Модуль 3. Суточный круг богослужения
Тема 3.1. Начало христианского богослужения. Форма проведения занятия – лекция и самостоятельная работа. Краткое содержание: Понятие суточном круге богослужений. Церковный Устав о суточном круге. Литургическая практика суточного круга богослужения в РПЦ. Метод проведения урока – беседа, работа с источниками и литературой, конспектирование. Литература: 1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. Часть 1-3. 2. Кашкин А.С. Устав православного богослужения. Саратов, 2010. 3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. Тема 3.2. Вечернее богослужение.
Форма проведения занятия – лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. Краткое содержание: Чинопоследование и исторические сведения о 9-м часе. Вечерня: предварительные понятия. Чинопоследование вседневной вечерни. Символика и история песнопений. Общее значение «светильничных молитв». Чинопоследование, символика и история песнопений великой вечерни. Повечерие. Метод проведения урока – беседа, работа с литературой, составление богослужебных схем. Литература: 1. Кашкин А.С. Устав православного богослужения. Саратов, 2010. 2. Михаил (Тахи-Заде), иером., Литургика. ПСТБИ., 1997. 3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. Тема 3.3.Утреннее богослужение.
Форма проведения занятия – лекция, практическое занятие и самостоятельная работа Краткое содержание: Полунощница. Ее вседневное, субботнее и воскресное чинопоследование. Основные части. Символика. Утреня. Предварительные понятия. Чинопоследование вседневной утрени до канона. Символика и история песнопений. Канон. 1-й час: история и символика. Устав о чтении тропарей и кондаков на часах. Служба святому с великим славословием. Полиелейная утреня. Последование, значение, время, символика и история песнопений.
Метод проведения урока – беседа, сравнение источника с вспомогательной литературой. Литература: 1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. Часть 1-3. 2. Михаил (Тахи-Заде), иером., Литургика. ПСТБИ., 1997. 3. Припевы к тропарям канонов на утрене.//Богослужебные указания на 2006 год. М., 2005. С. 661-663. Тема 3.4. Всенощное бдение.
Форма проведения занятия – лекция и семинар. Краткое содержание: Всенощное бдение: историческая справка. Чинопоследование и символика. Исторические указания о Всенощном бдении. Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни. Катавасии, поемые в Господские, Богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года. (19-я гл. Типикона). Семинар №3. Тема: «Практическая осуществимость уставного отправления воскресного всенощного бдения». Метод проведения урока – проблемная беседа, устное сообщение с последующим обсуждением. Литература: 1. Михаил (Тахи-Заде), иером.,Литургика. ПСТБИ., 1997. 2. Скабалланович М.Н.Толковый Типикон. М., 1995. 3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. Модуль 4. Божественная Литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого Тема 4.1. Происхождение, историческое развитие чинов, условия совершения литургии.
Форма проведения занятия – лекция и практическое занятие. Краткое содержание: Чины Божественной литургии и дни их совершения. Подготовка священнослужителей к служению литургии. Причащение Святых Таин и приготовление запасных даров. Метод проведения урока – беседа, устное изложение реферата с последующим обсуждением. Литература: 1. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. С. 371-391. 2. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. Часть 1-3. 3. Красовицкая М.С. Литургика. ПСТБИ., 1997. Тема 4.2. Проскомидия
Форма проведения занятия – лекция, семинар и самостоятельная работа.
Краткое содержание: Входные молитвы. Последование облачения. Облачение диакона. Облачение священника. Понятие о проскомидии. Символика священнодействий проскомидии. Чинопоследование проскомидии. Частные просфоры. Семинар №4. Тема: «О веществе для Таинства Евхаристии». Метод проведения урока – беседа, устное сообщение с последующим обсуждением. Литература: 1. Учительное известие. // Служебник. М., 2001. Репринт. 2. Карабинов И.А., проф. О евхаристическом хлебе и вине. //Богослужебные указания на 2002 год. С. 677-689. 3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992.
Тема 4.3. Литургия оглашенных
Форма проведения занятия – лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. Краткое содержание: Последование 3-го и 6-го часа. Понятие о литургии оглашенных. Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны. Малый вход. Трисвятое. Чтение Апостола и Евангелия. Сугубая ектения. Раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных. Метод проведения урока – беседа, устное изложение реферата с последующим обсуждением. Литература: 1. Кашкин А.С. Устав православного богослужения. Саратов, 2010. 2. О соборном иерейском служении литургии. // Богослужебные указания на 1998 год. М., 1997. 3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992.
Тема 4.4. Литургия верных
Форма проведения занятия – лекция, практическое занятие и самостоятельная работа. Краткое содержание: Понятие о литургии верных. Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения, молитва приношения. Символ веры. Совершение Таинства: Евхаристический канон, возношение и преложение Святых Даров, прославление Божией Матери, поминовение живых и усопших. Приготовление молящихся к Святому Причащению. Молитва Господня. Причащение священнослужителей. Причащение мирян. Последнее явление Святых Даров молящимся. Благодарственная ектения за причащением и заамвонная молитва. Потребление Святых Даров. Отпуст. Метод проведения урока – беседа, устное изложение реферата с последующим обсуждением. Литература: 1. Кашкин А.С. Устав православного богослужения. Саратов, 2010.
2. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. 3. Красовицкая М.С. Литургика. ПСТБИ., 1997. 2.5. Самостоятельная работа слушателей
Виды самостоятельной внеаудиторной работы: самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям и текущему контролю; чтение учебной литературы; конспектирование статей; поиск дополнительной информации по теме в сети Интернет; написание реферата, самостоятельное изучение разделов курсов, выполнение курсовой работы и домашних контрольных работ. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: 1) формирование навыков восприятия, анализа, исследовательского отношения к литургическим источникам, развитие способности понимания историко-литургических аспектов современного богослужения РПЦ. 2) выработка навыков применения полученных знаний на практике вне зависимости от уровня сложности поставленной задачи. 3) развитие и совершенствование способностей к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу.
Студенты обязаны в течение учебного года: - регулярно посещать лекции; - выполнить реферат и доклад на одну из предложенных тем; -самостоятельно повторять лекционный материал и материал литературы по пройденной теме; - готовиться к практическим занятиям-семинарам; - быть готовыми к текущим контрольным опросам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|