Анализ инвестирования инновационной деятельности предприятий машиностроения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Машиностроение Воронежской области включает 70 крупных и средних предприятий, представляющий авиастроительную, металлообрабатывающую, автомобилестроительную промышленность, а также транспортное, нефтяное и газовое, сельскохозяйственное машиностроение, производство дизелей и дизель-генераторов. Экономические и структурные изменения последних пяти лет привели к возникновению принципиально новых для российских предприятий условий хозяйствования, требующих проведения серьезных внутренних реформ, в том числе структурных. В структуре промышленного производства Воронежской области наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическому комплексу - свыше 55 %, машиностроению - свыше 16%, химической и нефтехимической промышленности - свыше 10%. Таблица 4 Динамика производства на предприятиях машиностроения Воронежской области
Рост промышленного производства обусловлен рядом причин. В результате августовского кризиса 1998 года создались благоприятные условия для промышленных предприятий, производящих продукцию на экспорт, что привело к увеличению объемов экспорта. Сработал эффект импортозамещения в результате сокращения импорта и освобождения внутреннего рынка для отечественных товаропроизводителей, что привело к значительному росту выпуска продукции производственного назначения и товаров народного потребления. Наметился рост объемов инвестиций в промышленность, что способствовало началу процесса технического перевооружения и росту промышленного производства. Несмотря на достигнутый рост промышленного производства в целом и в отдельных отраслях, в развитии промышленности имеются негативные моменты: - медленно сокращается доля топливно-сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства, снижается доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в отраслях; - медленно идут процессы снижения затрат всех видов ресурсов, уровни ресурсоемкости в промышленности по основным видам ресурсов превышают соответствующие показатели развитых стран; - сохраняется низкая инновационная активность в промышленности, низкие темпы модернизации и реконструкции производства; - сокращается численность занятых, прежде всего квалифицированных кадров в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, сохраняется низкая производительность труда. Решение указанных проблем требует принятия неотложных мер по обеспечению высоких устойчивых темпов роста промышленного производства, активизации, в первую очередь, научно-технической и инновационной политики с целью модернизации и реконструкции производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции. В современных условиях с особой остротой стоит вопрос, как развиваться промышленным предприятиям. Есть два пути: первый - это увеличение объемов производства за счет наращивания выпуска традиционной, зачастую устаревшей и значительно уступающей зарубежной продукции, другой путь - это кардинальное ускорение научно-технического прогресса и внедрение инноваций.
Поэтому промышленность должна ориентироваться не на высокие темпы роста общего объема производства, а на рост, основанный на создании и внедрении передовых наукоемких технологий, повышении инвестиционной и инновационной активности. В соответствии с этим в Программе развития Промышленности Воронежской области на 2006-2008 г.г. предусматривалось содействие реализации крупных инновационных и инвестиционных проектов по развитию наукоемких производств и освоению выпуска новой наукоемкой продукции, в т.ч.: - расширению производства и освоение новых видов продукции на ОАО «Воронежсельмаш»; - техническое перевооружение производства ФГУП «Воронежский механический завод»; - обновление устройств электроснабжения и электрификации железных дорог России на ОАО «Рудгормаш»; - освоение выпуска новых видов продукции на ОАО «ВЭКС». Появившиеся в последние два года тенденции экономического возрождения и даже роста, относительная экономическая стабилизация позволяют не только планировать оперативную деятельность предприятий, но и определять основные направления их развития на среднесрочную перспективу. Опережающая динамика достигнута по производству наиболее конкурентоспособной продукции: комплектующих, узлов и агрегатов для ведущих автозаводов России, дизельной аппаратуры, аккумуляторов и аккумуляторных батарей, торгового оборудования, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям. Особое место в ряду предприятий транспортного машиностроения занимает ОАО «Рудгормаш», которое в 2005 г. увеличило объем производства в 5, 5 раза за счет внедрения новых современных технологий и оборудования, в т.ч. роботизированных комплексов, и освоения новых видов продукции с достижением объемов производства более 2, 5 млрд. руб. Крупнейшее предприятие области ОАО «ВЭКС» за 2001-2005 г.г. увеличил объемы промышленного производства в 2, 5 раза. В 2005 г. объем реализации высокотехнологичной продукции превысил 2 млрд. руб. основой его динамичного развития является постоянное освоение производства новой продукции на базе коренного технического переоснащения и модернизации производства, на что в течение пяти лет направлено более 435 млн. руб. в частности, полностью переоснащено производство печатных плат с новейшей технологией производства, которые удовлетворяют современным требованиям.
