Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сборы за пользование объектами животного мира. 2 страница




Кроме того, особенности правового регулирования возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины состоят в том, что гл. 25. 3 НК РФ не предусматривает начисления каких-либо процентов в пользу плательщика (аналогичных с установленными в п. 10 ст. 78 и в п. 5 ст. 79 НК РФ). Указанное правовое регулирование является " симметричным": пени за несвоевременную уплату государственной пошлины (например, в случае предоставления отсрочки) не начисляются в связи с отсутствием срока уплаты, установленного в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 75 НК РФ); в соответствии с п. 2 ст. 333. 41 НК РФ на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты также не начисляются.

Интересная позиция изложена в п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117: в силу гл. 25. 3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл. 9 АПК РФ. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

 

§ 5. 8. Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - федеральный прямой налог, предусмотренный гл. 26 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. Предшественником данного налога являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые уплачивались на основании Закона Российской Федерации " О недрах" и Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ " О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (утратил силу).

Налогоплательщиками НДПИ в силу ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ст. 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В силу ст. 9 данного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Объектом налогообложения НДПИ на основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида добытых (извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:

1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом принципиальное значение имеет общее определение добытого полезного ископаемого, которое дано в п. 1 ст. 337 НК РФ: полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Специальные определения даны в п. 2 ст. 337 НК РФ. Видами добытого полезного ископаемого являются в том числе: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сырье (нефть, газ); товарные руды; неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии; подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

В пункте 2 ст. 336 НК РФ приведен перечень видов добытых (извлеченных) полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения НДПИ (в том числе общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления).

Налоговая база по НДПИ, согласно п. 2 ст. 338 НК РФ, в зависимости от вида полезного ископаемого определяется двумя способами как:

- количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении - при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Конкретные способы определения количества добытого полезного ископаемого предусмотрены в статье 339 НК РФ;

- стоимость добытых полезных ископаемых - при добыче иных полезных ископаемых. Конкретные способы определения стоимости добытого полезного ископаемого предусмотрены в ст. 340 НК РФ. В частности, если налогоплательщик в налоговом периоде реализует добытое полезное ископаемое, то учитываются цены его реализации. В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого его стоимость определяется расчетным методом на основании произведенных налогоплательщиком расходов.

Ряд разъяснений содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 64 " О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости". В частности, в п. 4 данного Постановлении Пленума отмечается, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого исчисляется с учетом расходов налогоплательщика, произведенных им в налоговом периоде (п. 4 ст. 340 НК РФ). В Постановлении Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. N 11715/09 на этот счет дано следующее разъяснение: расходы, произведенные налогоплательщиком, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций; при исчислении же налога на добычу полезных ископаемых расходы, предусмотренные НК РФ, напротив, формируют налоговую базу названного налога. Особый интерес представляет то, что в соответствии с Определениями КС РФ от 1 октября 2009 г. N 1269-О-О и N 1268-О-О, от 1 декабря 2009 г. N 1484-О-О в данные расходы включаются и суммы НДПИ, ранее уплаченного налогоплательщиком. В некоторой степени имеет место " налог на налог". С другой стороны, и в плане исчисления таких налогов, как НДС и акциз, технология " налог на налог" существует уже длительное время. В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

Ставки НДПИ предусмотрены в пункте 1 ст. 342 НК РФ и различаются в зависимости от вида полезного ископаемого:

- 0% (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.;

- от 3, 8% до 17, 5% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;

- 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (на 2011 год). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 342 НК РФ;

- 237 руб. за 1000 куб. м газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (на 2011 год).

Исчисляется НДПИ только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, ст. 343 НК РФ).

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Срок уплаты НДПИ - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).

Налоговая декларация по НДПИ должна быть представлена не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ).

