Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данный период подготавливает учащихся к следующему более насыщенному периоду и более сложному периоду.




Букварный период

Обучение грамоте и развитие речи.

Ознакомление и овладение звуками и буквами в последовательности, которая определяется следующими принципами:

1) доступности - легкости при артикуляции и выделении звука из слова;

2) принцип частотности звука в словах русского языка.

Знакомство с буквами и звуками русского языка. Формирование основ слогового чтения, обучение чтению слов,

- с открытыми и закрытыми слогами всех видов;

-   с твердыми и мягкими согласными;

    со стечением согласных, ь и ъ (мягким и твердым знаком);

    обучение слогослиянию, постепенный переход на чтение целыми словами;

    сознательное, правильное, плавное чтение букварных текстов;

Работа над звуко-буквенным анализом слов. Работа над составлением слов и предложений. Еще раз напомним, что уроки обучения грамоте интегрированные, поэтому в учебнике на каждом уроке дается материал для письма. Также при изучении каждой буквы дается материал для развития творческих способностей учащихся (игры, ребусы, загадки, и т.д.).

Послебукварный период.

Буквы выучены. Дети научились читать и писать. Но работа на этом не заканчивается, а наоборот только начинается. Продолжаем работу над звуками и буквами, над орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.,

Деление слов на слоги. Работа над ударением. Работа над предложением, словом. Продолжается работа над связанной речью.

В содержание данной главы входят три основные темы:

- Потешки, сказки, загадки народов мира;

-   Писатели - детям;

    Родная земля - золотая колыбель;

К каждому произведению в учебнике помещены вопросы, которые помогают детям в понимании прочитанного, готовят пересказу текста. Или заучиванию стихотворений.

Со второго полугодия 1 класса вводится новый учебник «Родное слово» авторы те же. Все идеи, которые легли в основу учебника «Букварь» они же легли в основу учебника «Родное слово». То есть вся работа которая была начата в первом полугодии, будет продолжена во втором.

1. Прописи - это тетради на печатной основе. Основное средство обучения.

2. Методическое руководство к учебникам - вспомогательное методическое пособие для учителей.

 

Описание и анализ опытно-педагогической работы по использованию дидактической игры, как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках обучения грамоте

 

Подготовка и проведение педагогического эксперимента.

Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников применительно к урокам обучения грамоте.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).

Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладеть ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследования (Л.С. Выготский (№), О.Н. Дьяченко(№), Н.А. Ветлугина(№)) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.

Третий этап - контрольный - был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов на уроках обучения грамоте, как средства формирования творческих способностей младших школьников.

В исследовании принимали участие ученики СШ № 95 г. Алматы: 1 «Г» (15 мальчиков и 9 девочек.- экспериментальный класс и 1 «В» (12 мальчиков и 14 девочек) - контрольный класс

Мы разработали специальные «карточки-тесты» состоящие из заданий на развитие творческих способностей. Контроль творческих способностей проводился в два этапа:

этап - проводился в начале учебного года. Целью данного контроля было установление уровня развития творческих способностей учеников 1 классов на начало учебного года.

этап - проводился в конце третьей четверти. Цель данного исследования контроль развития творческих способностей младших школьников посредством дидактической игры.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени выполнения заданий, степени оригинальности выполнения.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружение нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Креативность - эта личная особенность лежит в основе способности к развитию творческого начала у младших школьников. Многие ученые (Я.Н. Коломинский (№),, Е.Н. Соколов (№), А.В. Петровский (№)) определяли креативность, как особенность развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость (многогранное видение), воображение (фантазия - яркая, образная, стереотипная).

Приступим к первому этапу работы над развитием творческих способностей, т.е 1. установим начальный уровень развития творческих способностей у учащихся исследуемых групп, 2. подбираем средства и методы развития творческих способностей учащихся.

Для установления начального уровня развития творческих способностей учащихся мы используем следующий метод. Это тест-контроль (см. приложение). Данный тест состоит из 3 заданий на применение творческих способностей на уроках обучения грамоте. Тест проводится в конце первого месяца обучения.

Учитель раздает карточки-тесты, в которых содержится:

1. задание - «Слоговое лото», дается 2 слога. Требуется составить, как можно больше слов с данными слогами, т.е. с каждым в отдельности. Уровень выполнения задания зависит от количества составленных слов.