В целях исследования основных особенностей и тенденций инновационной деятельности машиностроительных предприятий в современных условиях из множества промышленных предприятий Воронежской области были отобраны наиболее инновационно активные машиностроительные предприятия. К ним были отнесены следующие машиностроительные предприятия: ОАО «Воронежский экскаваторный завод», ОАО «Рудгормаш», ФГУП «Воронежский механический завод», ЗАО «ВоронежСтальМост», ОАО «Воронежсельмаш». Инновационная деятельность данных машиностроительных предприятий осуществляется в соответствии с разработанными Программами развития этих предприятий. В настоящее время предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с Программами развития на 2006-2008 гг. и период до 2010 г. Практически все проанализированные Программы структурно схожи и содержат следующие основные разделы: Историческая справка; Оценка современного состояния и проблем развития предприятия; Цели и задачи Программы развития предприятия на стратегический период (2006-2010 гг.); Приоритетные направления развития предприятия на стратегический период (2006-2010 гг.); Основные прогнозные показатели предприятия на 2006-2008 годы и на период до 2010 года; Инвестиционные проекты; Инновационные проекты. В некоторых Программах помимо вышеперечисленных введены дополнительные разделы. Например, в Программах ОАО «Воронежский экскаваторный завод» и ОАО «Воронежсельмаш» предусмотрен раздел «Необходимые меры государственной поддержки предприятия», в Программе ЗАО «ВоронежСтальМост» - «Анализ состояния подготовки кадров для предприятия, создания и сохранения рабочих мест».
Проведем анализ инновационной и инвестиционной деятельности предприятий. ОАО «Рудгормаш» основано 1-го января 1949 года. В начале 50-х годов предприятие осваивает выпуск таких сложных машин, как ажитаторы для свинцово-цинковой промышленности, допрессовочные прессы для брекетирования огнеупорного кирпича, электромагнитные сепараторы. С середины 50-х годов предприятие переходит на выпуск в основном обогатительного оборудования и освоения первых самоходных буровых станков ударного типа БУ-2Б и ударно-канатного бурения БС-1. В 1955 году завод начинает экспортировать свое оборудование зарубеж. В 1957 году завод получает новое название — Воронежский государственный завод горно-обогатительного оборудования. В 1965 году началось освоение и выпуск новой продукции — шахтных самоходных вагонов и самоходных буровых станков шарошечного бурения СБШ-250. В 70-е годы предприятие становится головным в производственном объединении, которое получает название «Рудгормаш». Эти годы отмечены освоением и выпуском нового оборудования для шахт — погрузочно-транспортных машин ПД-5, ПТ-4, ВОМ и др. Продолжается модернизация буровых станков с учетом требований заказчика, освоен выпуск бурового станка для термического расширения скважин. В 80-е годы в эксплуатацию сдаются новые цехи - кузнечно-прессовый, сталелитейный, цех гидроцилиндров, открывается производство пластмассовых изделий. В 1992 году «Рудгормаш» за значительный вклад в мировой бизнес, за высокую репутацию, профессионализм, подтвержденные высококачественной продукцией, награжден престижной наградой — Аркой Европы «Золотая звезда». В 1993 году завод получает статус «Акционерного общества открытого типа по буровому и транспортному оборудованию», а затем переименовывается в открытое акционерное общество — ОАО «Рудгормаш». На базе международного стандарта МС ИСО 9001 разработана, внедрена, сертифицирована и функционирует система менеджмента качества. Сертификат выдан в 1998 году немецкой фирмой «TÜV CERT», имеющей признание и филиалы во всем мире. Это позволило нам участвовать и выиграть тендер Мирового банка на поставку крупной партии буровых станков на угольные предприятия Индии. В соответствии с Программой развития предприятия с 2006 по 2010 года предполагается инвестировать в основной капитал 25000 тыс. рублей. Планируется освоить эти средства в течение 5 лет. Эти средства предполагается получить из прибыли предприятия и направить на обновление основных средств, что позволит увеличить объем производства запчасти для подземной техники Atlas-Copco, Sandvik, Tamrock и расширить номенклатуру выпускаемой продукции. При этом объем производства в натуральном выражении увеличится на 24%, в стоимостном выражении – на 21, 2%.
