Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Введение в биоэтику




КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

И.А.Асеева, В.Е.Никитин

 

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

 

Издательство Курского государственного медицинского университета

 

2 0 0 2

 

УДК

ББК

Печатается по решению Ученого совета

Курского государственного медицинского университета

.

 

Рецензенты:

докт. филос. н., проф. А.А. Баталов, зав. кафедрой философии УрГУ

(Уральская мед. академия);

докт. мед. н., проф., зав кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения КГМУ Г.А.Сидоров (КГМУ);

канд. филос. н., доц., зав. кафедрой философии КГПУ Л.Г.Королева (КГПУ).

 

 

Научный редактор:

 

докт. филос. н., проф., зав. кафедрой философии КГМУ С.П. Щавелёв (КГМУ).

 

Асеева И.А., Никитин В.Е.

Биомедицинская этика.

Учебное пособие для медицинских университетов. Курск, изд-во Курского гос. медицинского ун-та, 2002. 89 с.

 

 

ISBN

 

Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высшей медицинской школы. В нем обобщен опыт преподавания данной дисциплины на кафедре философии Курского государственного медицинского университета в 1990-е гг.; представлены наиболее актуальные проблемы современной биомедицинской этики. Учтена специфика лечебного, фармацевтического, стоматологического и сестринского факультетов. Учебное пособие предназначено для подготовки лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Содержит план и краткий конспект каждой темы, рекомендуемую литератур по ней. Пособие снабжено словарем основных биоэтических терминов и персоналий.

 

 

©

И.А.Асеева, В.Е.Никитин (текст);

КГМУ (оригинал-макет, оформление).

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие …………………………………………………………………………...стр. 6

Глава 1. Введение в биоэтику

Определение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность»…….8

Основные этические категории «гуманизм», «свобода», «равенство», «справедливость» и их современное содержание……………………………………………………..9

Биоэтика как вариант «новой этики»: причины появления, определение, специфика………………………………………………………………………………….………….10

 

Глава 2. Принципы биомедицинской этики

Принцип «не навреди»……………………………………………………………….14

Принцип «делай благо»………………………………………………………………15

Принцип уважения автономии пациента……………………………………………16

Принцип справедливости……………………………………………………………16

Принцип соблюдения долга………………………………………………………….18

 

Глава 3. Правила биоэтической практики

Правило информированного согласия……………………………………………….20

Правило правдивости ………………………………………………………………...21

Правило конфиденциальности и исключения из него ……………………………..22

 

Глава 4. Основные варианты отношений врачей и пациентов

Психологические особенности современного врача и пациента…………………..24

Понятие ятрогении…………………………………………………………………….25

Характеристика различных вариантов отношений врача и пациента: патернализм, коллегиальность, техницизм, контрактность и договорной вариант……………...26

Профессиональная этика и этикет, их особенности в области медицины и здравоохранения……………………………………………………………………………...27

Внешний вид и речь медицинского работника. Слово врача как лечебный

фактор………………………………………………………………………………….27

 

Глава 5. Этические аспекты медицинского вмешательства в репродукцию человека

Общая характеристика моральных проблем, связанных с репродукцией

человека…………………………………………………………………………………28

Этические, социальные и религиозные проблемы аборта…………………………..29

Этические аспекты контрацепции…………………………………………………….30

Глава 6. Новые репродуктивные технологии: гуманитарная экспертиза

Этические аспекты искусственной инсеминации…………………………………...32

Экстракорпоральное оплодотворение и вопросы морали…… …………………….33

Моральные дилеммы суррогатного материнства…………………………………...34

Религия и проблемы репродукции человека………………………………………...34

 

Глава 7. Медицинская генетика и этика

Цель и специфика моральных проблем генетики…………………………………...36

Этические проблемы проекта «Геном человека»…………………………………...37

Моральные аспекты генной терапии и консультирования…………………………38

Этические дилеммы евгеники……………………………………………………….39

Глава 8. Нравственный кодекс медико-биологических экспериментов

Понятие и виды медико-биологических исследований……………………………41

Основные этические нормы проведения научных исследований человека………42

Правила опубликования результатов исследований………………………………43

 

