Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический либерализм Л.И. Петражицкого.




ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(очная и заочная формы обучения)

 

1. Происхождение политических и правовых идей.

2. Роль политических и правовых идей в развитии общества.

3. Метод истории политических и правовых учений.

4. Предмет истории политических и правовых учении.

5. Основные направления политико-правовой мысли Древнего Востока.

6. Политические и правовые идеи брахманизма.

7. Социально-политические идеи буддизма.

8. Политико-правовое учение Конфуция.

9. Политико-правовые идеи Мо-цзы.

10. Идеология даосизма.

11. Теория легистов.

12. Политико-правовые идеи софистов.

13. Платон об условиях идеального правления в диалоге «Политик».

14. Платон об условиях истинного законодательства в работе «Законы».

15. Учение Аристотеля о государстве.

16. Учение Аристотеля о справедливости и законах.

17. Политико-правовая теория Полибия.

18. Политико-правовая теория Цицерона.

19. Правовое учение римских юристов.

20. Политико-правовые идеи раннего христианства.

21. А. Августин о соотношении церкви и государства.

22. Учение Ф. Аквинского о видах законов, об элементах государственной власти, о соотношении церкви и государства.

23. Общая характеристика политико-правовой идеологии Возрождения.

24. Учение Н. Макиавелли о политике, государстве, праве.

25. Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

26. Политические идеи Т. Мора.

27. Политические идеи Т. Кампанеллы.

28. Учение Гроция о государстве и праве.

29. Учение Спинозы о государстве и праве.

30. Политико-правовое учение Т.Гббса.

31. Политико-правовое учение Д. Локка.

32. Политико-правовые взгляды Вольтера.

33. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

34. Учение Ж.-Ж.Руссо о государстве, народном суверенитете и задачах законодательства.

35. Историческая школа права.

36. Учение И. Канта о государстве и праве.

37. Учение Гегеля о государстве и праве.

38. Марксистская политико-правовая теория.

39. Вопросы государства и права в «Манифесте Коммунистической партии».

40. Ф.Энгельс о происхождении государства и права.

41. Концепция К.Маркса и Ф. Энгельса о пролетарском государстве.

42. Общая характеристика древнерусской политико-правовой мысли.

43. Учение Иллариона о законе, благодати, характере, назначении государственной власти и правителя.

44. Политические взгляды Владимира Мономаха.

45. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

46. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

47. Политические взгляды Ивана Грозного.

48. Политические идеи Ф. Прокоповича.

49. Политические взгляды В.Н. Татищева.

50. Политическая программа И.Т. Посошкова.

51. Политико-правовое учение А.Н. Радищева.

52. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.

53. Политические идеи Н.М. Карамзина.

54. Политические программы декабристов.

55. Политические идеи П.Я. Чаадаева.

56. Политические воззрения славянофилов.

57. Политические воззрения западников.

58. Либеральные учения о государстве и праве.

59. Юридический позитивизм Г.Ф. Шершеневича.

 

 

Социологический позитивизм С.А Муромцева.

 

Сергей Андреевич Муромцев — председатель I Государственной думы, один из наиболее ярких представителей социологического подхода к пониманию права в России. Методологической основой творчества С. А. Муромцева был социологической позитивизм.

Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиваться изучением только догмы права (технико-прикладная дисциплина, занимающаяся описанием, систематизацией и комментированием действующего права). Теория права, как часть социологии в широком смысле, т.е. науки об обществе, как целостной системе, должна стремиться познать закономерности происхождения, развития и функционирования права как одного из видов социальных явлений.

Исходя из этого, Муромцев считал, что право – это отношения, сложившиеся между людьми на основе интереса, т.е. в основе права лежат интересы индивида, общественных групп и т.д. На основе этих интересов и возникают разнообразные отношения, регулируемые с помощью различных санкций: религиозных, моральных, юридических и др., т.е. каждое фактическое отношение может быть предметом не только юридических, но и иных санкций. Однако юридическими санкциями обеспечиваются лишь наиболее важные общественные отношения, а значит «правовой порядок есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой». Фактический правопорядок, по Муромцеву, и есть реальное право, которому должны соответствовать юридические нормы. Если норма не соответствует фактическому правопорядку, то она становится «мертвой».

Юридическая защита осуществляется судьями, должностными лицами, которые должны применять только те нормы, которые соответствуют правопорядку. Если норма противоречит правопорядку, то необходимо уклоняться от ее применения или должным образом «искусственно интерпретировать ее, применительно к новому содержанию». Именно суду и администрации, а не законодателю предназначена роль действительных творцов правовых норм. Правда может возникнуть опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных судей и должностных лиц. Однако С.А.Муромцев считал, что опасения такого произвола напрасны, т.к. «высокий уровень образования, избрание кандидатов на судейские должности самою судейской корпорацией, развитый контроль гласности при действительной независимости и несменяемости членов этой корпорации гарантирует справедливость судей».

 

Теория возрожденного естественного права П.И. Новгородцева,

Б.А. Кистяковского.

 

П. И. Новгородцев считал необходимым восстановление естественной школы права, которая «может освободить правоведение от допущенных ошибок». Он противопоставлял естественное право положительному и объяснял это не только вечным противоречием идеала и действительности, но и некоторыми особенностями законодательства, которое это противоречие обостряет, т.к. даже совершенные положительные законы постепенно устаревают, а жизнь в своем развитии уходит вперед и требует новых законов. Отсюда постоянные конфликты между старыми законами и новыми прогрессивными стремлениями. Из этого конфликта «зарождается естественное право как требование реформ и изменений в общественном строе». Обращаясь к истории развития естественного права, он обращает внимание на то, что естественное право, возникнув еще в античности, затем меняло свое содержание с каждой эпохой. Оно действует и в ХХ веке «как идеал положительного права, как требование его реформы, как проявление философской мысли, как сама философия права». Следовательно, содержание естественных прав меняется от эпохи к эпохе, они исторически обусловлены, но сам факт их наличия бесспорен.