Динамика инвестиций на период 2006-2010 гг. представлена на рис. 9. Как видно, инвестиции в основной капитал данного предприятия из года в год возрастают.
В настоящее время ведется разработка новых изделий, в планах на 2006-2010 гг. предусмотрено также проведение энергосберегающей политики. Проведенный анализ позволил установить, что дальнейшему эффективному развитию инновационной деятельности в ОАО «Рудгормаш» препятствуют следующие факторы: физический и моральный износ основных производственных фондов, в том числе и технологического оборудования; высокий уровень конкуренции на внутреннем и внешнем рынке запчастей для подземной техники; угроза экспансии зарубежных производителей с высоким уровнем технологии и возможностью демпинговой политики на рынке в связи с вступлением в ВТО. Воронежский экскаваторный завод «ВЭКС». История завода началась в 1915 году, когда из Риги в Воронеж был эвакуирован машиностроительный завод акционерного общества «Рихард Поле», который принадлежал прибалтийской семье Рихарду, Ядвиге и Анне Поле. Промышленный комплекс, построенный в Воронеже в течение трёх лет (1915-1917 г.г.) стал крупнейшим в дореволюционном Воронеже и его окрестностях. С 1917 года началось производство станков для обработки дерева и кожи, котлов и паровых машин, приборов железнодорожной сигнализации, водоочистителей, железных конструкций и чугунного литья. В годы войны (1941-1945 г.г.) АО «Тяжэкс» имени Коминтерна первым в стране начал серийное производство реактивных установок БМ-13 - знаменитых "Катюш". В качестве памятника на территории предприятия установлена военная реликвия - легендарная БМ-13. В послевоенное время в 1945 году завод выпускал строительное оборудование: камнедробилки и бетономешалки. 25 мая 1947 года сошла с конвейера первая землеройная машина "Коминтерновец-1", которая по своим техническим характеристикам была значительно производительнее и качественнее техники, используемой в то время в строительных и дорожных работах. До 1973 года, предприятие выпускало тросовые экскаваторы с емкостью ковша от одного до двух с половиной кубических метров. В 1973 году освоено и продолжается в настоящее время серийное производство гидравлических экскаваторов, которые постоянно совершенствуются: обновляются узлы, системы, рабочее оборудование. Экскаваторы эксплуатировались на прокладке каналов Волго-Дона, в Туркмении, работали на Донбассе, на Братской ГЭС, на стройках Магнитогорска, Днепрогэса, Байкало-Амурской Магистрали. С 1947 года предприятие выпускало: экскаваторы с емкостью ковша от 1 кубического метра до 3, 2 кубических метров, массой от 40 т. до 100 т. с дизельным и электрическим приводом; краны грузоподъёмные от 20 т. до 63 т. с дизельным и электрическим приводом массой от 40 т. до 100 т.; роторные экскаваторы типа ЭР-100; землеройно-фрезерные машины ЗФМ-2 и ЗФМ-300; погрузчики на базе тракторов К-700; малогабаритные погрузчики типа СММ-750; гидравлические экскаваторы 4 - 6 размерных групп на колёсном и гусеничном ходу, последними представителями которых были: ЭО-43211, ЭО-5126, ЭО-5221, ЭО-5225, ЭО-6123А, ЭО-6124 с дизельным и электрическим приводом; уникальный набор сменного рабочего оборудования к экскаваторам и кранам, включая грейферы типа "стена в грунте" с глубиной копания до 40м, гидромолоты с энергией удара до 9 КДж; оборудование роторных комплексов для очистки железнодорожных путей с диаметром ротора 4, 5м; широкий ассортимент гидравлического оборудования: гидроцилиндры, гидроаппараты, фильтры, центральные коллекторы; сельскохозяйственную технику различного назначения: свеклоуборочные агрегаты КЕС, кормозапарники, запасные части к тракторам и сельхозмашинам; широкий набор почвообрабатывающих агрегатов: плоскорезы, плуги; широкий ассортимент товаров народного потребления: садово-огородный инструмент, сборные садовые домики, сборные металлические гаражи, бытовые деревообрабатывающие станки, мебельную фурнитуру, различные изделия из полимеров. 