. Москва: Форум, 2011. 269 с.

5. Рыжков И. Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И. Б. Рыжков. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013. - 222 с.

Дополнительная литература:

6. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / А.Г. Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, Л.Ф.Фомина // Исследовательская работа школьников. 2002. №1.С.24-34.

7. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. Санкт-Петербург: Речь, 2008.

8. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И.Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. Москва: Академический проспект, 2008.

9. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова.Москва:Издательский центр «Академия», 2008.

10. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

11. Ефанов А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / А.В. Ефанов. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009.

12. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: учеб.-метод. пособие / М.Е. Вайндорф-СысоеваМосква: ЦГЛ, 2006.

13. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе:учеб. пособие для студентов / Г.А. Воронцов. Ростов на Дону: МарТ, 2003.

14. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией: практическое пособие / Г.Г. Гецов. Москва: изд-во МГУ, 2006.

15. Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности студентов в системе высшего художественно-педагогического образования / Р.А.Гильман. Магнитогорск: Магнитогор. ун-т, 2001.

16. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Казаков. Москва: Мастерство, 2002.

17. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учебных заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская. Москва: Академия, 2005.

18. Моисеева Т.В. Оптимизация ориентировочной учебно-познавательной деятельности студента / Т.В. Моисеева. Н. Новгород: Университет, 2001.

19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А.М.Новиков, Д.А.Новиков. Москва, 2004.

20. Организация научно-исследовательской и экспертно-консалтинговой проектной деятельности управленческих факультетов (вузов). 5-я международная летняя школа / Под. Ред. Т.В. Зайцевой. Москва: Издательство Московского университета, 2013.160 с.

21. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта / Н.Ю.Пахомова //Учитель. 2000.№ 1.

22. Скотникова А. М. Руководство по выполнению исследовательских работ студентов: учебно-методическое пособие / А. М. Скотникова. Екатеринбург: изд-во ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.». 2014. 87 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...