Глава 9. Этические аспекты эвтаназии

Эвтаназия – право на легкую смерть…………………………………………...……45

Общественное мнение об эвтаназии…………………………………………………47

Аргументы сторонников эвтаназии………………………………………………….47

Доводы против эвтаназии…………………………………………………………….48

Глава 10. Моральные проблемы хирургии и трансплантологии

Общая характеристика этических проблем в хирургии и трансплантологии…….51

Проблема справедливости в трансплантологии…………………………………….53

Моральные аспекты пересадки органов от живого пациента……………………..53

Пересадка органов от трупа………………………………………………………….54

Ксенотрансплантация и мораль……………………………………………………..55

Глава 11. Психиатрия и права человека

Особенности психиатрии……………………………………………………………..56

Генезис этических стандартов в психиатрии………………………………………..57

Гражданские и политические права людей с психическими расстройствами……58

Принципы и правила биоэтики в психиатрии ……………………………………...60

Злоупотребления и нарушения в психиатрии………………………………………61

 

Глава 12. СПИД: моральные и социокультурные вопросы

История исследования СПИДа. Масштабы и темпы распространения…………...63

Гипотезы происхождения и источники заражения СПИДом……………………...64

Психологические и социальные последствия СПИДа……………………………..65

ВИЧ-инфицированный и медицинская этика……………………………………….65

Правовые аспекты СПИДа……………………………………………………………66

 

Глава 13. Самоубийство: этические, социальные и психологические аспекты

Понятие и цель самоубийства………………………………………………………...69

Социальная оценка самоубийств……………………………………………………..70

Суициды с точки зрения психиатрии………………………………………………...71

Природа сознательного самоубийства……………………………………………….72

Суицидальное поведение……………………………………………………………..74

Глава 14. Биоэтика и фармация

Из истории биофармацевтической этики…………………………………………...76

Особенности биофармацевтической этики………………………………………...77

Основные принципы биофармацевтической этики………………………………...78

Фармацевтическая деонтология……………………………………………………...79

 

Глава 15. Биоэтические стороны профессиональной деятельности медицинской сестры

Понятие сестринского дела, современный статус, особенности и перспективы

этой профессии……………………………………………………………………………81

Принципы отношений медицинской сестры и пациента. Профессиональная

этика медицинской сестры ……………………………………………………………….83

 

Словарь терминов и персоналий………………………………………………………..84

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие "Биомедицинская этика" вызвано к жизни потребнос­тями изучения нового, быстро развивающегося раздела знания, находяще­гося на стыке философии и целого ряда естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Вследствие массированного вторжения в медицину новых технологий обнаружилось огромное количество необычных, сложных, противоречивых вопросов, многие из которых не имеют однозначного решения. Это такие проблемы как вмешательство в репродукцию человека, другие возможности и опасности генетики, общество и психически больной человек, общество и ВИЧ-инфицированный. Возникают новые понятия, нуждающиеся в осмыслении и формулировке. За последние десятилетия складывается фактически новая этика. Ее конечная цель - защита человека и общества от возможных негативных воздействий и вообще сложностей, возникающих в связи с бурным прогрессом науки и глубоким реформировании общественной жизни. Современное социально-экономическое состояние общества, недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной науки, сложность перехода от бесплатного здравоохранения к страховому, платному, и как следствие, разные возможности в потреблении медицинских услуг, дегуманизация медицинской профессии требуют переосмысления многих общественных и личных ценностей.

Если понимать биоэтику не узкомедицински, а как философскую дисциплину, выделится ее центральная проблема: отношение к жизни и смерти, к здоровью. Детализируя, сюда же можно включить и отношения врача и пациента, как равноправных участников в борьбе за здоровье. Биоэтика - это своеобразная форма защиты прав человека, живого вообще на жизнь, на здоровье, на своеобразное самоопределение своей жизни, прав на нормальное детство и достойную человека старость.

В пособии поднимаются следующие философско-этические и аксиологические проблемы: нравственные ценности, конфликты, дилеммы, кодексы, свобода выбора и принятия решения, понятие социальной справедливости и справедливого распределения ограниченных ресурсов, прогнозирование и ответственность в профессиональной деятельности и другие. Авторы знакомят читателей с основными правилами и принципами биоэтики, формулируют разные подходы к решению острых моральных вопросов современной медицины.

Специфика биоэтики диктует потребность в комплексном подходе, который предполагает творческое сочетание медицинских, биологических, философских, этических, исторических и религиоведческих аспектов. Обилие публикаций, их разбросан­ность по массиву изданий, многоаспектность подходов затрудняют первое знакомство студентов с новой дисциплиной.

