Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Букварный период обучения грамоте




Лекция 5.

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи распределяется на два года.

На первом году обучения в старшем подготовительном классе, в который попадают дети как с резко выраженными нарушениями фонетической стороны речи, так и с отставанием в лексико-грамматическом развитии) происходит подготовка детей к усвоению звуко-буквенного и слогового состава слов, а также знакомство с некоторыми звуками и буквами, правильно произносимыми. Таких букв обычно проходится тринадцать: а, у, х, м, о, с, п, к, н, ы, в, т, л.

На следующем году обучения грамоте, т. е. в первом классе, дети вновь возвращаются к повторению пройденных звуков и букв, так как в этот период могут начать обучаться также и дети с более высоким уровнем речевого развития, которые до этого находились в массовой школе, но не овладели программным материалом за I класс. Кроме того, учащиеся усваивают все остальные основные звуки родного языка, овладевая процессом чтения и письма и элементарными правилами грамматики и правописания.

Раздел, связанный с овладением детьми правилами грамматики и правописания в связи с изучением звуков и букв в 1 классё представляет большие трудности и имеет важное значение в подготовке детей к_грамотному, безошибочному письму.

Задачи курса обучения грамоте детей с ТНР

Образовательные:

Формировать следующие умения:

- анализировать предложение на слова;!

- определять слоговую структуру слова;

- правильно артикулировать звуки;

- правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, особенно многосложных и со стечением согласных, в соответствии с правилами орфоэпии;

- дифференцировать звуки по слуху и артикуляторно;

- различать согласные и гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные, а также свистящие и шипящие;

- характеризовать звуки по их основным признакам;

- осуществлять звуковой анализ слов;

- сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу;

- различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие;

- овладевать слитным послоговым чтением;

- синтезировать слоги в слова, слова в предложения;

- правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты;

- каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

Коррекционно-развивающие:

- коррегировать и развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь, память и т.д.

- коррегировать и развивать зрительно-пространственные функции

- коррегировать и развивать моторную сферу (выработать правильные и координированные движения пальцев рук)

Воспитательные:

- прививать и развивать положительные личностные качества: аккуратность, самостоятельность, активность и т.п.

- воспитывать интерес к изучению родного языка

При обучении грамоте детей с ТНР следует учитывать следующие условия:

1) Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах.Каждый звук изучается вначале на уроках произношения, и только после того, как достигнуто правильное произношение и различение его, на уроках чтения и письма проходится соответствующая буква. Опора на правильное произношение нужна с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков из живой речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами, а отсюда — в предупреждении специфических дисграфических ошибок. В этом смысле урок грамоты строится как непосредственное продолжение урока произношения,

2) Порядок прохождения звуков и букв на уроках грамоты иной, чем в общеобразовательной школе. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении. В первую очередь изучаются те звуки, которые произносятся детьми в основном правильно. Это следующие звуки и соответствующие буквы: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л. Затем постепенно начинается работа над звуками, неправильно произносимыми, которые во время специальных занятий по коррекции произношения исправляются одними из первых (ш, р, ж, некоторые мягкие фонемы), и, наконец, включаются в работу все остальные исправленные и поставленные звуки.

3) Темп прохождения всех звуков речи более медленный, чем в общеобразовательной школе. Весь процесс обучения грамоте рассчитан на 2 года. Большое значение имеет подготовительный период. В зависимости от уровня речевого развития детей он может длиться от одного до четырех месяцев.

4) Большое внимание отводится развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания.

5) Необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком учащимся, чтобы они понимали значение слов и умели соотносить их с определенными предметами и явлениями действительности.

 

6) На протяжении всего периода грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и предупреждающая ошибки письма в период усвоения правил правописания. Известную трудность для учащихся с ТНР представляют такие разделы программы, как правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных и т. д., с большим трудом формируется морфологический анализ слова. Для того чтобы облегчить усвоение этих разделов, с самого начала обучения детей грамоте большое внимание уделяется пропедевтическим упражнениям по анализу звуко-буквенного и простейшего морфологического состава слов: учащимся предлагаются специальные упражнения на подбор родственных слов, на изменение формы слова путем перевода формы единственного числа во множественное и наоборот—множественного числа в форму единственного числа, на нахождение более короткого слова (кормушкакорм), на образование уменьшительно-ласкательной формы слова (коткотик).

7) Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, которые требовали бы использования приобретенных ранее знаний и умений.

8) Одновременно с изучением звуков и букв даются для практического усвоения связанные с ними элементарные правила грамматики и правописания, тогда как в массовой школе, согласно программным требованиям, все правила правописания изучаются после прохождения букваря, вовтором полугодии. Концентрическое изучение правил позволяет осуществить беспрерывное повторение наиболее трудных разделов, а также повышает и развивает активность и самостоятельность детей в пользовании правилами. При этом наибольший успех достигается не простым увеличением количества повторений одних и тех же упражнений, но посредством разнообразного и систематического использования приобретенных знаний в разных условиях и на разном материале. Благодаря этому создаются предпосылки к практическому ознакомлению с некоторыми правилами правописания, которые должны проходиться на дальнейших годах обучения.