 

Глава 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

§ 6. 1. Транспортный налог

 

Транспортный налог является региональным прямым налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Предшественником данного налога является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался на основании ст. 6 Федерального закона " О дорожных фондах в Российской Федерации" (утратил силу). Кроме того, непродолжительное время действовал Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 141-ФЗ " О налоге на отдельные виды транспортных средств" (утратил силу).

Региональные органы власти при введении налога в соответствии со ст. 356 НК РФ обязаны определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков-организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ), могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ), а также могут предусмотреть региональные налоговые льготы (ст. 356 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К примеру, на территории Нижегородской области действует областной Закон от 28 ноября 2002 г. N 71-З " О транспортном налоге".

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.

В частности, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 " О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 " О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом).

Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Предельные налоговые ставки (подлежащие конкретизации на региональном уровне) предусмотрены в ст. 361 НК РФ. Так, в зависимости от мощности двигателя (в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя) для легковых автомобилей они установлены от 25 руб. до 150 руб.; для грузовых автомобилей - от 25 руб. до 85 руб. Для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, предусмотрена предельная ставка 200 руб. с каждой регистровой тонны валовой вместимости. Для самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели, предельная ставка установлена как 250 руб. с каждой лошадиной силы; а для самолетов, имеющих реактивные двигатели, предельная ставка установлена как 200 руб. с каждого килограмма силы тяги. В отношении других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей, предельная ставка установлена как 2000 руб. с единицы транспортного средства. Кроме того, для регионального законодателя предусмотрены не только максимальные, но и минимальные ставки данного налога.

Соответственно, в ст. 6 Закона Нижегородской области " О транспортном налоге" установлены конкретные ставки налога. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 45 л. с. до 100 л. с. ставка составляет 25 руб. на одну лошадиную силу.

Определенную проблему может представлять отнесение транспортного средства к одной из групп, выделенных в ст. 361 НК РФ; при том, что от решения данного вопроса зависит размер налоговой ставки и, соответственно, налога. В частности, является актуальным вопрос отнесения некоторых автомобилей к грузовым (к легковым, к автобусам). Категории транспортных средств (A, B, C, D, прицеп), указанные в регистрационных документах, не всегда позволяют однозначно ответить на этот вопрос. Данные категории соответствуют классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII. Так, в п. 5 приложения 6 к данной Конвенции установлено, что категориями транспортных средств, на право управления которыми может быть выдано удостоверение, являются следующие:

- A - мотоциклы;

- B - автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

- C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

- D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- E - составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 рассматривался вопрос налогообложения автомобилей с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т. п. ). Налогоплательщик настаивал на их отнесении к категории " другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу", а налоговый орган - к категории " грузовые автомобили". Суд указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является " другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 ст. 361 НК РФ. Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории " C". Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории " грузовые автомобили".

Кроме того, в Определении КС РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О суд сделал вывод о том, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. На основании данного подхода, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27 апреля 2007 г. по делу N А43-9831/2006-31-274 сделан вывод, что автомобили, участвующие в полигонных и заводских испытаниях и не предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, не являются транспортными средствами по цели использования и не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

Исчисляется транспортный налог (п. п. 1, 2 ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ):

- налогоплательщиками-организациями: самостоятельно;

- налоговыми органами: для налогоплательщиков - физических лиц на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (в том числе ГИБДД).

Поскольку для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению транспортных средствах и об их владельцах, п. 5 ст. 362 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).

К примеру, в ст. 5 Закона Нижегородской области " О транспортном налоге" для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды.

Срок уплаты транспортного налога установлен в ст. 9 Закона Нижегородской области " О транспортном налоге":

1) для организаций: уплата авансовых платежей по налогу производится в следующие сроки: а) за первый квартал - 30 апреля текущего налогового периода; б) за второй квартал - 31 июля текущего налогового периода; в) за третий квартал - 31 октября текущего налогового периода; по итогам налогового периода - 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2) для физических лиц: по итогам налогового периода - 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по транспортному налогу представляется только организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 363. 1 НК РФ).