В пособии обобщен опыт преподавания биомедицинской этики с 1995 года на лечебном факультете как элективного курса, а с 2000-2001 учебного года как основной дисциплины. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Учебной программой Министерства здравоохранения 2001 года.

Основной педагогической целью учебного пособия является:

развитие у студентов-медиков нравственно-гуманистических ценностей, способствующих становлению реального представления об остроте духовно-нравственных проблем, имеющихся у их потенциальных пациентов и клиентов.

 

 

Авторы пособия избрали наиболее актуальные проблемы биоэтики, предложили свою логику их рассмотрения. Структурно каждая глава состоит из названия, списка обсуждаемых вопросов, перечня предлагаемой для подготовки литературы, тем рефератов и докладов для семинарского занятия и краткого конспекта, раскрывающего существо темы. Студент получает опорное знание и ориентир в самостоятельной работе с литературой.

Семинарские занятия направлены не только на изложение основно­го содержания тем, но на живое обсуждение проблем биомедицинской этики, конкретных ситуаций врачебной практики, актуальность и злободневность которых вполне осознается студентами.

Существенным дополнением семинаров является самостоятельная рабо­та. Организуется она в следующих формах: конспектирование и краткий анализ статей по проблемам биоэтики в журналах "Врач", "Человек", "Природа", "Вопросы философии" и др.; подготовка докладов и их обсуж­дение на семинарском занятии, написание рефератов по темам учебного курса. Проявить творческие способности, собственное видение этических проблем медицины позволяет новая форма самостоятельной работы – небольшая по объему статья в научный сборник, в которой студент размышляет над этическими аспектами выбранной им специализации.

Работа над пособием распределялась следующим образом: канд.филос.н., доцент В.Е.Никитин подготовил главы 1, 4, 5, 6, 7, 10,15; канд.филос.н., ст.преп. И.А.Асеева – главы 2, 3, 8, 9, 11, 12, 13; канд.филос.н., ст.преп. А.В.Дьяков – главу 14.

Коллектив кафедры философии надеется, что учебное пособие "Биоме­дицинская этика" окажется полезным всем, кто интересуется актуальными и спорными вопросами современной медицины.

 

Занятие 1. Введение в биоэтику

 

1. Этика – философская наука о нравственности.

2. Основные этические категории «гуманизм», «свобода», «равенство», «справедливость» и их современное содержание.

3. Биоэтика как вариант «новой этики»: причины появления, определение, специфика.

 

Литература

 

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1997.

Иванюшкин А.Я. и др. Введение в биоэтику. М.,1998.

Иванюшкин А., Ярославкина Е. Нужна ли врачу биоэтика // Врач, 1993, №9.

Иванюшкин А.Я. Медицинская этика и биоэтика // Медико-фармацевтический вестник. 1997, №1.

Королева Л.Г. Основы этических знаний. Курск, 1994. С. 4-11.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. С. 5-33.

Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции // Человек. 1995. №5.

Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 1992. №3.

Темы докладов и рефератов

 

Нравственная мотивация врачебной деятельности.

Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право.

Религиозные и философские истоки медицинской этики.

Принцип благоговения перед жизнью А.Швейцера.

Биомедицинская этика и деонтология: взаимодополнение наук.

 

Понятия «этика», «мораль», «нравственность»

Выражения «биоэтика», «биомедицинская этика» включают в качестве своей составной части термин «этика». В строгом смысле слова «этика» – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравствен­ность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Су­ществуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью — сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль — то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оцен­ках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность — то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также куль­турно-языковую традицию, которая понимает под нравственнос­тью высокие основополагающие принципы, а под моралью — приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя — моральными.

В рамках учебной дисциплины «этикой» мы будем называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «мора­лью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синони­мы, — то, что изучается этикой, ее предмет.

Итак, этику можно определить как философскую науку (или "практическую философию"), основным предметом изучения которой является мораль.

 

Основные этические категории

Обсуждение проблем этики, современных нравов сейчас актуально и популярно как никогда. Настало время анализа итогов ушедшего XX столетия. Человечество стало мыслить более философски, ибо мир стал напряженно противоречив. Ядерные и экологические катастрофы, пестрота образов жизни, целей, стилей, красота тела на конкурсах и олимпиадах и смерть наркоманов и алкоголиков, самоотверженность спасателей и безрассудство террористов, миллиарды бит информации, входящей в уши и глаза через телеканалы, ошеломляют, но и заставляют думать. Уходящий век перестал смеяться над философскими вопросами о сущности человека, смысле жизни, так важными мыслителям прошлого. Они вновь значимы. Динамизм жизни, глобальные проблемы современности, глубокие изменения в международных отношениях - все это усиливает внимание к духовным ценностям, ибо они вечны.