 

9). Обучение грамоте строится на основе вышеуказанных общих положений фронтальным способом. Однако наряду с этим должен осуществляться и индивидуальный подход к учащимся в соответствии с особенностями нарушения речи каждого ребенка. Кроме того, необходимо учитывать характерологические особенности каждого ребенка и усвоение им программного материала.

 

Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Необходимо так организовать обучение детей, чтобы предвосхитить возможные трудности и ошибки при складывании или записи слов. Это достигается правильной организацией всей работы.

Во-первых, для овладения правописанием необходимо овладеть навыком расчленения слова на слоги и звуки. Для образования такого навыка необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи с опорой на акустико-кинестетическое взаимодействие. Во-вторых, большое значение приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с предварительным и последующим анализом. Упражнения эти должны проводиться систематически.

Значительное место отводится также специальным упражнениям, обеспечивающим формирование морфологических обобщений, восполняющих пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и подготавливающих их
к усвоению правильного правописания. Эти упражнения не должны превышать познавательных возможностей ребенка и проводить их следует в практическом плане, попутно включая почти в каждый урок по обучению детей чтению и письму. Повседневное использование этих упражнений в занятиях способствует формированию у детей умения образовывать слова и обращать внимание на их состав.

Взаимосвязь письма и чтения реализуется следующим образом:

•На уроках чтения и письма изучается один и тот же звук и соответствующая ему печатная и письменная буква. Необходимо помнить, каждая новая буква может быть показана учащимся только в том случае, если уже достигнуто ими правильное произношение соответствующего звука, обозначаемого данной буквой, и умение различать и выделять его из слов.

•Ознакомление с каждой буквой, печатной и письменной, проводится путем анализа элементов, составляющих ее начертание, а также путем сравнения и сопоставления с ранее пройденными буквами, выяснения общих и отличительных элементов в их начертании.

•Каждое слово новой звуко-слоговой структуры, до его записи, должно быть обязательно проанализировано: установлен его слоговой и звуко-буквенный состав. Такая аналитико-синтетическая работа помогает практически осознать слоговой и звуковой состав слов и овладеть им.

Обучение первоначальному чтению и письму на втором году обучения в специальной школе делится на четыре этапа.

Продолжительность первого этапа при условии, что на обучение чтению и письму отводится 6 часов в неделю, приблизительно равна l,5 месяцам, второго — месяцу, последующие этапы приравниваются к учебным четвертям.

 

На этом этапе обучения дети уже могут приступить к звуковому анализу и синтезу простейших слов, которые они проходят. Изучение каждого звука обязательно опирается на сознательное усвоение его артикуляции, Затем дети учатся его различать и выделять из слова и соотносить с соответствующим буквенным обозначением, складывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новым звуком и читать их. При овладении звуковым составом слова очень важно обратить внимание учащихся на последовательность звуков в анализируемом слове.

При обучении чтению необходимо, чтобы дети умели сливать согласный с гласными и могли схватить взглядом две-три буквы одновременно. Это умение достигается только после специальных упражнений. С этой целью рекомендуется проводить чтение по следам анализа. Слог или слово, сложенные из букв разрезной азбуки, после предварительного анализа тут же прочитываются. Можно использовать и ряд других приемов, рекомендованных методистами на этом этапе обучения: чтение по подобию, протяжное произношение звуков в целях их слияния и т. д..

Каждый изучаемый согласный должен даваться в сочетании со всеми гласными (например: на, ну, Но и т. д.) или же все пройденные согласные сочетаются с каким-либо одним гласным (ма, ха, на, са и т. д.) У ребенка должен возникнуть обобщенный образ слога, который является необходимой предпосылкой для узнавания данного конкретного слога.

Учитель должен обращать внимание учеников на то, что слоги не имеют самостоятельного значения. Читаемые слоги следует затем включать в состав слова или предлагать учащимся дополнить их до целых слов.

Дети читают слоговые таблицы, слоги и слова, сложенные учениками из букв разрезной азбуки или написанные учителем на доске. Последовательность читаемых слов постоянно меняется. Без умения детей видеть слоги, т. е. воспринимать не одну, а две буквы, и слитно их произносить нельзя переходить к следующему этапу обучения.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок при чтении слов понимал их смысл, чтобы процесс чтения происходил сознательно, а не механически.

Позднее, по мере знакомства с новыми звуками и буквами, составляются и такие слова, в которых написание не соответствует произношению. Эти слова особенно тщательно анализируются. Уже в подготовительном периоде учащихся практически знакомят с ударением.

В этот же период обучения учащиеся постепенно знакомятся с предложением, самостоятельно придумывают предложения, составляют из букв разрезной азбуки и читают. Затем выводятся правила: 1) слова в предложении пишут отдельно друг от друга; 2) начинать писать предложение следует с заглазной буквы; 3) в конце предложения ставится точка.