Высокий уровень - 9-10 слов;

Средний уровень - 5-8 слов;

Низкий уровень - 0-4 слов;

2. задание - «Слово в слове» дается слово. Требуется составить из букв данного слова как можно больше слов. Уровень выполнения задания зависит от количества составленных слов.

Высокий уровень - 5 слов;

Средний уровень - 3-4 слова;

Низкий уровень - 0-2 слова;

3. задание - «Буквы разбежались» (работа над деформированным предложением).

Уровень выполнения задания зависит от качества выполнения данного упражнения.

Высокий уровень - задание выполнено на высоком уровне качества;

Средний уровень - задание выполнено, но не совсем качественно;

Низкий уровень - задание не выполнено.

Подсчитываем общее количество баллов. Данные исследования представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Определение уровней творческих способностей учащихся на начало года

Уровень

Экспериментальный класс 1 «Г» класс 25 чел.

Контрольный класс 1 «В» класс 25 чел.

  Кол-во уч. % Кол-во уч. %
Высокий уровень  3  12  2  8
Средний уровень  14  56  14  56
Низкий уровень  8  32  9  36

 

Как видно из диаграммы, уровень творческих способностей экспериментального и контрольного классов примерно одинаковый.

Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной развития творческих способностей учащихся. Таким образом, мы переходим ко второму этапу. Мы считаем, что основным средством развития творческих способностей является дидактическая игра.

Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности учащихся.


Диаграмма 1. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на начало учебного года

 

К первой группе приемов относились творческие задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (подбор эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки (Игра «Нарисуй портрет»).

Следующие приемы - придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов.

Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам как сочинение сказочной истории, рассказа (Игра «Диафильм», «Обратный диафильм», «Сочини историю»). Придумывание продолжения знакомой сказки (Игра «Продолжи сказку»), сочинение сказки по картинке.

Для развития творческих способностей в игре детям предлагались игры: «Домино», «Составилка», «Буква в окошке», «Буквы разбежались», «Лесенка», «Наборщик», «Занимательные модели», «Цепочка», «Ребусы» и т.д..

Очень разнообразны игры для детей. О видах игр мы говорили в предыдущей главе. В данной главе мы остановимся конкретно на дидактических играх предназначенных специально для развития творческих способностей младших школьников, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм, как мы считаем, необходимо уделять постоянное внимание.

Все творческие, развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей памяти, внимания, творческого настроения, воображения, пространственному восприятию, наблюдательности, обоснованных суждений, способности к анализу и синтезу. Учить детей ставить перед собой цель и стараться достигнуть ее.

С приходом ребенка в школу игровая деятельность для него не теряет своей роли, а меняет свое содержание и направленность. В это время.большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. Данные игры учат ребенка подчинять свое поведение правилам, формируют его движение, внимание, умение, сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Для развития творческих способностей младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежат дидактическим играм.

Дидактические игры важны и должны использоваться на каждом уроке в 1 классе, особенно в период обучения грамоте. Мы же остановимся на букварном периоде обучения грамоте. Мы считаем, что именно в этот период обучения дидактические игры наиболее актуальны. Через дидактическую игру мы будем развивать творческие способности учащихся, и осуществлять межпредметные связи.

