Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание СП в лингвистической традиции




РАЗДЕЛ I

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Лекция I

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СП)

І. Понятие СП. Краткая история вопроса.

II. Структурные элементы объединения частей СП.

III. Принципы классификации СП.

IV. Переходные случаи:

а) между простым и сложным предложением;

Б) между сочинением и подчинением в СП.

Рекомендуемая литература:

1. Бабайцева, В. В. Современный русский язык, ч. ІІІ Синтаксис / В.В. Бабайцева, Г.Г. Инфантова, Н. А Николина, И.П. Чиркина. – Ростов на Дону. 1997.

2. Бабайцева, В.В., Современный русский язык, ч. ІІІ. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – Москва, 1981.

3. Валгина, Н.С., Синтаксис современного русского языка. – Москва,?

4. Козырева, Т.Г. Современный русский язык: Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. / Козырева Т.Г., Астафьева Н.И. – Мн.: Выш. шк., 1987. – 159 с.

5. Крючков, С.Е. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – Учеб. пособие / С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. – М., «Просвещение», 1977. – 191 с.

6. Русская грамматика: Синтаксис. – Москва, 1980. – Т. 2.

7. Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие / Е.С. Скобликова. – М., 2006.

8. Современный русский литературный язык / Под. ред. П.А. Леканта. – М., 1982.

9. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1979. –

10. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – Москва: Высшая школа, 1981.

11. Стариченок, В.Д. Современный русский литературный язык: учеб. пособие / В.Д. Стариченок, Т.В. Балуш, О.Е. Горбацевич, И.В. Гормаш, В.Т. Иватович-Бабич, Т.В. Ратько, А.В. Чуханова; под ред. В.А. Стариченка. – Минск: Выш. шк., 2012. – 591 с.

12. Шуба, П.П. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П. П. Шуба, И. К. Германова, Е. Е. Долбик и др.; под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1998.

І. Понятие СП. Краткая история вопроса

Различие между простым и сложным предложениями с грамматической стороны состоит в том, что простое предложение монопредикативно (т.е. в нем выражена единая соотнесенность с ситуацией речи, или сообщение об одном факте действительности), а сложное предложениеполипредикативно (т.е. в нем выражается раздельная соотнесенность с ситуацией речи, или сообщение о более чем одном факте действительности).

Понимание СП в лингвистической традиции

Ученые-лингвисты Понимание СП
А.М. Пешковский, А.А. Шахматов Понимали СП как сцепление простых предложений, поэтому считали сам термин «сложное предложение» неправильным. Предлагали называть его «сложным целым» или «сочетанием предложений».
И.П. Распопов Анализировал СП с позиций коммуникативного синтаксиса и предлагал рассматривать их как «сочетания простых предложений, характеризующихся не столько структурной, сколько композиционной целостностью».
В.А. Богородицкий, Н.С. Поспелов и др.; (традиционная точка зрения, отраженная в учебных пособиях) Сложное предложение – это предложение, состоящее их двух и более предикативных единиц, которые образуют тесное смысловое, структурное и интонационное единство.

 

Грамматические и коммуникативные особенности СП определяются следующими моментами:

1) Каждая из частей СП строится по той или иной модели ПП (может быть односоставной / двусоставной, полной / неполной, распространенной / нераспространенной, осложненной / неосложненной) и имеет самостоятельную предикативность. 1)Ценить людей надо по тем целям, 2)которые они перед собою ставят. (Н.Н. Миклухо-Маклай) 1)Солнечно, и 2)птицы поют. 1)Приспособьтесь к ритму природы: 2)ее секрет – в терпении. (Р. Эмерсон)
2) Объединение частей СП составляет семантико-структурное единство. Предикативные части СП, хотя и построены по моделям ПП, находятся в таком тесном взаимодействии и в смысловом, и в грамматическом отношении, что расчленить СП на отдельные самостоятельные ПП бывает чаще всего невозможно. Нельзя поменять порядок следования частей: 1)Ветер свистел в кривых окнах, и 2)от него краснели руки. (К. Паустовский) Части структурно неполнозначные: Кто не идет вперед, тотидет назад. (В.Г. Белинский) Первая часть семантически неполнозначна: Тут 1)Мересьева осенила мысль: 2)партизаны должны быть где-то здесь, поблизости. (Б. Полевой)
3) Ни одна из частей СП, кроме последней, не обладает интонационной завершенностью. Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,то
 
 


Счастье само вас отыщет.

(К.Д. Ушинский)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...