Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе
Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем. Как построить свои самостоятельные занятия по курсу информационного права, чтобы они с самого начала обучения в вузе шли успешно? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче. В процессе обучения бывают, конечно, и неудачи. Иногда студент не сразу может разобраться в сложных вопросах информационного права, но вместо того, чтобы еще раз внимательно прочитать материал, терпеливо посидеть над книгой, постараться вникнуть в существо вопроса, теряется и откладывает книгу в сторону. Еще одна-две такие неудачи, обычно из-за отсутствия терпения и настойчивости, и студент постепенно перестает работать над учебным материалом, не выполняет письменных работ в срок, не сдает экзаменов; отсюда все нежелательные последующие результаты. Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу информационного права студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в Академии. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана.
В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В Астраханском филиале ФГБОУ ВПО "СГЮА" существуют справочно-правовые системы "Гарант" и "Консультант плюс", которые содержат нормативно-правовые акты РФ. Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности. Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по информационному праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять
время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. В плане предусмотреть все виды самостоятельной работы, поручения деканата, время их выполнения. После того, как составлен план, его следует строго выполнять. Всякие отступления от него по существу будут означать ликвидацию принятого плана и внесение стихийности в работу. Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее: -- Подготовка к практическому занятию может проводиться накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию. -- Желательно, чтобы подготовка к занятию по информационному праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление. -- Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств. -- Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом информационное право. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Студенты очной формы обучения участвуют в подготовке рефератов. Реферат может быть подготовлен по проблемным вопросам курса информационного права для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Рефераты по информационному праву готовятся, как правило, студентами, обучающимися на старших курсах, и, следовательно, обладающими навыками научно-исследовательской работы, а также опытом самостоятельного изучения правовых проблем.
Цель реферата – приобретение опыта самостоятельного изучения дополнительной научной (монографической) и иной литературы, информационно-правовых актов, справочного материала, обобщения материалов практической деятельности правоохранительных органов, а также опыта публичного выступления перед аудиторией с изложением сделанных выводов в ходе учебного процесса для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Таким образом, реферат по информационному праву является важной частью процесса обучения и подготовки студента-юриста. Реферат - это одна из сложных форм студенческого научного исследования, включающая в себя несколько этапов: начальный - подготовка к написанию работы; основной — собственно написание работы и предоставление для проверки научному руководителю; заключительный - защита реферата. Подготовка к написанию реферата (начальный этап) включает, в свою очередь: – выбор темы работы, согласование ее с научным руководителем; – подбор научной и иной литературы, и нормативного материала по избранной теме, подготовка соответствующего библиографического списка, консультации с научным руководителем, составление предварительного плана курсовой работы; – изучение научной и иной литературы, нормативно-правовых актов, материалов практики; – составление окончательного варианта плана работы, согласование его с научным руководителем. На основном этапе студент непосредственно приступает к написанию реферата. Содержание реферата включает введение, 2-3 раздела, заключение и список использованных источников. Текст реферата выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4, в редакторе Word, шрифт Тimes New Roman, 14 пт). Основной текст и текст приложений печатается через 1,5 интервала на принтере; текст постраничных сносок (примечания) печатается через один интервал, шрифт Тimes New Roman, 10 (на странице размещается 29-30 строк).
Ширина полей: верхнее – 20 мм., левое – 30 мм., правое – 20 мм., нижнее – 20 мм. Нумерация страниц производится вверху, в середине страницы. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо дополнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.) Абзацы делаются с отступом от левого поля 1,25 см. Текст должен быть тщательно выверен. Обязанность выверять текст и вносить соответствующие исправления лежит на авторе реферата. Оптимальный объем реферата – 10-15 страниц. При сдаче реферата на кафедру (научному руководителю) она подписывается автором. Подпись и дата проставляется на последней странице работы. Во введении студент обосновывает актуальность избранной темы, ее теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи своей работы. Основная (исследовательская) часть работы имеет несколько глав, обычно подразделенных на параграфы. Следует учитывать, что наименование глав не должно совпадать с наименованием всей работы в целом, а наименование параграфов соответственно - с наименованием глав. Одна из глав (или ее часть) должна быть посвящена обобщению и критическому анализу теоретических изысканий, имеющихся по данной проблеме. Остальные главы - более тщательному, глубокому прикладному исследованию проблемных вопросов избранной темы. Учитывая, что реферат относится к числу самостоятельных, творческих исследований, при его написании недопустимы плагиат (выдача чужого произведения либо его части за свое) и компиляция (использование результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников). При заимствовании сведений, фактических данные или мнении других авторов необходимо по тексту работы делать сноски с указанием соответствующего источника. В заключении (2-3 страницы) работы кратко излагаются результаты исследования и делаются основные выводы. Заключение может содержать рекомендации по совершенствованию информационно-правового законодательства, рекомендации по повышению эффективности работы правоохранительных органов и т.п. В соответствии с ГОСТ оформляют титульный лист работы, а также сноски на источники опубликования использованной литературы, нормативных актов. При дословном цитировании необходимо заключать текст в кавычки, с указанием в сносках цитируемого источника. В сноске необходимо указать: фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, издательство или название журнала (газеты), год издания, номер журнала (либо дату выхода газеты), страницы. При изложении положений используемой работы (без прямого цитирования) кавычки не требуются, но автор реферата обязан сделать ссылку на этот источник.
Список использованных источников включает все информационные источники, использованные автором в работе. Рекомендуется выделять следующие разделы: – нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия); – монографии; – учебники и учебные пособия; – статьи; – авторефераты диссертаций; – материалы правоприменительной практики (архивные, текущие); – интернет ресурсы. Монографии, учебники, учебные пособии, сборники, научные статьи, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи и т. д. Первый (титульный) лист научного доклада отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, научном руководителе, дате (годе) выполнения. На втором листе курсовой работы и научного доклада помешается оглавление (содержание). Оно включает все разделы работы (введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников) с указанием начальных страниц каждого раздела. Реферат должен: – носить самостоятельный характер; – быть написан с использованием действующих нормативно-правовых актов, отражать способности студента работать с нормативно-правовыми актами и рекомендуемой литературой; – отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; – содержать анализ современно судебной и иной правоприменительной практики по исследованной проблеме; – быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литераторы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам. Первоначальный вариант реферата представляется научному руководителю для ознакомления и получения рекомендаций по устранению недостатков. При устранении недостатков, выявленных научным руководителем в реферате, студент выступает с ним на научном кружке или на семинарском (практическом) занятии, тематика которого совпадает с темой реферата. Оценка подготовленного реферата основывается на критериях оценки курсовых работ с выставлением оценок: "зачтено" или "не зачтено", без занесения их в ведомость и зачетную книжку студента. Оценка реферата имеет значение для научного руководителя при оценке знаний студента в целом по итогам изучения курса информационного права. МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Балльно-рейтинговая система оценки уровня подготовки студентов представляет собой индивидуальную оценку качества подготовки обучаемых. Балльно-рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов, предусмотренных учебным планом. Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются: – повышение мотивации студентов к качественному освоению учебного материала дисциплины; – стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе; – упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках дисциплины; – осуществление дифференцированного подхода к оценке знаний и результатов учебной деятельности студентов; – достижение высокого уровня организации образовательного процесса. Методика разработана на основе "Положения о балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО "СГЮА", рекомендаций Управления контроля качества образования и обязательна для исполнения всеми преподавателями кафедры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|