И решающий принцип был найден великим гуманистом нашего времени А. Швейцером. Он писал: «За работой я уяснил для себя связь между культурой и мировоззрением. Я понял, что катастрофа культуры – следствие катастрофы мировоззрения. Культура – это духовный и материальный прогресс во всех областях, которому сопутствует нравственное развитие человека и человечества… Для поколения, которое уверовало в некий…закономерно совершающийся прогресс и решило, что в связи с этим…уже не нуждается в нравственных идеалах, для этого поколения само положение, в котором оно вследствие этого очутилось, явилось доказательством его ошибки».

Философ утверждает: «Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает чужую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию. Это и есть абсолютный принцип этики»… Этика благоговения перед жизнью, таким образом, объемлет все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием в горе и в радости и сопричастностью. Лозунгом такой этики может быть фраза: «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить».

Идеи Швейцера продолжает наш современник, проф. А. Печчеи. По его мнению, «сложилась ситуация, когда опьяненные собственной мощью, мы делаем то, что можем делать, а не то, что должны, мы ломимся вперед, не признавая не только практических «нет», но также и морально-этических ограничений, которые должны рассматриваться в качестве безусловных предпосылок любых практических действий». Выходом из создавшегося положения является развитие самого человека, его внутреннего духовного мира, пересмотр всей системы социально-политических ценностей современной цивилизации. Необходим новый способ мышления, указывает он в своей работе «Сто страниц для будущего», такой способ мышления, который способен спасти человечество от жестокости и агрессивности технологической эры, господствующей на Земле в настоящее время. И может быть, только новому мышлению, возможно, сделать каждого способным противостоять происходящим внутри нас изменениям. «Этот способ мышления должен быть возвышенно гуманистичен, - считает А.Печчеи. – И только новый гуманизм способен исполнить ту роль, которая призвана воплотить всю силу и ответственность человека в этом мире». Единственным способом подлинного решения проблем, стоящих перед человечеством, ученый считает «этическую революцию», призванную «преобразовать самого человека изнутри, создать «новую этику жизни».

Итак, потребностью жизни становится гуманизм. Гуманизм – это мировоззрение, утверждающее каждого отдельного человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития. Гуманизм предполагает приоритет отдельного человека в обществе, удовлетворение его интересов и потребностей.

Необходимым условием определения человеком собственных целей, ценностей и средств их достижения является свобода их ставить и действовать в соответствии с ними. Свобода в общем виде – это реальная возможность поступать в соответствии с собственными целями, свобода выбора. Поскольку речь идет о каждом отдельном индивиде, неограниченная свобода действий индивида кончается там, где начинается свобода действий другого индивида. Свобода предполагает выбор, по крайней мере, из двух возможных действий. Но чтобы выбрать, надо знать, разбираться, быть информированным. Исходя из этого, все виды просвещения и образования необходимы. Образование, информированность – вообще необходимая предпосылка реальной свободы индивида.

Из утверждения свободы каждого отдельного человека с необходимостью вытекает проблема равенства, или равного деления свобод. Равенство – это одинаковая норма индивидуальной свободы для каждого отдельного человека. Соотнесение равенства и неравенства – основа справедливости. Справедливость как раз и есть мера равенства и неравенства в социальном положении индивида. Благодаря справедливости свобода становится практически осуществимой в индивидуальном поведении.

Под равенством и справедливостью по отношению к здоровью ВОЗ понимает, что «каждый должен иметь достаточные возможности достичь своего полного потенциала здоровья, и никто не должен быть лишен возможности достижения этого потенциала». Это включает и справедливое распределение ресурсов, необходимых для здравоохранения, и равенство возможностей получения поддержки заболевших граждан со стороны общества.

Биоэтика как вариант «новой этики»:

причины появления, определение, специфика

 

Сегодняшняя наука открывает новые горизонты в отношении к человеку. Вследствие массированного вторжения в медицину новых технологий, вдруг обнаружилось огромное количество необычных, сложных, противоречивых проблем, многие из которых не имеют однозначного решения. Проблемы эти отразились в столь же непривычных новых понятиях, нуждающихся в осмыслении. Появилось множество вопросов, порожденных практикой, требующих ответов. За последние десятилетия складывается фактически новая этика.

