Поэзия второй половины ХIX в. в детском чтении (Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков, А. Плещеев).
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими условное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской школы» (т.е. народно-демократической поэзии). Помимо пейзажной лирики получает широкое распространение гражданская лирика. В поэзию для детей начинает проникать сатира. В стихах все еще звучит главным образом голос взрослого лирического героя, но уже появляется герой-ребенок, что будет характерно для детской поэзии XX века. В круг детского чтения к началу 60-х годов уже широко и прочно вошли лучшие образцы русской классической поэзии (Крылов, Жуковский, Пушкин, Кольцов, Лермонтов, Ершов). Да и современные юным читателям поэты, тоже ставшие впоследствии классиками, - это Тютчев, Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков... А так же поэты, которые стремились рассказать детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян, о родной природе: Некрасов, Суриков, Никитин, Плещеев... 1. Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее философскую, общечеловеческую направленность. Это Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и другие поэты. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) сложился как поэт в конце 20-х - начале 30-х годов. ü С трастный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира в лирике Тютчева - особенно созвучен юной, развивающейся душе. ü Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ü Умение передать «душу природы» сказочные олицетворения природы ( «Зима недаром злится...»). Тютчев беспредельно свободен в своем поэтическом языке и образности: он легко и гармонично сближает слова разного лексического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от друга явления в цельные и яркие картины.
Вполне правомерно, что стихи Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) входят в детские хрестоматии и сборники: ü именно малышам свойственно чувство радостного постижения мира. ü А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка из окошка...», присутствуют и сами дети - со своими заботами, своим восприятием окружающего. Многие его стихи -это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пейзажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. В детское чтение вошли такие стихи Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897), которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы». «Летний дождь»: «Золото, золото падает с неба!» - Дети кричат и бегут за дождём... - Полноте, дети, его мы сберём, Только сберём золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба! «Сенокос»,»Ласточка примчалась...». 2. Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А.Некрасова, таким, как И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков, ближе всего были традиции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике. Детским стихам Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) характерны конкретность и свободная разговорная интонация. («Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Бабушка и внучек»). В 1861 выходит сборник «Детская книга», а в 1878 году Плещеев объединяет свои произведения для детей в сборник «Подснежник». (Стремление к жизненности и простоте, большинство стихотворений сюжетны, содержание многих составляют беседы стариков с детьми).
...Много их сбегалось к деду вечерком; Щебетали, словно птички перед сном: «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток». «Дедушка, найди мне беленький грибок». «Ты хотел мне нынче сказку рассказать». «Посулил ты белку, дедушка, поймать». «-Ладно, ладно, детки, дайте только срок, Будет вам и белка, будет и свисток!» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Интонация доброжелательного рассказчика, характерная для всего детского цикла Некрасова, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» особенно выразительна: Дети, я вам расскажу про Мазая. Каждое лето домой приезжая, Я по неделе гощу у него. Нравится мне деревенька его... Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах... Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи - урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать. («Дедушка Мазай и зайцы», «Дедушка Яков», «Генерал Топтыгин», «Пчёлы», поэма Железная дорога»). Отдельно можно выделить чтихи Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тем не менее в них встречаются образы детей – (в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто тревожила и огорчала поэта). «Школьник» (1856). «Плач детей» (1860), поэме «Крестьянские дети» (1861). «Плач детей» (1860) - стихотворение, исполненное скорби и гнева. Поэт обращается к современникам: Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, -Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей? Таким образом, поэзия первой половины XIX в. испытывает расцвет, как другие области русской культуры. В этот период возрастают интерес к вопросам воспитания, педагогики, поэтому стихотворения, адресуемые детям и переходящие в круг детского чтения обнаруживают педагогическую направленность, развивают эстетический вкус, чувство прекрасного, мелодичный слух и, безусловно, должны быть включены в детское чтение, что отражается в учебниках-хрестоматиях как для начальной школы, так и для среднего звена.
Литература: 1. Арзамасцева, И.Н. Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2009. – 472 с. 2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с. Вопросы для самопроверки: 1. Как в поэзии XIX века продолжаются традиций поэзии XVIII века? 2. Дайте определение терминам: романтизм, жанр, баллада. 2. Раскройте понятие «второй взлет русской поэзии» в 50 – 60-е гг. XIX в. 3. Расскажите, что такое народно-демократическая поэзия? В чем заключаются особенности мировосприятия лирического героя? Произведите анализ текста с учетом названных особенностей. 3. Раскройте понятие поэзия «чистого искусства». В чем специфика поэтического мира? 4. Назовите представителей народно-демократической поэзии и «чистого искусства». Осветите жанровое многообразие стихотворений, приведите примеры. 5. В каком из направлений более очевидно созвучие детскому пониманию мира? 5. Разграничьте поэтическую классику в детском чтении и стихи, написанные специально для детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|