Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка, принятие и развитие части третьей ГК РФ. 2 страница




--------------------------------

< 1> Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. И. А. Исаева. М., 1997.

 

Сложно себе представить, что в тот период в многочисленную, многопоколенную крестьянскую семью после смерти ее главы могли бы приходить люди, описывать имущество - дом, постройки, скотину, орудия труда и т. д., и говорить: все, что стоимостью свыше 10 тыс. рублей, забираем в пользу государства, а остальное делите поровну между собой. Это было бы куда похлеще продразверстки, во время которой забирали часть, иногда значительную, урожая. Речь шла бы о бесповоротном разорении хозяйства. Долго бы еще просуществовало такое государство?

Зажиточных крестьян разорили позже, в ходе сплошной коллективизации: либо с помощью раскулачивания (" раскрестьянивания" ), либо загоняя в колхозы, которые " обобществляли" их собственность, самих крестьян при этом в лучшем случае оставляли ни с чем, в худшем - отправляли в ссылку или даже расстреливали.

Декрет " Об отмене наследования" действовал недолго, но нанес колоссальный ущерб правосознанию, интересам конкретных граждан, юридически поддерживая тезис " после меня хоть потоп". Кроме того, наличие имущества, оставшегося после умершего, но еще не переданного и не учтенного соответствующими органами РСФСР, создавало благоприятную почву для коррупции и расхищения этого имущества.

И еще два вопроса, без рассмотрения которых характеристика наследственного права того времени была бы неполной. Первый - о непризнании обязательств, возникших до 7 ноября 1917 г., т. е. до государственного переворота (Великой Октябрьской социалистической революции). Официальная позиция была следующей: " Погашаются не только обязательства, срок которых наступил до 7 ноября 1917 г., но главным образом те обязательства, которые возникли до 7 ноября 1917 г. и срок исполнения по которым наступает после 7 ноября 1917 г. " < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Разъяснение III отдела НКЮ НКФину РСФСР от 29 (VIII-24) N 1053 // Гражданский кодекс РСФСР с постатейно-систематизированными материалами. М.: Юрид. изд-во НКЮ, 1925. С. 913.

 

Второй вопрос - о дарениях. Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. " О дарениях" признавал недействительными договоры дарения, превышающие 10 тыс. рублей. Так, А. В. Венедиктов указывал на то, что " тем самым пресекался обход Декрета " Об отмене наследования" под видом или в форме дарения на случай смерти. Требуя, под угрозой недействительности сделки, нотариального или судебного акта для дарения или иного безвозмездного предоставления имущества на сумму от одной до десяти тысяч рублей, Декрет ставил тем самым и эти дарения под контроль государства" < 1>.

--------------------------------

< 1> Венедиктов А. В. Указ. соч. С. 60.

 

К началу 20-х гг. XX в. советская власть осуществила свои намерения, продекларированные в ее первых декретах. Частная собственность была практически ликвидирована, передавать по наследству реально стало нечего. Так что отмена наследования, с одной стороны, потеряла смысл как средство борьбы с источниками права частной собственности, а с другой - выглядела чрезмерным притеснением населения, желавшего распоряжаться своей " трудовой" собственностью, в том числе и после смерти.

К тому же провозглашенная в 1921 г. новая экономическая политика (нэп) допускала существование " мелкобуржуазной" частной собственности, непременным атрибутом которой было наследование. Однако имущество " частников без мотора" - портных, парикмахеров, извозчиков, торговцев и других - интереса для государства не представляло. А до зажиточных крестьян, в руках которых и находился основной частнособственнический ресурс, очередь еще не дошла.

Таким образом, пусть и в усеченном виде наследственное право стало восстанавливаться.

Проводя анализ книги В. И. Серебровского " Очерки советского наследственного права" < 1> - одной из лучших работ по советскому наследственному праву, С. М. Корнеев указывал на то, что из содержания книги видно следующее. Советская власть скоро забыла об отмене права наследования и достаточно полно урегулировала отношения наследования, предусмотрев почти все институты, которые свойственны наследственному праву буржуазных стран (хотя и в урезанном виде - например, регулирование наследования по завещанию) < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Серебровский В. И. Очерки советского наследственного права // Серебровский В. И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 32 - 249.

