Времена меняются, имы меняемся вместе с ними.
(Гораций)
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (М. Горький)
Учение – лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
(В.А. Сухомлинский)
Местоименно-соотносительные (указательные) слова
Указательные местоимения: То, что идет от сердца, до сердца и доходит. (Д. Пайэтт)
Определительные (+ указательные) местоимения:
Требовать правды, оставляя нетронутыми все те условия, которые порождают ложь, - значит требовать, чтобы на немощеной улице не было грязи, когда идет дождь. (Д.И. Писарев)
Местоименные наречия:
Где единение, там всегда и победа. (Публилий Сир)
Местоимения (личные и указательные)
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. (Л.Н. Толстой)
Когда писатель чувствует свою кровную связь с народом – это дает красоту и силу ему. (М. Горький)
Структурная неполнота
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)
Соотношение видо-временных форм сказуемого
Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя и, погасив свечу, опять отправлюсья в необозримый мир туманных превращений, когда мильоны новых поколений наполнят этот мир сверканием чудес и довершат строение природы, - пускай мой бедный прах покроют эти воды, пусть приютит меня зеленый этот лес. (Н. Заболоцкий)
Наличие общих компонентов (ПЧ, членов предложения, частиц, вводных слов)
В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью.
(Э. Золя)
В этом ущелье звенят ручьи и чернеют пещеры, полные черной воды.
Пусть светит солнце и птицы поют!
Кажется, дождь перестал и стало теплее.
Порядок следования частей
1) Свободный: Нет пределов фантазии, нет границ проникновению разума. (А. Е Ферсман)
Чтобы иметь право критиковать, надо верить в какую-то истину. (М. Горький)
Может выражать различные синтаксические отношения:
Раздался звонок – дети зашумели (причина – следствие);
Дети зашумели: раздался звонок (следствие – причина).
2) Несвободный: Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью. (И.А. Бунин)
Растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми цветами земля, потрескаются ароматные клейкие листики. (М. Пришвин)
Структурный параллелизм
Бессильный враг – наш лучший друг; завистливый друг – злейший из врагов. (П.Я. Чаадаев)
Интонация
Часто от интонации зависит характер отношений между частями БСП.
Перечислительная интонация – значение последовательности:
Ночью / прошел дождик, / утро / было прекрасное.
Причинно-следственные отношения:
Ночью прошел дождик, // утро было прекрасное.
III
Принципы классификации СП
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В зависимости от характера связи
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ (БСП)
Части объединены при помощи союзов / союзных слов.
Части объединены без помощи союзов.
Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов.
(А. Поп)
2. В зависимости от типа союзов
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ
(ССП)
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ
(СПП)
Связаны сочинительными союзами
Связаны подчинительными союзами / союзными словами
Части синтаксически равноправны
Части синтаксически неравноправны, одна из частей синтаксически подчиняется другой, от главной ПЧ к зависимой можно поставить вопрос
Жизнь творит порядок, но порядок не творит жизнь.
(А.Сент-Экзюпери)
Надо много пережить, чтобы стать человеком.
(А.Сент-Экзюпери)
3. В зависимости от количества ПЧ и типов связи
СП
МИНИМАЛЬНОГО ТИПА
СП
МНОГОЧЛЕННЫЕ
Состоят из двух ПЧ
Состоят из трех и более ПЧ с однотипной связью
Многочленные ССП
Многочленные СПП
Многочленные БСП
Читают все, но далеко не все умеют читать.
(Ф. Варан)
Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает.
(Л.Н. Толстой)
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
(СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ)
Состоят из трех и более ПЧ с разнотипнойсвязью
Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья творчества и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.
(В.В. Вересаев)