Организационно-методические данные дисциплины.
Рабочая программа дисциплины
«Литургика»
Курс
Направление подготовки: 033400 «Теология»
Профиль подготовки: «Практическая теология Православия»
Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»
Хабаровск
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки и учебного плана 033400 «Теология», по профилю «Практическая теология Православия»
Программу курса разработал иерей Александр Дружинин, преподаватель ______________
Рецензенты
______________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)
Программа рассмотрена на заседании кафедры
«____»____________2012 г., протокол № _____
Зав. кафедрой Личная подпись ________________
(ФИО)
СОГЛАСОВАНО:
Проректор по научной работе Личная подпись ________________
(ФИО)
© Дружинин А., иерей
© ХДС РПЦ
Раздел 1. Организационно-методический
Цели и задачи освоения дисциплины.
Курс предназначен для студентов 1 курса Хабаровской духовной семинарии и является продолжением дисциплины «Литургика», изучаемого студентами подготовительного отделения и подготовкой для изучения материала этой дисциплины 2 курса.
Целью изучения данной дисциплины в первом и втором семестрах является содействие в достижении студентами определенных общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций посредством изучения истории и содержания Церковного Устава (Типикона), истории, уставных особенностей и духовного содержания молитвословий суточного круга богослужения: вечерни, повечерия, утрени, часов и Божественной литургии.
Достижение цели изучения данной дисциплины предполагает решение разноплановых задач.
Во-первых, необходимо показать историю формирования содержания Церковного Устава (Типикона), историю установления служб суточного круга.
Во-вторых, раскрыть их значение, содержание и цель, объяснить богослужебные особенности.
В-третьих, показать особенности современной литургической практики в Русской Православной Церкви и дать рекомендации по их применению в приходском служении.
Место дисциплины в образовательной программе.
Дисциплина «Литургика» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла и является составной частью модуля «Богослужебная практика Православия».
Предмет «Литургика», тесно связан с такими дисциплинами как «Практический курс богослужебного устава», «Литургическое богословие», «Введение в Литургическое предание», «Практикум церковного чтения», «Гомилетика», «Практическое руководство для пастырей» и «Пастырская эстетика».
Изучение курса литургики поможет студентам в формировании цельного представления о православном богослужении и применении своих знаний на практике.
Образовательные результаты (знания и компетенции).
Изучение дисциплины «Литургика» в богословской школе направлено на приобретение студентом следующих знаний и компетенций:
Знание и понимание
|
Знать:- историю и основное содержание Церковного Устава (Типикона); - богослужебные особенности служб суточного круга Православной Церкви;
- современную литургической практику Русской Православной Церкви.
Уметь: - объяснить значение, содержание и цель составления Типикона и совершения служб суточного круга;
- самостоятельно организовать богослужение;
- использовать соответствующие указания Типикона на практике.
Владеть: навыками работы с богослужебными указаниями Устава (Типикона), богослужебными книгами и вспомогательной литературой.
|
КОМПЕТЕНЦИИ
|
Общекультурные компетенции:
- способность критически переосмыслить накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-4);
- способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);
- способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной деятельности (ОК-16);
|
Профессиональные компетенции(по видам деятельности):
Социально-практические:
- способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовность участвовать в исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований (ПК-7)
Экспертно-консультативные:
- способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности (ПК-8)
Организационно-управленческие:
- готовность к решению конкретных задач и участию в составе групп, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12)
|
Профессионально-специализированные компетенции:
- способность совершать богослужение (СК-16)
-способность организовать разовое и регулярное богослужение (СК-17);
|
Раздел 2. Содержание дисциплины
Организационно-методические данные дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид итогового контроля: второй семестр - дифференцированный зачет.
Вид работы
| Трудоемкость
(в акад. часах)
|
Общая трудоемкость
|
|
Аудиторная работа
|
|
Лекции
|
|
Практические занятия/семинары
| 37/15
|
Самостоятельная работа
|
|
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям и текущему контролю)
|
|
Виды текущего контроля: (индивидуальный опрос, семинары, письменный опрос, тестовые задания, письменные контрольные задания)
|
|
2. 2. Тематический план (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем
| Очная форма обучения
|
Количество часов (в акад. часах)
|
Лекции
| Практич. занятия
| Самост. работа
| Всего часов
|
Модуль 1. Церковный Устав - Типикон
|
|
|
|
|
Тема 1.1. Общие сведения о Церковном Уставе
|
|
|
|
|
Тема 1.2. Краткая история составления Устава
|
|
|
|
|
Тема 1.3.
Состав Типикона.
|
|
|
|
|
Модуль 2. Пасхалия и церковный календарь
|
|
|
|
|
Тема 2.1. Краткие сведения о Пасхалии и церковном календаре.
|
|
|
|
|
Тема 2.2. Время празднования Пасхи.
|
|
|
|
|
Тема 2.3. Основание Пасхалии.
|
|
|
|
|
Модуль 3. Суточный круг богослужения
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Начало христианского богослужения.
|
|
|
|
|
Тема 3.2. Вечернее богослужение.
|
|
|
|
|
Тема 3.3.Утреннее богослужение.
|
|
|
|
|
Тема 3.4.
Всенощное бдение.
|
|
|
|
|
Модуль 4. Божественная Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
|
|
|
|
|
Тема 4.1. Происхождение, историческое развитие чинов, условия совершения литургии.
|
|
|
|
|
Тема 4.2.
Проскомидия
|
|
|
|
|
Тема 4.3.
Литургия оглашенных
|
|
|
|
|
Тема 4.4.
Литургия верных
|
|
|
|
|
Итого по дисциплине:
|
|
|
|
|
Тематический план (заочная форма обучения).