< 2> См.: Корнеев С. М. В. И. Серебровский: очерк жизни, научной и педагогической деятельности // Серебровский В. И. Избранные труды. С. 15.

 

§ 5. Советское наследственное право по ГК РСФСР 1922 г.

 

Переходя к новой экономической политике (нэпу), руководители РСФСР понимали, что без собственности, хотя бы даже без приставки " частной", поднимать экономику государства невозможно. И конечно, совершенно логично, что, пусть и в урезанном виде, наследственное право стало восстанавливаться.

Декретом ВЦИК от 22 мая 1922 г. " Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" наследственное право было восстановлено - возвращено наследование по завещанию и по закону < 1>.

--------------------------------

< 1> Свод узаконений РСФСР. 1922. N 36. Ст. 423.

 

Гражданский кодекс РСФСР, принятый 31 октября 1922 г. < 1> и введенный в действие с 1 января 1923 г., законодательно закрепил существенное изменение подхода к наследственному праву. В его нормах говорится о возможности наследования, но оно ограничивается 10 тыс. рублей. В частности, ст. 416 указывала на то, что допускается наследование по закону и по завещанию в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10 тыс. рублей, за вычетом всех долгов умершего. При этом если стоимость наследства превышала указанную сумму, то производился раздел и часть имущества, превышающая предельную сумму, переходила к государству.

--------------------------------

< 1> Там же. N 71. Ст. 904.

 

Гражданский кодекс 1922 г. ограничивал круг наследников только близкими родственниками (супруг умершего, его дети, внуки, правнуки), а также нетрудоспособными иждивенцами. Причем такое ограничение распространялось на наследников как по закону, так и по завещанию. При наследовании по закону имущество делилось между названными лицами.

Специальные правила о режиме общего имущества крестьянского двора распространялись на наследственное право. В свое время И. В. Павлов писал: " Общее имущество двора является имуществом, ненаследуемым в том смысле, что после смерти отдельного члена двора не открывается наследство на какую-либо часть общего имущества двора; все имущество остается в общей собственности остальных членов двора" < 1>.

--------------------------------

< 1> Колхозное право / Под ред. Н. Д. Казанцева. и А. А. Рускола. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1950. С. 338.

 

Завещанием признавалось сделанное лицом на случай смерти распоряжение о предоставлении имущества одному или нескольким лицам. Завещание представлялось в нотариальный орган для внесения соответствующей записи в актовую книгу. При этом выписка из актовой книги могла заменить завещание.

Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 29 января 1926 г. " Об отмене ограничения размера имущества, могущего переходить в порядке наследования и дарения" < 1> с 1 марта 1926 г. было отменено ограничение, соответственно корректировался ГК РСФСР.

--------------------------------

< 1> Свод узаконений РСФСР. 1926. N 6. Ст. 37.

 

Отмена максимума наследования идеологически объяснялась " общими успехами социалистического строительства, решающими успехами политики социалистической индустриализации страны, когда в области промышленности вопрос " кто кого" уже был предрешен в пользу социализма, когда быстро вытеснялся частник из торговли" < 1>.

--------------------------------

< 1> Генкин Д. М., Новицкий И. Б., Рабинович Н. В. История советского гражданского права. М., 1949. С. 525.

 

В 1928 г. обязанность выдачи свидетельств о праве на наследство была возложена на нотариальные органы, ранее этим занимались народные суды (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 18 января 1928 г. < 1> ).

--------------------------------

< 1> Свод узаконений РСФСР. 1928. N 14. Ст. 111.

 

В апреле того же года в круг возможных наследников были включены и усыновленные дети (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 г. < 1> ).

--------------------------------

< 1> Там же. N 47. Ст. 355.

