Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 15. Биоэтические проблемы профессиональной деятельности медицинской сестры




1. Понятие сестринского дела, современный статус, особенности и перспективы этой профессии.

2. Принципы отношений медицинской сестры и пациента. Профессиональная этика медицинской сестры.

 

Литература

 

Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Сестринский процесс. М., 1996.

Пронин С.В., Поляков И.В., Бычков А.А. Оценка факторов, влияющих на формирование личностных качеств медицинских сестер. Советское здравоохранение. 1990. №10.

Файзулина Н.Э. Роль мотивации в управлении сестринским процессом. Медицинская помощь. 1996. №4.

Скворцова Е.С. Медицинская сестра за рубежом. Медицинская сестра. 1988. №12.

 

Темы рефератов и докладов

 

История сестринского дела.

Теоретическое и практическое обоснование самостоятельности сестринского дела как профессии.

Жизнь и сестринское служение Флоренс Найтингейл.

Подготовка сестринских кадров, состояние и перспективы.

Этические аспекты профессиональных отношений врача и медицинской сестры.

Образцы сестринского служения и подвиги российских сестер милосердия.

Понятие сестринского дела, современный статус, особенности

и перспективы этой профессии

 

Радикальные перемены, происходившие во всех сферах медицины, коснулись и такой, казалось бы, устоявшейся профессии, как сестринское дело. Отметим, что первой, кто предвидела эти перемены, была всемирно известная сестра милосердия Флоренс Найтингейл. Еще более века назад она определила сестринское дело как одно из древнейших искусств и самую молодую науку, посвященную заботе о больных людях. Она и сама подходила с научных позиций к решению проблем своей работы, и была убеждена, что «…по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний». Именно под влиянием этих идей на рубеже XIX-XX веков и произошел переворот в теории и практике сестринского дела. Была создана продуманная система выхаживания больных, что позволило сестринскому делу выделиться в качестве самостоятельной медицинской профессии. Значимость этого события будет понятнее, если вспомнить, что вплоть до XIX века основной задачей сестры милосердия было обеспечение пациенту полного комфорта и покоя без каких-либо попыток активно повлиять на течение болезни. Нужно было просто ждать, пока природа или усилия врача преодолеют болезнь.

Ф.Найтингейл выделила две главные области сестринского дела: уход за здоровым и уход за больным человеком. Уход за здоровым предполагал «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней» посредством профилактических действий: соблюдение чистоты, гигиена питания, внимание к настроению, эмоциям человека и т.д. Уход за больным понимался как «способность помогать жить человеку, страдающему от болезни, т.е. не просто выжить, но жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». С тех пор и поныне медицинской сестре предписано активно влиять на течение болезни, квалифицированно используя для этой цели два фактора – внешнюю среду и ценности пациента.

В настоящее время сложился достаточно широкий круг наук, на которых строится особая структура знаний, дающая самостоятельность сестринскому делу. Имеющиеся определения задач медицинской сестры суммируют главное содержание этой профессии. Одно из них принадлежит преподавателю, исследователю Вирджинии Хендерсон, разработанное в 1958 г. Она считала, что «уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. Она помогает пациенту выполнять все назначения врача. Медицинская сестра – это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой мамы, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».

На первой Российско-Американской конференции по теории сестринского дела (1993 г.) дается следующее определение: «Сестринское дело – это наука и искусство диагностики и коррекции ответных реакций человека на существующее и потенциальное болезненное состояние, искусство систематически применять знания и умения, искусство заботы, требующее творческого воображения, интуиции, артистизма в выражении своих чувств и чувств пациента».

О состоявшейся профессиональной самостоятельности сестринского дела говорит и тот факт, что подобно врачам сестры дают клятву, берут на себя моральные обязательства перед обществом и пациентами. Впервые это произошло в 1983 году, когда выпускники сестринской школы штата Мичиган заявили о своем долге перед обществом в торжественной «Клятве Флоренс Найтингейл». Текст был подготовлен специальным комитетом под председательством медицинской сестры. Он начинается словами: «Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными. Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной работе о благополучии всех вверенных мне пациентов».

Своеобразие сестринского дела, в отличие от врачебного, в ином распределении сфер внимания и различии основных интересов. Все внимание сестры милосердия сосредотачивается на человеке страждущем и цель ее – максимально возможное уменьшение страданий, обеспечение комфорта, ухода, компенсацию физических и психических немощей, активное противодействие болезни посредством выхаживания. Врач делает ампутацию конечности, а как пациенту без нее жить, как физически, психологически, социально приспособиться к этому состоянию – задача, решаемая медицинской сестрой.

 

Принципы отношений медицинской сестры и пациента

В отношениях медицинской сестры и пациента действуют те же принципы, что и в работе врача, но, естественно, в специфическом преломлении. Принципы справедливости, уважения автономии личности, великий медицинский принцип «не вреди», «делай благо», правило информированного согласия одинаково значимы и для медицинской сестры. Свое обещание сестры милосердия реализуют в самоотверженном уходе за больными, в старательной поддержке усилий врача, в разумных рекомендациях пациентам относительно поведения, режима, образе жизни, основанных на науке и сестринском опыте.

Для медицинских сестер не менее, чем для врачей важны культура общения, воспитанность, душевность, способность сопереживать, высокая духовность, оптимизм, воля, психическая устойчивость. Лучшие и необходимые качества медицинских сестер группируются в «Моральный кодекс медицинской сестры», имеющий воспитательное и нормативное значение. Первый такой кодекс был разработан в 1950 году и после многократных обсуждений и дополнений был принят и утвержден Международной ассоциацией медсестер. Он состоит из 11 статей.

В России в настоящее время Ассоциацией медицинских сестер разработан собственный этический кодекс, что знаменует важный этап в развитии отечественного сестринского дела. Основной принцип сестринской практики – уважение достоинства человека, всемерная защита и сохранение жизни как высшей ценности.

 

Открытие в России в 1991 году факультетов высшего сестринского образования, выпускники которых могут продолжить образование в клинической интернатуре и аспирантуре по сестринскому делу, завершило формирование этой профессии и обеспечило прекрасные перспективы дальнейшего развития.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...