Попробуем проанализировать вариант подобной «новой этики». Вот первый набор новых «этических стандартов», выходящий сегодня на уровень общественного сознания: «моральность убийства», «моральность отключения жизнеподдерживающей аппаратуры». Эти понятия стали обычны для газетных статей, тем научных конференций, обсуждающих проблемы эвтаназии.

Один из стандартов новой этики связан с реанимационной практикой. Совершенствование реанимационных методик (дыхательные аппараты, «искусственная почка» и др.) превратило умирание в длительный механизированный процесс, поставив принципиально новый для человека морально-этический вопрос: кто в данной ситуации должен принимать решение о смерти – сам умирающий, врачи или родственники? Действия, оцениваемые в традиционном моральном сознании как убийство или самоубийство, в новом технологическом пространстве медицины приобретают гуманный статус, определяемый новым морально-этическим принципом: «достойно жить, достойно умереть». Данная реальность в значительной степени понуждает к формированию у медицины, наряду с традиционно здравоохранительной, новой функции – смертеобеспечение. Эта функция прочно закрепляется развитием трансплантологии, ибо основным источником биоматериала – человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные пациенты, (terminus – конец), предел которых, продлеваемый во времени должен быть специальным образом организован. Закон РФ «О трансплантации органов и тканей человека» (1993) фиксирует существование и запрещает куплю-продажу донорских органов. Для формирования «нового этического стандарта» используется превращенная форма – «дарение своих органов». Именно он определяет и новые критерии гуманности, – чем выше «органическая ценность», тем выше гуманность, наличие которой проявляется в способности к «дарению своего биоматериала». Однако если этому праву еще предстоит завоевывать умы, то право на уничтожение своего биоматериала (аборт) уже обрело статус стандарта.

Вытеснение многих традиционных ценностей возможно и ожидаемо при условии неограниченного и массового распространения методик искусственного оплодотворения. Прогресс терапии бесплодия сделает нормой «асексуальное размножение». Это вызовет деформацию биофизиологических связей, родственных, человеческих взаимоотношений, что приведет к разрушению одного из оснований нравственной культуры личности. В ближайшей перспективе под влиянием массового внедрения практик искусственного оплодотворения в разряд этических стандартов попадают не только «неполные семьи», но и «однополые браки», «суррогатное материнство», которое академик РАМИ Л.Бадалян назвал «биологической проституцией».

Практика генетической диагностики приводит к вопросам: что такое здоровая наследственность, хороший или плохой ген; существует ли мера допустимых для общества аномалий? Как бы интересны эти вопросы не были сами по себе, они в то же время могут превратиться в основание «генетической политики». Неудивительно, что генные технологии называют «новым социальным оружием». Неотступной тенью генетических исследований являются евгенические программы, понятийный арсенал которых – «коррекция естественного отбора», «генетическое наступление», «искусственный отбор». Правда, не определены еще ценностно-содержательные критерии. Но это лишь еще одна возможность коррекции старых, традиционных моральных ценностей и норм.

Принцип «личного права» стал этическим стандартом и для «антипсихиатрического» движения. В его основе – признание права каждого человека на свой «образ мира».

Последовательное осуществление этического стандарта «личное право» оборачивается реальным обесцениванием традиционных норм.

Приведенные варианты решения некоторых моральных проблем медицины представлены в абстрактно-гипотетическом пределе. Можно ли новые понятия привести в систему, могут ли они стать основанием «новой этики»? Видимо, да, ведь для антропоцентричного самосознания характерно удовлетворение естественных потребностей и прав человека даже путем выхода из режима самой естественности. Речь идет об удовлетворении права рожать детей, даже когда эта способность не дана природой (или Богом); продолжать жить, даже когда это право забирает природа; умереть безболезненно вопреки природным процессам; изменить пол вопреки природе; уничтожить жизнь, когда она даруется природой. К какому образу человеческих отношений может привести такая этика, и в какой степени «новая система стандартов» будет действительно этикой?