Наименование разделов и тем
| Заочная форма обучения
|
Количество часов (в акад. часах)
|
Лекции
| Практ. занятия
| Самост. работа
| Всего часов
|
Модуль 1. Установочная лекция.
|
| | |
|
Тема 1.1. Краткий обзор содержания курса.
| 0,8
|
|
| 0,8
|
Тема 1.2. Общая подготовка к экзамену: структура билетов, построение ответа, необходимые требования к знаниям.
| 0,2
|
|
| 0,2
|
Тема 1.3. Краткий обзор экзаменационных билетов.
| 0,8
|
|
| 0,8
|
Тема 1.4. Ответы на вопросы
| 0,2
|
|
| 0,2
|
Модуль 2. Обзорная лекция № 1.
|
| |
|
|
Тема 2.1. Краткая история составления Устава. Состав Типикона. Общая, Частная и Дополнительная части.
|
|
|
|
|
Модуль 3. Обзорная лекция № 2.
|
| |
|
|
Тема 3.1. Краткие сведения о Пасхалии и церковном календаре. Время празднования Пасхи. Счисление времени.
|
|
|
|
|
Модуль 4. Обзорная лекция № 3.
|
| |
|
|
Тема 4.1. Суточный круг богослужения.
Вечернее богослужение. Вседневная вечерня. Повечерие. Утреннее богослужение. Всенощное бдение
|
|
|
|
|
Модуль 5. Обзорная лекция № 4.
|
| |
|
|
Тема 5.1. Божественная Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Проскомидия.
Литургия оглашенных.
Литургия верных.
|
|
|
|
|
Модуль 6. Межсессионная аттестация.
| | |
|
|
Итого по дисциплине:
|
| |
|
|
2.3. Развёрнутый тематический план лекций, семинарских и практических занятий.
Наименование темы
| План лекции
| Кол-во часов
| Содержание семинарского и практического занятия
| Кол-во часов
|
Тема 1.1. Общие сведения о Церковном Уставе
| 1.Понятие, предмет изучения, задача курса.
2.Значение Устава в жизни Церкви.
|
|
|
|
Тема 1.2. Краткая история составления Устава
| 1.Древние уставы
2.Монастырские уставы
3.Устав Великой церкви.
|
| Практич. занятие.
Обсуждение доклада. Тема: «Студийский устав на Руси».
|
|
Тема 1.3.
Состав Типикона.
| 1.Разделы Типикона
2. Общая часть
3. Частная часть
4. Дополнительная часть
5."Храмовые главы"
|
| Семинар №1. Тема: «48 глава Типикона и современный месяцеслов РПЦ».
Сравнительный анализ источников.
|
|
Тема 2.1. Краткие сведения о Пасхалии и церковном календаре.
| 1.Кратрий очерк о Пасхалии.
2.Церковные времена
3.«Старый» и «новый» стиль
|
| Практическое занятие.
Оглашение и обсуждение доклада.
Тема: «Церковно-богослужебная дисциплина»
|
|
Тема 2.2. Время празднования Пасхи.
| 1.Пасха в истории Древней Церкви
2.Основные условия времени празднования.
3. Пасхалия зрячая.
|
| Семинар № 2. Тема: «Правила вычисления и определения дня празднования Пасхи».
Чтение и анализ практической литературы
|
|
Тема 2.3. Основание Пасхалии.
|
|
|
|
|
Тема 3.1. Начало христианского богослужения.
| 1. Понятие о суточном круге богослужения.
2. Литургическая практика суточного круга богослужений в РПЦ.
|
|
|
|
Тема 3.2. Вечернее богослужение.
| 1. Чинопоследование и символика 9-го часа.
2. Вечерня: чин, виды и символика
3. Повечерие (малое)
|
| Практическое занятие.
Чтение и анализ практической и научной литературы Работа с источниками
|
|
Тема 3.3.
Утреннее богослужение.
| 1.Полунощница. Виды и символика.
2. Утреня – вседн, слав, полиелейная. Символика.
3. Канон. 1-й час.
|
| Практич. занятие.
Чтение и анализ практической и научной литературы Работа с источниками
|
|
Тема 3.4.
Всенощное бдение.
| 1.Историческая справка
2.Чинопоследование
3.Символика
4.Канон на утрени воскресной
5. О катавасиях
|
| Семинар №3. Тема: «Практическая осуществимость уставного отправления воскресного всенощного бдения».
Чтение и анализ практической литературы
|
|
Тема 4.1. Происхождение, историческое развитие чинов, условия совершения литургии.
| 1. Дни совершения
2.Подготовка служащего
3. Заготовление запасных Святых Даров
|
| Практич. занятие.
Оглашение и обсуждение реферата.
Тема: «Историческое развитие чинов Божественной литургии»
|
|
Тема 4.2.
Проскомидия
| 1. Понятие о проскомидии
2.Входные молитвы
3. Облачение дух-ва
2.Символика проскомидии
|
| Семинар №4. Тема: «О веществе для Таинства Евхаристии». Чтение и анализ литературы
|
|
Тема 4.3.
Литургия оглашенных
| 1. Понятие о литургии оглашенных
2.До Малого входа
3. Чтение Апостола и Евангелия
4. Раскрытие антиминса
|
| Практическое занятие.
Оглашение и обсуждение реферата.
Тема: «Соборное иерейское служение литургии»
|
|
Тема 4.4.
Литургия верных
| 1. Понятие о литургии верных
2. Великий вход
3. Совершение Таинства
4. Причащение
|
| Практическое занятие.
Оглашение и обсуждение доклада.
Тема: «Особенности в службах, совершаемых в присутствии неслужащего архиерея»
|
|
Итого по дисциплине:
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: