Третий этап обучения грамоте.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На третьем этапе обучения грамоте изучаются согласный й, мягкий знак, все йотированные гласные е, ё, я, ю), а также продолжается работа над мягкими согласными. Особо следует остановиться на изучении букв е, ё, я, ю. Они усваиваются детьми после того, как будет пройден звук й, и после того, как они познакомятся с обозначением мягкости согласного при помощи звука и буквы и. Тогда значение букв е, ё, я, ю становится для них более понятным. Буквы е, ё, я, ю особых звуков не обозначают. Во время письма принято различать два их значения. Если эти буквы стоят в начале слова и после гласных, то они обозначают йотированные гласные, а если после мягких согласных, то они обозначают гласные э, о, а, у. В этом случае они служат для выражения мягкости предшествующей согласной. Изучая гласные в, ё, я, ю, необходимо показать, что они являются звуками слоговыми и что произносить их надо без растягивания, чтобы не смешивать с другими гласными (э, о, а, у). Это представляет для детей трудность, несмотря на то что с процессом звукового анализа они уже достаточно знакомы. При изучении мягких согласных, обозначаемых с помощью е, ё, я, ю, необходимо опереться на те знания о твердом и мягком произношении согласных звуков, которые учащиеся приобрели как во время формирования у них правильного произношения, так и в процессе предшествующего обучения грамоте. На этом этапе учащиеся знакомятся также с фонетическим распознаванием ударения, сначала в двухсложных словах на первом слоге (папа, тетя), затем переходят к ударению на втором слоге (перо, сосна) и, наконец, в любом слове и в любом положении. Дети усваивают, что слог, который произносится сильнее, называется ударным, а гласная, на которую падает ударение, ударной.
Большое значение в этот период обучения придается развитию навыка осознанного, плавного слогового чтения предложений и небольших текстов с правильным и четким произношением звуков, правильной интонационной выразительностью. Очень важно следить за тем, чтобы дети понимали прочитанное, и контролировать это понимание путем вопросов о смысле предложения или отрывка и заданиями подобрать к прочитанному тексту картинку и к картинкам тексты. Необходимо научить детей понимать связи между отдельными словами в предложении, выделять из текста законченное предложение. Учащиеся заучивают наизусть доступные по смыслу тексты и стихотворения после разбора их с учителем и тренировки в выразительном чтении с соблюдением ударения, смысловых пауз. Учащиеся усваивают рукописное начертание как строчных, так и прописных букв, изучаемых в этот период. У них развивается навык списывания слов и предложений, составленных из букв разрезной азбуки, а также написанных на доске, напечатанных в учебнике рукописным и печатным шрифтом. Проводятся слуховые и зрительные диктанты, предлагаются различные виды 'письменных упражнений, заучиваются слова, правописание которых не проверяется правилами и которые должны быть усвоены в течение учебного года. К концу третьего этапа обучения грамоте учащиеся должны приобрести следующие знания и умения: правильно называть гласные и согласные звуки, выделять их из слова; различать твердость и мягкость согласных, правильно читать и писать слова с буквами й, е, ё, я, ю, а также с мягким знаком в середине и в конце слова; правильно выделять ударение в словах: 4') четко и выразительно читать предложениями связные тексты и отвечать на вопросы о прочитанном; 5) правильно писать пройденные буквы в словах и предложениях; 6) уметь писать под диктовку небольшие предложения с соблюдением всех усвоенных правил правописания. Правописание слов в предложении не должно расходиться с произношением.
Четвертый этап обучения грамоте. Изучаются звонкие и глухие согл, согл. ц,ч,щ. Сначала дети учатся различать и выделять звонкие согласные в словах, произношение которых не расходится с правописанием. Потом звонкие согл. сравниваются и сопоставляются со сходными глухими. Особое внимание уделяется их твердому и мягкому произношению. На уроках обучения грамоте значительное внимание должно быть уделено четкому различению и выделению зв. согл. и слов и правильному сопоставлению их с буквами; отработка различных произношений этих согласных в конце и середине слова. Усваиваются соответствующие правила правописания. Предварительная работа на уроках по развитию речи по изменению формы слова, по подбору родственных однокоренных слов способствует прочному усвоению правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение африкат начинается со зв ч, затем идут звуки ц и щ. После закрепления чтения и письма слов с указанными буквами проходят правила правописания гласных после этих звуков. Как только учащиеся овладевают навыком правильного, плавного, слогового чтения, начинается учение чтению про себя. Приобретение этих знаний и умений возможно лишь в том случае, если, ¾ во-первых, параллельно будет вестись большая подготовительная работа на уроках развития речи, способствующая обогащению словаря и правильному пользованию грамматическими формами речи; ¾ во-вторых, если к моменту прохождения звуков и букв будет сформировано правильное произношение их; ¾ в третьих, если в процессе обучения грамоте будут проводиться звуко-буквенный и орфографический разбор каждого предложения, упражнения на закрепление пройденного и различные виды письменных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|