Базовым для биоэтики является понятие «биологическое» в его широком смысле – как природное, естественное - это общие природные закономерности существования живого, способность живого жить, где сама жизнь представляет собой «совокупность функций, сопротивляющихся смерти». В этом плане этическое в значительной степени определяется той же природной закономерностью сохранения и развития жизни. Именно этот смысл – регуляция человеческих отношений со сверхзадачей сохранения жизни (человека, популяции, культуры) – вкладывают в понятие «этическое» различные мыслители. Так, озабоченность «нечеловеческим» (небиологичным) поведением человека ориентирует социобиологию на «биологическое изучение поведения животного» с тем, чтобы найти «образец» биологичного поведения для человека. Н.Тинберген по этому поводу пишет: «Научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, - возможно наиболее необходимая задача, стоящая перед человечеством сегодня. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида, и что еще хуже, для всей жизни на Земле». В этом смысле биоэтика возникает уже из потребности защитить природу от «подавляющей сверхмощи» культуры в лице ее крайних антропоцентрических форм. Речь идет о защите не только от биомедицинских технологий. «Опасна не техника сама по себе, - полагал М.Хайдеггер. – Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе». Это угроза от нас самих, от свободы своего правосознания, от своей «бездомности», от забвения своей подлинной «естественности».

Драматизм нынешнего состояния человека – в реальности двух не всегда совпадающих векторов: быть «творцом» и хранить свое «естество». Медицина как никакая другая область современного знания и практики, эту драму обостряет. Современная медицина вышла на принципиально новый технический, технологический и познавательный уровень. Она обрела возможности, о которых столетие назад не мечтали даже фантасты. В ее ведении оказались способности, функции, считавшиеся ранее естественнейшими и даже священными.

Медицина из тихого ремесла врачевания вдруг превратилась в мощную индустрию управления жизнью, что привело к глубоким противоречиям. Традиционные варианты медицинской этики оказались неспособными предложить новые моральные принципы, осмыслить складывающуюся систему ценностей в рамках профессии. Из этого противоречия в 60-е годы ХХ века и вырастает биоэтика. Ее основная задача, – реконструируя морально-мировоззренческие и культурно-исторические формы отношения к жизни и смерти, стать работающим средством разрешения реальных драматических ситуаций. Биоэтика пытается разобраться и понять пределы допустимого вторжения в основы бытия человека.

По своему составу эта дисциплина охватывает ряд традиционных проблем медицинской этики. В то же время она значительно расширяет поле уже сложившейся медико-этической проблематики.

По определению Оксфордского словаря 1989 г. (в отечественном энциклопедическом словаре отсутствует) биоэтика – это «дисциплина, имеющая дело с этическими проблемами, возникающими в результате прогресса медицины и биологии». Следовательно, если традиционная медицинская этика имеет дело только с общечеловеческими понятиями, возникающими во взаимоотношениях врача и пациента, то биоэтика распространяет их на генетику и поведение людей, на социальные аспекты здравоохранения, этику демографического контроля, эксперименты на животных и людях, проблема окружающей среды и т.п. действительно, это широкое поле совместных интересов философов, юристов, психологов, социологов, юристов и даже теологов, представляющих все ведущие религии мира. А ее конечная цель – защита человека и общества от возможных негативных воздействий и вообще сложностей, возникающих в связи с бурным прогрессом науки, с помощью таких инструментов как правила, нормы, законы или иные правовые документы.

Биоэтика, таким образом, это исследовательское направление междисциплинарного характера. Термин «биоэтика» предложен В.Р.Поттером в 1969 г. В настоящее время существует ряд исследовательских центров по биоэтике. Гастингс – центр под Нью-Йорком (США), центр при Торонтском университете (Канада) и т.д.

Складывается следующее определение биоэтики: «Биоэтика – наука, изучающая противоречия между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредованно могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки нравственных норм, требований, принципов и иных механизмов, обеспечивающих использование таких достижений только во благо человека и природы».

Современная биоэтика обладает всеми известными признаками сложившейся и быстро развивающейся научной дисциплины: имеется множество специальных дисциплинарных журналов; в университетах и медицинских колледжах существуют кафедры биоэтики, ведущие подготовку новых поколений специалистов; организуется бесчисленное количество семинаров, симпозиумов и конференций; помимо существующих, создаются организации биоэтического профиля; выпущено десятки томов международной библиографии по биоэтике.

Если понимать биоэтику не узкомедицински, а как философски глубокую дисциплину, то выделится ее центральная проблема: отношение к жизни и смерти, к здоровью. Детализируя, сюда же можно включить и отношения врача и пациента, как равноправных участников в борьбе за здоровье.

Биоэтика – это своеобразная форма защиты прав человека, живого вообще на жизнь, на здоровье, на самоопределение своей жизни, прав на нормальное детство, достойную человека старость и достойную смерть.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...