 Урок  Название игры, ее цели и задачи  Содержание игры
Урок знакомства с новой буквой и новыми звуками 1. Игра «Диафильм» Цели:- обучать умению, работать самостоятельно, умению составлять связанный пересказ текста; - развивать речь, мышление, самостоятельность, мышцы рук, умение пересказывать, воображение, фантазию; - воспитывать любовь к родному слову, любовь к рисованию, эстетический вкус; Данную игру мы будем рассматривать в двух вариантах. Вариант 1. На уроке дети знакомятся с новой буквой. В закрепление изученной буквы учитель читает сказку или рассказ в котором употребляются слова с новой буковкой. Предварительно учитель дает задание внимательно слушать рассказ. Запоминать все слова с новой буквой (или хлопать в ладоши каждый раз как услышат слово с новой буквой). Дети с огромным вниманием слушают текст сказки. Далее продолжается работа по вопросам учителя над содержанием данной сказки: Как называется сказка, которую вы прослушали? Каких персонажей сказки вы запомнили? Кто из них вам понравился, а кто нет? Роль какого персонажа вы хотели бы сыграть? Назовите, сколько слов с новой буквой вам встретилось? Назовите эти слова. Далее проводится работа над пересказом текста. В конце урока учитель дает детям домашнее задание: 1. пересказать родителям сказку; 2. составить по пересказу диафильм; На следующем уроке дети выставляют на доске варианты своих диафильмов и делают повторный пересказ текста (см. приложение).
  2. Игра «Лесенка» (см. приложение). Цели: - обучать грамотному письму, умению подбирать слова, обучать работе как самостоятельно так и в коллективе; - развивать речь, грамотное письмо, внимание, сообразительность, каллиграфию, мышцы рук, развивать умение писать с комментированием, развивать словарный запас; - воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе и самостоятельно; Учитель дает задание: 1. Подумайте и вспомните слова, которые начинаются с новой буквы; 2. А теперь заполните данную таблицу (учитель открывает доску на которой помещена таблица. Все слова должны начинаться с новой буквы. Первое слово должно состоять из двух букв, второе из трех, третье из четырех букв, четвертое слово из пяти букв, а шестое из семи букв; Над каждым словом ведется работа (объясняется лексическое значение слова, ставится ударение). Все слова записываются в тетрадках с комментированием. Для сильных учащихся дается задание составить предложение с некоторыми из данных слов.
  3. Игра «Составилка» Цели: - обучать, умению составлять из отдельных слогов слова, грамотному письму, умению грамотно ставить ударение; - развивать речь, технику чтения, грамотное письмо, развивать словарный запас, умение работать в коллективе; - воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма; Данная игра имеет множество вариантов. Мы рассмотрим 3 из них (см. приложение). 1 вариант. Учитель выставляет на доске отдельные слоги. Дается задание: составить из данных слогов как можно больше слов. Затем подводят итоги. Объявляют победителей. Самые лучшие слова, самые оригинальные записываем в тетрадках с комментированием. С грамотно поставленным ударением.
Закрепление пройденного материала, уроки повторения пройденного материала. 1. Игра «Из одного - много». Цели: - обучать умению, видеть в слове другие слова, обучать грамотному письму, умению делить слова на слоги, умению ставить ударение; - развивать речь, словарный запас, технику чтения, умение писать с комментированием, мышцы рук; - воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма, воспитывать интерес к математике.  Учитель помещает на доске слово, написанное на плакате. И дает задание: составить из букв данного слова слова, но с условием. 1 вар. - составляет слова состоящие из одного слога; 2 вар. - составляет слова состоящие из двух слогов; 3 вар. - составляет слова из трех слогов; И задание по желанию: составить слова состоящие из 4 слогов, из 5 слогов.
  2. Игра «Ребусы». Цели: - обучать работе с ребусами. Продолжить работу над предложением. Обучать грамотно у письму; - развивать умение работать с ребусами, речь, технику чтения, словарный запас, фантазию, мышцы рук; - воспитывать любовь к чтению, к окружающему миру, умение работать в коллективе, аккуратность, эстетический вкус. На доске помещены ребусы. Учитель объясняет правила работы с ребусами. И дает задание разгадать ребусы, находящиеся на доске. Составить из них предложение. После того как дети разгадали ребус и составили предложение. Учитель дает задание: составленное предложение является началом рассказа, который я и прошу вас продолжить. Придумайте персонажи своего рассказа. Дайте им имена или клички. Придумайте продолжение данного предложения (на выполнение данного задания дается 1-2 минуты). Далее идет подведение итогов, т.е. заслушивание составленных рассказов, выбор лучшего рассказа.
  3. Игра «Догадайся». Цели: - обучать, умению соотносить схему слова со словами, сравнивать и делать выводы, работать над звукобуквенным составом слова. - развивать речь, технику чтения, умение работать со звукобуквенными схемами слов, словарный запас, работать над лексическим значением слова; - воспитывать любовь к чтению, самостоятельность; Данная игра также имеет несколько вариантов. 1. Учитель выставляет на доске какие-либо слоги. Дается задание составить как можно больше слов с данными слогами. Слова записывают на доске. Игру можно проводить как индивидуально, так и разделив класс на группы. Результаты сравнивают и оглашают победителя. 2. Учитель выставляет на доске схемы трех слов. Дается задание составить как можно больше слов по данным схемам. Результаты сравнивают и называют победителя.
  4. Игра-соревнование «Цепочка» Цели: - обучать, умению составлять предложения, закреплять умение решать примеры; - развивать речь, технику чтения, умение решать примеры, умение работать в группе, мышление, фантазию; - воспитывать любовь к чтению, любовь к математике, любовь к спорту, чувство коллективизма; Класс делится на команды (по рядам). Учитель объявляет тему игры (в данном случае игра Хоккей). На доске помещены три пары ворот. Учитель просит выйти к доске по одному человеку от каждой команды. Учитель дает задание. Чтобы забить гол в ворота необходимо взять шайбу прочитать пример записанный с лицевой стороны, решить его, и поместить шайбу прямо под своими воротами, предварительно перевернув шайбу изнаночной стороной наружу (На изнаночной стороне шайбы находится буква). Ученик называет букву. Затем выходит следующий ученик берет следующую шайбу. Действия аналогичны. Из букв выставленных на доске каждая команда составляет слово. Затем из трех составленных слов составляем предложение. Учитель дает следующее задание каждой команде. Придумать продолжение данному предложению (рассказ с действующими лицами). Побеждает та команда, у которой рассказ получится самым лучшим.