1 июня 2001г. ОАО "Тяжэкс" переименовано в ОАО "ВЭКС". Сейчас ОАО «ВЭКС» - это крупное предприятие, расположенное на площади 50 га, которое имеет мощное литейное, сварочное и механосборочное производство, где трудится свыше 2-х тысяч человек. Ориентируясь на требования сегодняшнего рынка экскаваторной техники, предприятие разработало перспективную программу развития до 2007 года. Упор в ней сделан на расширение номенклатуры производимой продукции, совершенствование экскаваторов 4-5 размерных групп, которые наиболее широко используются в дорожно-строительной, добывающей, нефтегазовой отраслях, на расширении рынков сбыта и освоении новых его сегментов, а также на разработку современной кадровой политики, направленной на внедрение передовых методов руководства. Сдерживающим фактором в освоении инвестиционной программы является отсутствие у предприятия необходимых долгосрочных финансовых ресурсов. Объем инвестиций, необходимых для реализации данного проекта составляет 116933, 45 тыс. рублей, срок окупаемости инвестиций – 3, 96 лет. Воронежсельмаш394030 г. Воронеж, ул. 9 Января, 68 В 2009 году по заказу правительства Москвы специалисты "Воронежсельмаш" разработали и запустили линию макрокапсулирования семян кукурузы, решив тем самым вопрос выращивания семян в зоне рискованного земледелия. Главное направление деятельности - объекты "под ключ" - элеваторы, семенные линии, комбикормовые заводы, зерноочистительные и зерносушильные комплексы. Подписаны договоры о совместном производстве силосов, зерносушилок, комбикормовых заводов. Создан проектный отдел. В 2010 году запущено производство стационарных и мобильных зерносушилок, высококачественного транспортного оборудования, силосов всех типов. Сейчас завод преступил к реализации глобальной задачи - строительству Нового Завода. К концу 2011 года на новых производственных мощностях уже планируется начать выпуск оборудования "Воронежсельмаш". На протяжении последних лет предприятие активно занималось разработкой инновационных и инвестиционных проектов. Инновационная деятельность направлена на комплексное решение проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия. С целью сокращения затрат на производство продукции и достижения более значимых результатов по снижению доли затрат на энергоресурсы в товарной продукции на предприятии ежегодно разрабатываются и реализуются планы по энергосберегающей политике. Общий экономический эффект от реализованных мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов составил 9380 тыс. рублей /год. Федеральное государственное унитарное предприятие «Воронежский механический завод» — уникальный научно-производственный комплекс, сформировавшийся на основе производства авиационных и ракетных двигателей. ВМЗ причастен ко всем славным достижениям отечественной космонавтики — от стартов кораблей «Восток» до участия в международных проектах XXI века. «Космический» уровень технологий и качества распространяются на все виды продукции, осваиваемые в ходе конверсии: турбокомпрессоры, автозаправочные комплексы, медицинскую технику, современные разработки авиационных двигателей. Удачным конверсионным проектом является освоение импортозамещающего нефтегазового оборудования, соответствующего мировым стандартам. Производство нефтегазового оборудования ФГУП "Воронежский механический завод" сертифицировано Американским Нефтяным Институтом (API) по 7 спецификациям - 6A, 6D, 11V1, 16A, 16C, 16D, 17D - с правом простановки на изделиях монограммы API. Система управления качеством