Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэзия второй половины ХIX в. в детском чтении (Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков, А. Плещеев).




Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими ус­ловное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской шко­лы» (т.е. народно-демократической поэзии). Помимо пейзажной лирики получает широкое распространение гражданская лирика. В поэзию для детей начинает проникать сатира. В стихах все еще звучит главным образом голос взрослого лирического героя, но уже появляется герой-ребенок, что будет характерно для детской поэзии XX века.

В круг детского чтения к началу 60-х годов уже широко и проч­но вошли лучшие образцы русской классической поэзии (Крылов, Жуковский, Пушкин, Коль­цов, Лермонтов, Ершов). Да и современные юным читателям поэты, тоже ставшие впоследствии классиками, - это Тютчев, Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков... А так же поэты, которые стремились рассказать детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян, о родной природе: Некрасов, Сури­ков, Никитин, Плещеев...

1. Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее фи­лософскую, общечеловеческую направленность. Это Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и другие поэты.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) сложился как поэт в конце 20-х - начале 30-х годов.

ü С трастный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира в лирике Тютчева - особенно созвучен юной, развивающейся душе.

ü Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

ü Умение передать «душу природы» сказочные олицетворения природы ( «Зима недаром злится...»).

Тютчев беспредельно свободен в своем поэтическом языке и образности: он легко и гармонично сближает слова разного лек­сического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от дру­га явления в цельные и яркие картины.

Вполне правомерно, что стихи Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) входят в детские хресто­матии и сборники:

ü именно малышам свойственно чувство радост­ного постижения мира.

ü А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка из окошка...», присутст­вуют и сами дети - со своими заботами, своим восприятием окру­жающего.

Многие его стихи -это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пей­зажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

В детское чтение вошли такие стихи Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897), которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы».

«Летний дождь»:

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождём...

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

«Сенокос»,»Ласточка примчалась...».

2. Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А.Некрасова, таким, как И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков, ближе всего были тра­диции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике.

Детским стихам Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) характерны конкретность и свободная разговорная интонация. («Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Бабушка и внучек»).

В 1861 выходит сборник «Детская книга», а в 1878 году Плещеев объединяет свои произведения для детей в сборник «Подснежник». (Стремление к жизненности и простоте, большинство стихотворений сюжетны, содержание многих составляют беседы стариков с детьми).

...Много их сбегалось к деду вечерком;

Щебетали, словно птички перед сном:

«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».

«Дедушка, найди мне беленький грибок».

«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».

«Посулил ты белку, дедушка, поймать».

«-Ладно, ладно, детки, дайте только срок,

Будет вам и белка, будет и свисток!»

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) придавал большое зна­чение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служе­ния народу.

С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Интонация добро­желательного рассказчика, характерная для всего детского цикла Некрасова, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» особенно выразительна:

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его...

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах...

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной сто­роной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи - урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать. («Дедушка Мазай и зайцы», «Дедушка Яков», «Генерал Топтыгин», «Пчёлы», поэма Железная дорога»).

Отдельно можно выделить чтихи Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тем не менее в них встречаются образы детей – (в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто тревожила и огорчала поэта). «Школьник» (1856). «Плач детей» (1860), поэме «Крестьянские дети» (1861).

«Плач детей» (1860) - стихотворение, исполненное скорби и гнева. Поэт обращается к современникам:

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

-Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

Таким образом, поэзия первой половины XIX в. испытывает расцвет, как другие области русской культуры. В этот период возрастают интерес к вопросам воспитания, педагогики, поэтому стихотворения, адресуемые детям и переходящие в круг детского чтения обнаруживают педагогическую направленность, развивают эстетический вкус, чувство прекрасного, мелодичный слух и, безусловно, должны быть включены в детское чтение, что отражается в учебниках-хрестоматиях как для начальной школы, так и для среднего звена.

Литература:

1. Арзамасцева, И.Н. Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2009. – 472 с.

2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

Вопросы для самопроверки:

1. Как в поэзии XIX века продолжаются традиций поэзии XVIII века?

2. Дайте определение терминам: романтизм, жанр, баллада.

2. Раскройте понятие «второй взлет русской поэзии» в 50 – 60-е гг. XIX в.

3. Расскажите, что такое народно-демократическая поэзия? В чем заключаются особенности мировосприятия лирического героя? Произведите анализ текста с учетом названных особенностей.

3. Раскройте понятие поэзия «чистого искусства». В чем специфика поэтического мира?

4. Назовите представителей народно-демократической поэзии и «чистого искусства». Осветите жанровое многообразие стихотворений, приведите примеры.

5. В каком из направлений более очевидно созвучие детскому пониманию мира?

5. Разграничьте поэтическую классику в детском чтении и стихи, написанные специально для детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...