 

Дидактические игры можно использовать на различных уроках и на различных этапах урока:

- на этапе знакомства с новой темой;

-   на этапе проверки знаний, умений и навыков;

    на этапе повторение пройденного материала;

    на этапе закрепления и т. д.

Для развития творческих способностей в игре, детям были предложены следующие виды игр:

Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую, речевую и игровую творческую активность детей.

На третьем этапе нашей работы (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала посредством дидактических игр.

Тестирование проводилось с помощью контрольного теста. Состоящего из трех заданий.

задание: «Волшебная цепочка». Дается слово. Необходимо изменять по одной букве в слове и получить целую цепочку новых слов.

Высокий уровень - 6 и более слов - 2 очка.

Средний уровень - 3-4 слова - 1 очко.

Низкий уровень - 0-2 слова - 0 очков.

задание: «Наборщик». Учитель читает стихотворение:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Дается слово «Грамотей». Задание составить 10 слов из данного слова.

Высокий уровень - 8-10 слов - 2 очка;

Средний уровень - 5-7 слов -1 очко;

Низкий уровень - 0-4 слова - 0 очков;

задание «Расскажи сказку».

Детям дается два несвязанных друг с другом персонажа (Айболит и солдат). Требуется за 1 минуту придумать сказку с указанными героями.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность образов;

)   богатство фантазии;

)   глубина и проработанность (детализированность) образов;

)   впечатлительность, эмоциональность образов;

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

баллов - данный признак в рассказе отсутствует;

балл - данный признак есть, но выражен слабо;

балла - соответствующий признак выражен достаточно сильно;

Данные по уровню развития творческих способностей младших школьников посредством дидактической игры отображены в сводной таблице 2.

 

Таблица 2. Сопоставление уровней развития творческих способностей младших школьников на конец года.

Класс уровень

Экспериментальный класс 1 «Г» класс 24 чел.

Контрольный класс 1 «В» класс 26 чел.

  Кол-во уч. % Кол-во уч. %
Высокий уровень  8  32  5  20
Средний уровень  12  48  11  44
Низкий уровень  5  20  9  36

Диаграмма 2. Уровень развития творческих способностей экспериментального и контрольного классов на конец года

 

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это составило - 32 % от предыдущих показателей (12 %) в констатирующем эксперименте.

Данные исследования частично подтвердили предположение о том, что развитие творческих способностей младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

 


Заключение

 

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы нами сделан вывод о том, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует творческие способности и само регуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся в незнакомых ситуациях.

Применение в практической деятельности разработанных нами игр и игровых упражнений, а также анализ результатов опытно-педагогической работы, позволил нам сделать вывод о том, что использование игры эффективно при следующих условиях:

- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

-   учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

    создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Также необходимо отменить, что при чётком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм обучения, результаты поставленных целей бывают достаточно высокие.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

 


Список литературы

 

1. Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности. - Алма-ата, 1981. - с.70

2. Аймауытов Ж. Психология. Кызылорда -Ташкент, 1926. - с. 8-21.

.   Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата, 1973. - с.7, 19.

.   Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1979. - с. 148-149.

.   Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973. - с. 92.

.   Алтынсарин И. Изб. Произведения (Вступ. Ст. Б.С. Сулейменова), - Алма-Ата, 1957. - с.46-53.

.   Амонашвили Ш.А. Игра в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Перспективы. Вопросы образования. N1, ЮНЕСКО, 1987. - с. 82-93.