Воронежского механического завода сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001. При содействии ОАО «Газпром» ВМЗ освоил более 100 видов изделий, успешно работающих не только в нефте- и газоносных регионах России — Астрахани, Оренбурге, Краснодаре, Нижневартовске, Новом Уренгое, — но и в странах СНГ, Азии, Европы и Америки. Высокий технический авторитет завода подтвержден Премией Правительства РФ в области качества за 1998 г., дипломами и медалями международных выставок и ярмарок. Основа будущих достижений — высокое профессиональное мастерство и преемственность персонала. Новые кадры готовятся на базе завода, где функционируют кафедры Государственного технического университета, специализированные лицей и колледж. Инвестиции ФГУП «ВМЗ» осуществляются из собственных источников преимущественно в основной капитал, с целью обновления основных производственных фондов. В Программе развития предприятия на период 2006 - 2010г.г. предусматривается дальнейшее развитие инвестиционной деятельности. В 2006 году предполагается максимальное вложение средств в основной капитал предприятия за десятилетний период функционирования предприятия (2001-2010гг). В 2007-2010 гг. планируется уменьшение объемов инвестиций по сравнению с 2006 г.
На предприятии осуществляется инновационная деятельность за счет собственных средств по следующим направлениям: развитие производства моторного жгута с общим объемом инвестиций в размере 21 млн. рублей, сроком окупаемости – 2, 6 года; развитие производства датчика массового расхода воздуха с объемом необходимых инвестиций в размере 22, 4 млн. рублей, сроком окупаемости – 3, 4 года; внедрение упаковочной машины с инвестициями, равными 9, 0 млн. рублей, сроком окупаемости – 3, 6 года; внедрение контактной головки с общим объемом инвестиций в размере 4, 3 млн. рублей. ЗАО «Воронежстальмост» - предприятие по изготовлению стальных конструкций для железнодорожных, автодорожных и пешеходных мостов любых типов. Воронежский мостовой завод основан в 1948 году. В 1992 году завод был преобразован в закрытое акционерное общество. ЗАО «Воронежстальмост» имеет в своем распоряжении технологическое, станочное и крановое оборудование. Основная продукция Воронежского мостового завода: Мостовые конструкции; Строительные металлоконструкции; Высокопрочные болты и метизы; Автомобильные барьерные заграждения. Воронежский мостовой завод также осуществляет окраску мостов, выполняет художественные кузнечные изделия, которые в 2000 году были признаны лучшими российскими товарами года. Сегодня «Воронежстальмост»изготавливает 45 тыс. тонн конструкций в год. Общие затраты (капитальные и текущие) на технологические инновации составили 6000, 0 тыс. рублей, из них собственные средства составили 3500, 0 тыс. рублей, федеральные средства – 2500, 0 тыс. рублей. Финансирование инвестиций из областного бюджета не производилось. В 2003-2004 гг. осуществлялись мероприятия, направленные на экономию энергии. За счет заемных средств Агентства энергосбережения произведено кольцевание трансформаторных подстанций, внедрена система контроля и учета энегроносителей (АСКУЭ). Внедрение мероприятий позволило получить положительный эффект за 2004 год на сумму 1710, 0 тыс. рублей. Целью программы развития ЗАО «Воронежстальмост» на 2006-2010 гг. является создание и производство мостов нового поколения. Создание опытных образцов, освоение производства новой гаммы станков потребует государственной поддержки и привлечения бюджетных средств. Общая сумма финансирования НИОКР составит 50, 0 млн. рублей (из них бюджетных средств - 25, 0 млн. рублей). Для этого необходимо произвести реконструкцию производственной базы предприятия: обновить станочный парк, внедрить передовые технологические