Общественно-политическая обстановка в СССР
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Период 70-х-начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение застойного. Причины застоя и кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. В 70-е годы теория все больше отрывалась от практики. Происходит возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В новой Конституции СССР 1977 г. партия, отказавшись от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, вводит понятие развитого социализма. В Конституции было заявлено о создании новой социальной и интернациональной общности - советский народ. В связи с этим декларировалось положение о том, что в условиях развитого социализма КПСС является партией всего народа. В 6-й статье юридически закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы. Численность партии возросла с 12,4 млн. в 1966 г. до 19 млн. в 1985 г. В 70-80-е годы происходит прочная стабилизация элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры (со своими правами, привилегиями, иерархией) становится замкнутой и закрытой. 2. 4. 3. СССР в международных отношениях Основные направления внешней политики СССР включали в себя: укрепление социалистического лагеря и международного коммунистического движения; развитие отношений с капиталистическими странами и со странами третьего мира. Министр иностранных дел в эти годы - А.А. Громыко.
Начало 70-х годов было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после II мировой войны. В конце 70-х годов происходит новый виток напряженности, связанный в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Вторжение в Афганистан являлось попыткой изменить международный статус-кво в пользу социализма. При этом брежневское руководство понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю. Используя афганский фактор, в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-технический бойкот, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный в 1949 г.). В 1980 г. бойкотировались ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (т.н. СС-20). В результате в течение 1981-1984 гг. мир находился вновь в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).
Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере, устранение угрозы распада социалистического содружества, особенно в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии (когда туда были введены войска), событиями в Польше в конце 70-х годов. Развивалась экономическая и военная интеграция стран социалистического лагеря в рамках СЭВ и ОВД. В это же время США проводят в отношении стран Восточной Европы политику мирного проникновения, которая дала свои результаты уже к концу 70-х годов. Произошло дальнейшее обострение отношений СССР с КНР и Албанией. СССР последовательно проводил политику поддержки национальных режимов в развивающихся странах, избравших путь социалистической ориентации. Эта политика была особенно активна в тех регионах, которые находились в непосредственной сфере влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов). В третьем мире интересы СССР столкнулись с интересами Китая, который также заметно укрепил здесь свои позиции. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия). Советская внешняя политика прошла за 1965-1985 гг. сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань новой мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки начала 70-х годов. К началу 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал состояние советской экономики.
Вывод: Первоначальные попытки брежневского руководства совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявили неэффективность безрыночной экономической модели. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, между тем, как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную. Однако руководство было готово пренебречь последствиями замедления экономического роста ради проведения своей внешнеполитической линии на закрепление супердержавного статуса СССР. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков и всей политической системы СССР. Рекомендуемая литература 1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. - М., 1992. 2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985). - М., 1991. 3. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. - М., 1992. 4. История Отечества в документах. 1945-1993. Ч.4. - М., 1995 5. История России. Ч.2. (п/р А.А. Данилова). - М., 1995. 6. Конституция СССР. - М., 1976. 7. Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. - М., В 2-х кн. - М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|