 

10 февраля 1930 г. < 1> функция принятия мер по охране наследственного имущества была возложена на нотариальные конторы, до того этим занимались финансовые органы.

--------------------------------

< 1> Свод узаконений РСФСР. 1930. N 8. Ст. 93.

 

§ 6. Война и наследственное право

 

" Положением бесспорным, уже не требующим в настоящее время доказательств, - писал в 1916 г. В. Б. Ельяшевич, - является мысль, формулированная еще Фридрихом Великим, - " штыками можно выиграть сражения, но результат войны решает хозяйство" < 1>. Конечно же, гражданско-правовое регулирование как во время, так и после военных действий должно обеспечивать охрану прав граждан и стимулировать насыщение в материальных ресурсах военного назначения. " Экстраординарные законодательные мероприятия необходимы, - считал В. Б. Ельяшевич, - чтобы прийти на помощь лицам, призванным под знамена".

--------------------------------

< 1> Ельяшевич В. Б. Война и гражданский оборот // Ельяшевич В. Б. Избранные труды о юридических лицах, объектах гражданских правоотношений и организации их оборота. Т. 2. М.: Статут, 2007. С. 410. Цитата Фридриха Великого - там же.

 

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. внесла значительные изменения в жизнь государства и каждого гражданина. Трагедия затронула всех: и военных, и гражданских. Гибель военнослужащих и лиц, проживающих на охваченных военными действиями и оккупированных территориях, массовые передвижения граждан в связи с эвакуацией не давали возможности в нормальном порядке решать огромное количество проблем, в том числе осуществлять наследование.

15 сентября 1942 г. СНК СССР принял Постановление " О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" < 1>, по которому разрешалось удостоверять завещания командованию воинских частей и начальникам госпиталей. По этому поводу Н. В. Рабинович в 1949 г. писала: " Упрощенный порядок оформления завещательных распоряжений был продиктован самой жизнью. В условиях военной обстановки на фронте, перед боем, в лечебном учреждении, разумеется, не могла быть обеспечена воинам нашей армии возможность участия нотариальных органов в засвидетельствовании их завещаний и распоряжений. Участие командования или начальника госпиталя в засвидетельствовании завещания являлось в этих случаях вполне достаточной гарантией достоверности и правильности последнего" < 2>.

--------------------------------

< 1> Собрание постановлений Правительства СССР (далее - СП СССР). 1942. N 8. Ст. 133.

< 2> Генкин Д. М., Новицкий И. Б., Рабинович Н. В. Указ. соч. С. 535 - 536.

 

На практике приостанавливалось течение шестимесячного срока для принятия наследства " впредь до прекращения соответствующих обстоятельств" (невозможность явки наследников вследствие призыва в армию, эвакуации и т. п. ) < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же. С. 536.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. < 1> освобождались от налога с имущества, переходящего в порядке наследования, наследники лиц, погибших при защите Родины.

--------------------------------

< 1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. N 3.

 

14 марта 1945 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР " О наследниках по закону и завещанию" < 1>, где расширялся круг наследников и устанавливались очереди призвания к наследованию по закону.

--------------------------------

< 1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. N 15.

 

Через три месяца после издания названного Указа и через месяц после окончания Великой Отечественной войны в развитие данного акта были внесены изменения в нормы ГК РСФСР, посвященные наследственному праву (ст. 418, 420 - 424, 430, 433) < 1>.

--------------------------------

< 1> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1945. N 38.

 

§ 7. Советское наследственное право по ГК РСФСР 1964 г.

 

Гражданский кодекс РСФСР, принятый 11 июня 1964 г., вступивший в силу с 1 октября 1964 г. и действовавший в части наследственного права с некоторыми изменениями и дополнениями более 35 лет (до 1 марта 2001 г. ), расширил круг возможностей наследования по закону и по завещанию, установленный ГК 1922 г. Вместе с тем в нем законодатель продолжал исходить из потребительского назначения имущества, находящегося в личной собственности граждан.