.   Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л.: Газет.-жур. И книж. Изд.-во, 1945. - с. 127.

.   Ананьев С. Семинар по Вальфдорской педагогике. //Наука Казахстана, N 3 (39), 1-15 февраля, 1995 г.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - с.7, 32.

.   Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. Собр. Сочин., т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. - с. 6.

.   Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. -1966. - N6. - с. 40.

.   Гаазман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

.   Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника. //Советская педагогика. -1982. N 9/ - c.60-64.

.   Давыдов В.П. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология/. Под ред. А.П. Петровского. - М., 1973. - с.83.

.   Дулатов М. Шыгамалары. - Алматы: Жазушы, 1991. - 239 б.

.   Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986.

.   Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. Автореф. дис. …канд. Философ. Наук. Алматы, 1993. - с. 9.

.   Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей //Вопр. Психологии. - 1975. - N5. - с.166-170.

.   Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопр. Психологии. - 1977. - N4. - с.74-83.

.   Игровая деятельность как средство формирования всесторонне развитой личности школьника. //Программа лаборатории игровой деятельности школьников. НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1986 (рукопись).

.   Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984, с 39-42.

.   Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. Для учителя /Под ред. О.С. Газмана, - М.: Просвещение, 1988. - с.13-15.

.   Левшин Л.А. Педагогика и современность. - М.: Просвещение, 1964. - с.22.

.   Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с.48-56.

.   Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1972. - с.279.

.   Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. - с.14-79.

.   Лук А.Н. Учить мыслить.- М.: Знание, 1975. - с.48-78.

.   Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. - с. 204.

.   Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - с. 300.

.   Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958 - с. 76.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. М.: Учпедгиз, 1946. - с.520, 590, 592, 640,

.   Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Педагогика, 1975. - с. 83, 239.

.   Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - с.157.

.   Творчество //Большая Советская энциклопедия. - М., 1979. - Т.42. - с.54.

.   Творчество //Советский энциклопедический словарь. - М., 1983. - с. 1306.

.   Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - с.17.

.   Тупичкина Е.А. Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способности младших школьников к творчеству: Автореф. дис. …канд. Пед. Наук. - М., 1989. - 19 с.

.   Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучениидошкольников. - Минск: Нар. Асвета, 1976. - 128 с.

.   Устиненко В.И. М есто и роль игрового феномена в культуре // Философские науки, 1980. - N2. - c.71.

.   Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.

.   Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сборник статей /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: Изд.-во Моск. Ун-та, 1968. - 135с.

.   Хромова И.В. Изучение состояния личночти школьника в процессе игры. //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 1985. - 76 с.

.   Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Просвещение, 1968. - с. 3-90.

.   Шацкий С.Т. Пед. Соч. В 4-х т. Т.-1. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - с.21, 360-402.

.   Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическим исследования игры //Психология и педагогика игры дошкольника. - М,: Педагогика, 1966. - с.92-94.

.   Щукана Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - с.351.

.   Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960. - с 156.

.   Эльконин Д.Б. Психология младшего школьника. - М.: Знание, 1974. - с.63.

.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - с.31, 150, 288.

.   Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978. - с.93.

.   Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. - М.: Знание, 1985. - 78с.

.   Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974. - с. 9, 18-27.

.   Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. /Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997,

.   Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии. - 1994. - №5.

.   Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - №3.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Игра «Составилка» 1.

Дидактическая задача - развить речь, технику чтения, грамотное письмо, умение работать в коллективе; развивать умение писать с комментированием; словарный запас;

Игровые правила. Составить слова. Записать в тетрадь. Проставить ударение.

Игровые действия. Быстро составить слова (как можно больше слов). Проставить ударение.

Ход игры. Учитель выставляет на доске слоги. Дает задание составить из данных слогов как можно больше слов. Записать в тетрадках. Проставить ударение. Дается время 1-3 минуты. Проводится проверка выполненного задания. Самые интересные слова записываются в тетрадках с комментированием.

НАПРИМЕР: СА-, КО-, ЛО-, РЕ-, НИ-, МА-, НА-, СО-, КЕ-, КИ.-, ШИ-, КА-, ЛИ-, и т.д.

Составленные слова: коса, соло, река, Нина, малина, машина, соки и т.д.

Игра «Составилка» 2.

Дидактическая задача - развивать речь, технику чтения, грамотное письмо, умение работать самостоятельно; развивать умение писать с комментированием;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...