процессы, провести реконструкцию термического и малярного участка, внедрить современную контрольно-измерительную и диагностическую аппаратуру. Затраты на реконструкцию производства составят 144, 0 млн. рублей. Как показал анализ инновационной деятельности машиностроительных предприятий Воронежской области, она в основном направлена на внедрение технико-технологических инноваций, проявляющихся в форме (табл. 2): новых продуктов (ФГУП «ВМЗ», ЗАО «Воронежстальмаш», ОАО «Воронежсельмаш»); технологий их изготовления (ОАО «ВЭКС»); средств производства (ОАО «ВоронежСтальМост», ОАО «ВЭКС», ФГУП «ВМЗ»). Из рассмотренных предприятий некоторые осуществляют инновационную деятельность только за счет собственных источников (ЗАО «Воронежсельмаш», ОАО «ВоронежСтальМост»), другие – с использованием привлеченных средств (ОАО «ВЭКС», ФГУП «ВМЗ»). В Программах развития предприятия на 2006-2010 гг. ОАО «ВЭКС», ОАО «Рудгормаш» предусматривают необходимость осуществления инновационной деятельности с использованием государственной поддержки. Таблица 2 Инновационная деятельность машиностроительных предприятий Воронежской области в 2006-2010 г.г.
3. Факторный анализ инновационной активности машиностроительных предприятий Воронежской области Одной из проблем, возникающих при внедрении инноваций в производственную деятельность предприятий машиностроения, является учет факторов, способных затормозить или ускорить инновационный процесс. Они влияют на развитие инновационного процесса, и их следует тщательно изучать при принятии решения об оптимальном способе построения инновационного процесса. Традиционно в научной литературе выделяют экономические, технологические, политические, правовые, социально-психологические, культурные и организационно-управленческие факторы. Обобщенная классификация этих факторов представлена в табл. 3. Таблица 3 Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия
окончание табл. 3
Факторы, препятствующие инновациям, делятся на производственные, экономические и прочие. Среди экономических факторов основное или решающее значение для предприятий Центрального округа и Воронежской области имеют: - недостаток собственных денежных средств; - высокая стоимость нововведений; - недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Наибольшее сдерживающее влияние на проведение инновационной деятельности предприятий области оказывают следующие производственные факторы: - низкий инновационный потенциал предприятий; - недостаток квалифицированного персонала. Другие причины: - недостаток законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; - неразвитость инновационной структуры; - низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию; - неразвитость рынка технологий; - неопределенность сроков инновационного процесса (табл. 4). Как видно из таблицы 4, основное или решающее влияние на развитие инновационной деятельности оказывают экономические факторы, среди которых первое место занимает недостаток собственных денежных средств. Достаточно стабильная ситуация, сложившаяся в экономике страны перед кризисом позволила снизить 17% предприятий Воронежской области существенную зависимость от данного фактора. Второе место в этой группе занимает высокая стоимость нововведений. В среднем за анализируемый период этот фактор выделили 36, 15% предприятий. Следующим по значимости стоит фактор недостаток финансовой поддержки со стороны государства (в среднем 31, 6%). Динамика экономических факторов представлена на рис. 1 Рис. 1. Динамика экономических факторов, значительно препятствующих развитию инновационной деятельности, % Таблица 5 Факторы, препятствующие инновациям на промышленных предприятиях Воронежской области
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|