Здесь, наверное, уместно отметить, что советское законодательство прямо запрещало извлекать доходы, не относящиеся к трудовым (ст. 13 Конституции Союза ССР 1977 г.; ст. 13 Конституции РСФСР 1978 г.; ст. 111 ГК РСФСР 1964 г. ). Земля принадлежала только государству. Исключительность права государственной собственности на землю была закреплена в Основных Законах как Союза ССР, так и всех его республик (например, ст. 10 Конституции Союза ССР и ст. 11 Конституции РСФСР) < 1>.

--------------------------------

< 1> По своему вещественному составу земля оценивалась только в натуральных измерениях и не имела стоимости и цены. См.: Советское земельное право / Под ред. В. П. Белезина и Н. И. Краснова. М., 1986. С. 38 - 45.

 

Законодательство не допускало " использования имущества для частной хозяйственной деятельности, систематического извлечения нетрудовых доходов". Для примера приведем только название Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 г. " О безвозмездном изъятии домов, дач и других строений, возведенных или приобретенных гражданами на нетрудовые доходы" < 1>.

--------------------------------

< 1> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. N 30. Ст. 464.

 

Кроме того, ГК РСФСР 1964 г. предусматривал ответственность за использование жилого дома для получения нетрудовых доходов: такой жилой дом подлежал безвозмездному изъятию в фонд местного Совета народных депутатов.

Помимо запрета на извлечение " нетрудовых доходов" советское законодательство устанавливало пределы количества и размеров объектов, которые могли находиться в собственности одного гражданина. Так, ст. 106 ГК РСФСР указывала на то, что у гражданина или совместно проживающих супругов на праве собственности мог находиться только один жилой дом (или его часть). Кроме того, названная статья устанавливала предельный размер жилого дома (или его части), принадлежащего гражданину на праве личной собственности: жилая площадь дома не должна была превышать 60 кв. м (исключение могло быть сделано только для некоторых категорий граждан с разрешения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов). В тех случаях, когда гражданин, например, по наследству получал второй жилой дом, " собственник вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом (дома) должен быть собственником в течение одного года продан, подарен или отчужден иным способом" (ст. 107 ГК РСФСР). Указанные ограничения не имели под собой никаких, кроме идеологических, оснований и, по выражению Е. А. Суханова, " были крайне неэффективны и даже вредны для общества" < 1>.

--------------------------------

< 1> Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. С. 145.

 

Одним из самых последних нормативных актов, касающихся данного вопроса, было Постановление Совета Министров РСФСР от 22 июля 1986 г. " О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", которым перед органами государственного управления прямо ставилась задача усиления контроля за использованием гражданами жилых домов и помещений исходя из того, что они не могут использоваться для личной наживы и в других корыстных целях < 1>.

--------------------------------

< 1> Собрание постановлений Правительства РСФСР (далее - СП РСФСР). 1986. N 20. Ст. 154.

 

С началом экономических преобразований в нашей стране законодательство, регулирующее отношения собственности, предусмотрело значительное сокращение экономически необоснованных пределов осуществления права собственности. Законы " О собственности в СССР", " О собственности в РСФСР" расширили возможности осуществления права собственности. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ, развивая и упорядочивая нормы, содержащиеся в названных законах, в части первой (вступившей в силу 1 января 1995 г. ) установил право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Современное гражданское законодательство предоставляет гражданам право иметь в собственности любое имущество, за исключением отдельных объектов, которые в соответствии с федеральными законами не могут принадлежать гражданам (например, нельзя иметь атомную бомбу). При этом в отличие от законодательства, действовавшего до начала 90-х гг. прошлого века, количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, действующими законами не ограничиваются.

Одним из самых распространенных оснований возникновения права собственности граждан является наследование. Конституция РФ в гл. 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина, указывает на то, что " право наследования гарантируется" (ч. 4 ст. 35). В свою очередь, ГК РФ в п. 2 ст. 218 устанавливает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как уже указывалось, в отличие от других институтов гражданского законодательства разд. VII " Наследственное право" ГК 1964 г. действовал без малого четыре десятилетия, не претерпевая изменений, несмотря на то что с начала 90-х гг. XX в. коренным образом (и неоднократно) изменялись понятия права собственности < 1>, юридических лиц < 2> и т. п.