Статья 7 Закона Нижегородской области " О транспортном налоге" предусматривает ряд региональных налоговых льгот. В том числе для пенсионеров - владельцев мотоциклов и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с., моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л. с. включительно - ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50%. Данная льгота распространяется на одно транспортное средство по заявлению налогоплательщика.

 

§ 6. 2. Налог на игорный бизнес

 

Налог на игорный бизнес является региональным прямым налогом, предусмотренным гл. 29 НК РФ, действующей с 1 января 2004 г. Налог на игорный бизнес ранее уплачивался на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ " О налоге на игорный бизнес" (утратил силу).

Региональные органы власти при введении налога в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ обязаны определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ. Кроме того, если региональный закон вообще не принят, то применяются специально установленные федеральные ставки (п. 2 ст. 369 НК РФ).

Иные элементы данного налога, в том числе объект, база, период, сроки уплаты, регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ).

На территории Нижегородской области действует Закон Нижегородской области от 30 сентября 2009 г. N 194-З " О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области".

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ " О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2009 г. вне специально созданных игорных зон (на территории Алтайского края; Приморского края; Калининградской области; Краснодарского края) возможно проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. По этой причине в Законе Нижегородской области " О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области" ставки установлены только для букмекерских контор и тотализаторов, в противном случае налогами облагалась бы незаконная деятельность. При этом осуществление запрещенной деятельности в сфере игорного бизнеса (например, с использованием игровых автоматов вне зон) наказуемо по ч. 2 ст. 14. 1 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 5 октября 2010 г. N 5889/10).

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Соответственно, в ст. 364 НК РФ даны специальные определения, в том числе:

- игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;

- организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;

- организатор тотализатора - организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;

- участник - физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);

- пари - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

- касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Объектами налогообложения согласно п. 1 ст. 366 НК РФ являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. НК РФ в п. 2 указанной статьи предусматривает обязательную регистрацию объектов налогообложения в налоговом органе по заявлению налогоплательщика не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Санкции за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса установлены в ст. 129. 2 НК РФ.

Представляется, что объект налогообложения данным налогом следовало бы определить более корректно - как предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор.

Следует отметить, что налог на игорный бизнес имеет определенное сходство с ЕНВД и УСН на основе патента. Все налоги данной группы изначально ориентированы на налогообложение презюмируемого результата деятельности - дохода, исчисленного на основании внешних характеристик деятельности. В ЕНВД это - " вмененный доход" (ст. 346. 27 НК РФ), в УСН на основе патента - " потенциально возможный к получению доход" (п. 6 ст. 346. 25. 1 НК РФ). В нормах НК РФ, регламентирующих уплату налога на игорный бизнес, ни о каком презюмируемом доходе не говорится, законодатель сразу указывает сумму налога. Но презюмируемый доход в налоге на игорный бизнес, очевидно, существует в силу п. 3 ст. 3 НК РФ: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; а данный налог не является ни поимущественным, ни косвенным, ни ресурсным, ни " зарплатным", вследствие чего им может облагаться только доход, пусть даже презюмируемый.

В связи с этим не совсем ясна позиция КС РФ, выраженная в Определении от 2 апреля 2009 г. N 478-О-О: положения ст. ст. 366 и 367 НК РФ позволяют сделать вывод, что налог на игорный бизнес также имеет самостоятельный, отличный от других, объект налогообложения - игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы, и четко определенную налоговую базу, которая не может совпадать ни с налоговой базой по налогу на доходы физических лиц, ни с налоговой базой по ЕСН, поскольку этим налогом облагаются не доходы налогоплательщика от игорной деятельности, а его имущество.

Исходя из такой позиции можно прийти к парадоксальным выводам: если налог на игорный бизнес является поимущественным; то налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие розничную торговлю через киоски, уплачивают данный налог в связи с владением киоском, а не в связи с ведением в нем розничной торговли и т. д.

Налоговая база (ст. 367 НК РФ) предусмотрена как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...