Все эти правила ежедневно повторяются. Как только учащиеся составят предложение из букв разрезной азбуки после слого-звукового анализа, оно прочитывается, и тут же выясняется, какие правила нужно учитывать. Например, предлагается разобрать предложение Мама мыла Тому. Дети говорят: «В предложении три слова. Первое слово мама, второе— мыла, третье — Тому. В слове мама два слога, потому что две гласные, в слове мыла два слога, так как две гласные, и т. д. Слово мама надо писать с большой буквы, так как это первое слово предложения. В конце предложения надо ставить точку».

 

Все правила правописания очень тщательно закрепляются.в многократных упражнениях при составлении слов и предложений из букв разрезной азбуки, путем самостоятельных упражнений, зрительных и слуховых диктантов с предварительным или последующим анализом.

В этот период уже можно использовать такие упражнения, как складывание слов из слогов, складывание слов из букв, данных в беспорядке, добавление к слогу недостающей буквы или слога, чтобы получилось слово, например: су...(к), му...(ха)\ преобразование слов путем замены букв (суксуп, маклак); складывание предложения из слов, данных в беспорядке; добавление к предложению слова по картинке; самостоятельное составление предложений по картинке, разбивка сплошного текста на предложения и т. д.

Слова или предложения, составленные из букв разрезной азбуки после предварительного слого-звукового анализа, обычно записываются в тетради.

 

2 этап обучения грамоте.

На втором этапе обучения грамоте изучаются звуки, которые в большинстве случаев неправильно произносились детьми (те из них, которые доступны коррекции в первоначальный период обучения).

Учащиеся практически изучают новые звуки: согласные ш, р, з ж,а также гласные и, э и мягкие согласые; стоящие перед и, соответствующие ранее пройденным твердым согласным. Дети знакомятся со следующими мягкими согласными: мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть,ль, хь рь.

Второй этап в обучении детей грамоте ставится задача уточнить акустико-артикуляционные признаки изучаемых звуков, чтобы при образовании связи между звуком и буквой не вызвать никаких осложнений.

К изучению мягких согласных можно переходить только в том случае, когда дети научатся воспринимать при чтении две буквы сразу, так как мягкость согласных обозначается последующей буквой. Чтение слогов со звуком и представляет дополнительные трудности, по сравнению с предшествующим этапом, так как ребенку необходимо не только слить согласный с гласным, но и сообразить, как надо прочесть согласный перед гласным — твердо или мягко, т. е. изменить твердое произношение согласного на мягкое.

Кроме того, в этот период дети усваивают новые слоговые образования: трехсложные слова с открытыми слогами типа ма-ли-на, На-та-а. Повторяются односложные и вводятся двухсложные слова с закрытыми слогами типа ветер, кошка.

 

Дети упражняются в сознательном, правильном, плавном слоговом чтении отдельных слов, предложений, коротких текстов из букваря, доступных пониманию и включающих только правильно произносимые звуки. При чтении предъявляется требование четкого, внятного произношения звуков, соблюдения ударения в словах и паузы на точках.

Понимание читаемого текста проверяется путем беседы о прочитанном.

Дети учатся писать строчные и заглавные буквы, а также слова из этих букв. После устной работы по уточнению значение слова или содержание предложения и его анализу, ученики списывают рукописным и печатным шрифтом слова и отдельные предложения с доски и из книги, а также те слова и предложения, которые составляют сами из букв разрезной азбуки.

Каждую неделю практикуется письмо отдельных слов и коротких предложений под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него. При этом даются только те слова, написание которых не расходится с произношением. Проводятся различные виды письменных работ: вставка в слово пропущенных букв, слогов; составление и запись слова из слогов или букв, данных вразбивку; дописывание слова по рисунку; изменение единственного, числа слов на множественное и т. д.

На этом этапе учащиеся усваивают также практическим путем ряд правил правописания. Продолжается изучение переноса слов и практическое знакомство с предложением. Изучается большая буква в именах, фамилиях и кличках животных, правописание мягких согласных в сочетании с и, а также правописание гласных после шипящих. Учащиеся узнают, что звуки ш и ж всегда произносятся одинаково твердо, а слоги ши и жи всегда пишутся через и.

 

К концу второго этапа обучения грамоте учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:

¾ знать пройденные буквы, правильно произносить соответствующие звуки и различать их;

¾ определять согласные и гласные звуки, различать твердое и мягкое звучание звуков;

¾ уметь составлять из букв разрезной азбуки одно-, двухсложные слова с открытыми и закрытыми слогами на пройденные буквы и предложения с такими словами;

¾ делить предложения на слова, производить слого-звуковой анализ слов;

¾ при чтении отдельных слов, предложений и связного текста правильно и четко произносить слова, останавливаться на точках, уметь передать содержание прочитанного по вопросам учителя;

¾ уметь читать по слуху без предварительного анализа отдельные слова и предложения из двух-трех слов, написание которых не расходится с произношением;первое слово в предложении писать с большой буквы, в конце предложения ставить точку, знать правила правописания заглавной буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных, правописание жи и ши.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...