Новгородцев разработал учение об антиномичности[8] интересов личности и государства. Он считал, что абсолютно полного гармоничного слияния интересов личности и общества в целом не может быть. У каждой личности есть много обязанностей, отсюда возникают столкновения человека с обществом: одни разрешаются примирением, другие не могут разрешиться. Но даже разрешение конфликта порождает новые. Максимально возможный результат – их разумное сочетание в соответствии с принципами естественного права, а это достигается только в правовом государстве, которое возлагает на себя «миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно». Построение правового государства, по мнению Новгородцева, процесс «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении».

 

Государство. В 1909 г. Б. А. Кистяковским было введено в научный оборот понятие «социалистическое правовое государство». Он полагал, что термин «правовое государство» служит для определения юридического характера государства. Поэтому ставил социальное и экономическое строение государства выше его юридической природы и в этом видел принципиальное отличие социалистического государства от буржуазного. Кистяковский называл социалистическое государство социально справедливым, народным, демократическим, высшим типом правового государства, отвергая при этом существовавшие в то время идеи о несовместимости социалистического государства с правом.

По его мнению, формальные правовые признаки, положенные в основание буржуазного правового государства, могут и должны быть использованы социалистическим государством, но они должны быть применимы и осуществлены более последовательно и глубоко. Среди таких двух основ правового государства, которые нуждаются в более совершенном их проявлении при социализме, он называл «субъективные публичные права и участие народа в законодательстве и управлении страной». Б. А. Кистяковский писал о «полном единении государственной власти с народом» и «о самом последовательном и самом широком применении народовластия», о расширении субъективных прав.

Обосновывая важность ограничения законами правительственной деятельности, он подчеркивал, что акты правительства, основанные на законе, должны издаваться только с той целью, которая преследуется законом, а не вопреки ей, только тогда они целесообразны.

Право. Кистяковским предлагается несколько подходов к понятию права. По его мнению, сам феномен права можно рассматривать как:

государственно-организационное или государственно-повелительное (право – совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается или гарантируется государством);

социологическое (право есть совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в процессе которых вырабатываются и кристаллизуются правовые нормы);

психологическое (право – совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером);

нормативное (право есть совокупность норм, заключающие в себе идеи о должном и определяющие внешние отношения людей между собой). Именно это понятие права Кистяковский считал наиболее ценным.

Помимо этого он выделял два практических понятия права:

юридико-догматическое (право есть совокупность правил, указывающих как находить в действующих правовых нормах решения для всех возникающих случаев столкновения интересов;

юридико-политическое (право есть совокупность правил, помогающих находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе).

 

Психологический либерализм Л.И. Петражицкого.

Психологическая школа права – одно из направлений правовой науки, считающей право явлением чисто психологическим, продуктом психологических установок, переживаний, эмоций, инстинктов (например, властвования и подчинения).

С точки зрения представителей психологической школы, обусловливающие существование и действие права коренятся в психологии личности или социальной группы. Родоначальником школы является французский социолог и юрист Г. Тард (1843-1904 гг.), считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания.

Наибольшее развитие психологическая школа права получила в трудах российского ученого Л. И. Петражицкого.

Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное (естественное) право, истоки которого коренятся в психике людей и складывающиеся из того, что они воспринимают как право. Позитивное право, выраженное в законах, как правило, основной массе населения известно недостаточно, с интуитивным же правом человек сталкивается постоянно. Соотношение интуитивного и позитивного права зависят от культуры, религии, моральных качеств и состояния психики народа в целом.

Интуитивное право - регулятор поведения человека, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения. В государстве существует множество интуитивных прав: мещанское, крестьянское, рабочее, право зажиточных слоев, организованной преступности и пр. Принципы интуитивного права: «действовать по справедливости», «по доброй совести» - могут быстро меняться. В ходе исторического развития одни нормы права отмирают, другие закрепляются в сознании, как наиболее пригодные для существования, как универсальные регуляторы поведения. Именно интуитивному праву принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных и иных отношениях, постоянно возникающих в жизни людей.

Позитивное право. Позитивное право Петражицкий классифицировал на виды (он насчитал их 15), неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею:

обычаи (правовые и неправовые) составляют прецедентное право;

правила «игр» - позитивное игорное право;

научное право, т.е. правила, содержащиеся в научных сочинениях;

право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, святых и т.д.;

договорное право;

право преступного мира;

светское право;

право юридических поговорок и пословиц и т.д.;

официальное право, т.е. нормы, созданные государством. К нему относятся нормативно-правовые акты (законное право) и судебные решения (преюдициальное право). Именно официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.

Позитивное право в отличие от интуитивного более консервативно, менее подвижно, поэтому интуитивное должно оказывать на него влияние. «Осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права».

В свою очередь, и позитивное право оказывает влияние на развитие интуитивного права человека: через воспитание в семье, школе и последующую социализацию (усвоение человеком норм и требований общества, необходимых для жизни в нем). Следовательно, приходил к выводу Петражицкий, законодатель не только должен изучать и учитывать в ходе законотворческой деятельности различные виды действующего интуитивного права, но и с помощью официально установленного (позитивного права) поддерживать прогрессивные и противодействовать устаревшим видам интуитивного права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...