Пусть на значения случайной величины X оказывают влияние два фактора A и B, причем эти факторы взаимодействуют друг с другом, влияют на математическое ожидание величины X и не влияют на её дисперсию.
Имеется выборка { xijk, i = 1, 2, …, m; j = 1, 2, …, l, k = 1, 2, …, q } значений признака X, полученных при уровнях Ai и Bj факторов A и B. Каждой паре (Ai, Bj) значений факторов A и B соответствует q значений признака xijk, k = 1, 2, …, q.
Необходимо проверить три гипотезы:
Фактор A не влияет на значение признака X;
Фактор B не влияет на значение признака X;
Взаимодействие факторов A и B не влияет на значение признака X.
Пример 4. При выращивании помидоров на тридцати участках применялись пять видов удобрений и шесть технологий выращивания. Каждый участок был разбит на четыре делянки, т.е. каждой паре уровней факторов (вид удобрений, технология выращивания) соответствуют четыре значения показателя урожайности (табл.4). Влияют ли факторы (вид удобрений и технология выращивания) на урожайность продукции?
Таблица 4
Технология 1
Технология 2
Технология 3
Технология 4
Технология 5
Технология 6
Вид А
Вид Б
Вид В
Вид Г
Вид Д
Решение. Введите данные из табл.4 в программе Excel, как показано на рис.6.
Рис.6
Выполните команду меню «Сервис—Анализ данных», выберите процедуру «Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями», и в открывшемся окне (рис.7) введите в строке «Входной интервал» диапазон А1:G21, в строке «Число строк для выборки» введите число 4, выберите в строке «Альфа» уровень значимости 0,05 и нажмите «Ок».
Рис.7
Результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5
A
B
C
D
E
F
G
H
Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями
ИТОГИ
Технология 1
Технология 2
Технология 3
Технология 4
Технология 5
Технология 6
Итого
Вид А
Счет
Сумма
Среднее
136,25
136,75
138,25
141,75
137,5
Дисперсия
64,92
70,00
76,92
22,67
40,25
26,92
44,09
Вид Б
Счет
Сумма
Среднее
134,5
125,5
128,75
128,25
Дисперсия
4,67
61,33
158,33
1,67
108,92
46,92
59,22
Вид В
Счет
Сумма
Среднее
128,50
135,75
137,25
134,25
130,00
134,75
133,42
Дисперсия
43,00
127,58
124,25
70,25
127,33
116,25
89,56
Вид Г
Счет
Сумма
Среднее
132,50
134,50
130,00
128,75
132,25
128,25
131,04
Дисперсия
51,67
25,67
103,33
140,92
66,25
51,58
62,48
Вид Д
Счет
Сумма
Среднее
137,25
141,75
130,75
133,00
133,50
135,00
135,21
Дисперсия
70,92
84,92
127,58
59,33
32,33
56,00
69,22
Итого
Счет
Сумма
Среднее
132,9
133,85
131,7
132,55
133,6
Дисперсия
49,36
67,89
102,66
64,12
70,68
73,73
Дисперсионный анализ
Источник вариации
SS
df
MS
F
P-Значение
F критическое
Выборка
892,72
223,1792
3,0959
0,0195
2,4729
Столбцы
217,17
43,4333
0,6025
0,6981
2,3157
Взаимодействие
759,58
37,9792
0,5268
0,9479
1,6883
Внутри
72,0889
Итого
8357,5
Вывод. Сравнивая наблюденные значения F (ячейки F43:F45) с критическими (ячейки Н43:Н45), мы видим, что вид удобрений влияет на урожайность, а технология выращивания и взаимодействие этих факторов не влияют.
Задания для самостоятельной работы
1. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в двух бригадах рабочих за десять дней работы (табл. 6, за каждый день приведено среднее число изготовленных за час деталей на одного рабочего и число работавших в этот день рабочих в бригаде).
Таблица 6
Вариант 1
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 2
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 3
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 4
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 5
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 6
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 7
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 8
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 9
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
Вариант 10
День
1-я бригада
Число работавших
2-я бригада
Число работавших
2. Определить с уровнем α = 0,05 значимость различия производительности труда в трех бригадах рабочих-токарей за десять дней работы (табл. 7, за каждый день приведено среднее число изготовленных за час деталей на одного рабочего).
Таблица 7
Вариант 1
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 2
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 3
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 4
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 5
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 6
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 7
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 8
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 9
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
Вариант 10
День
1-я бригада
2-я бригада
3-я бригада
3. При подготовке к соревнованиям двадцати спортсменов-многоборцев, имевших близкие спортивные результаты, применялись четыре рациона питания и четыре методики тренировок. В табл.7 приведены показатели в баллах, полученные спортсменами на соревнованиях. Влияют ли факторы (рацион питания и методика тренировок) на достижения спортсменов?
Таблица 7
Вариант 1
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 2
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 3
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 4
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 5
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 6
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 7
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 8
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 9
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
Вариант 10
методика 1
методика 2
методика 3
методика 4
рацион А
рацион Б
рацион В
рацион Г
4. При подготовке к соревнованиям спортсменов-многоборцев, имевших близкие спортивные результаты, применялись два рациона питания и пять методик тренировок, причем каждой паре (рацион питания, методика тренировок) соответствует четыре спортсмена. В табл.8 приведены показатели в баллах, полученные спортсменами на соревнованиях. Влияют ли факторы (рацион питания и методика тренировок) на достижения спортсменов?