--------------------------------

< 1> См.: Закон СССР " О собственности в СССР", Закон РСФСР " О собственности в РСФСР", разд. II " Право собственности и другие вещные права" ГК РФ.

< 2> См.: Закон СССР " О предприятиях в СССР", Закон РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности", гл. 4 " Юридические лица" ГК РФ.

 

§ 8. Российское наследственное право начала XXI в.

 

Подготовка, принятие и развитие части третьей ГК РФ.

Те, кто интересуется историей разработки и принятия современного Гражданского кодекса < 1>, знают, что первоначально не планировалось разбивать и принимать Кодекс по частям. Был подготовлен текст всего документа. Однако впоследствии по разным причинам было решено принимать его по частям: первоначально его разделили на две, потом на три, а затем и на четыре части.

--------------------------------

< 1> См.: Крашенинников П. В. Кодификация отечественного гражданского права // Кодификация российского частного права 2017. М.: Статут, 2017. С. 22 - 68.

 

Безусловно, каждое " деление" откладывало решение проблем сотен тысяч граждан, сталкивающихся с принятием наследства или решения о передаче имущества по наследству. Думается, особенно несправедливым было наличие только двух очередей граждан - наследников по закону, а при их отсутствии и отсутствии завещания - переход наследуемого имущества государству.

В начале 2001 г. при доработке (очередной) и согласовании проекта части третьей ГК РФ рабочей группой по подготовке проекта было принято решение внести поправки в ст. 532 " Наследники по закону" ГК РСФСР (автором данной поправки выступил автор настоящей работы). Изменения увеличивали количество очередей по закону до четырех. Данное решение преследовало три цели. Первая (основная) - предоставить возможность наследования дядям, тетям (третья очередь), а также прабабушкам и прадедушкам наследодателя (четвертая очередь) < 1>.

--------------------------------

< 1> О наследовании наследниками третьей и четвертой очереди см. § 4 и 5 гл. 8 настоящей работы.

 

Вторая цель, которую условно можно назвать " разведка боем", - готовить парламент, другие ветви власти, правоприменителей и общественное мнение к необходимости изменения наследственного права.

Третья цель - проанализировать практику применения новых норм.

Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 51-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР" был принят Государственной Думой 11 апреля 2001 г. < 1> Цель была достигнута, и власть, и общество " ждали" существенного изменения регулирования наследственных отношений. Что касается анализа практики применения норм, то и здесь при принятии Федерального закона " О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к части третьей ГК РФ) была учтена необходимость придания обратной силы нормам, относящимся к кругу наследников, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей ГК РФ (1 марта 2002 г. ) либо если указанный срок истек, но наследство не было принято, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием.

--------------------------------

< 1> Российская газета. N 93(2705). 2001. 17 мая.

 

В июне 2001 г. Президент РФ внес проект части третьей ГК РФ на рассмотрение в Государственную Думу. Первое чтение, т. е. утверждение концепции законопроекта, состоялось 12 июля 2001 г.; с докладами и ответами на вопросы выступили первый заместитель Министра юстиции РФ А. Б. Карлин, председатель Комитета Госдумы по законодательству (автор данной работы), заведующий кафедрой Московского государственного университета Е. А. Суханов и первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ А. Л. Маковский. Абсолютным большинством голосов проект был принят в первом чтении.

Практически сразу же после принятия документа в первом чтении Исследовательский центр частного права (в котором сосредоточена основная часть работы над ГК РФ) опубликовал текст проекта < 1>.

--------------------------------

< 1> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Проект. Наследственное право. Международное частное право: Текст. Вводный комментарий / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2001.

 

Ко второму чтению поступило более 50 поправок, из которых половину Комитет по законодательству на заседании рекомендовал к принятию. Затем состоялось второе чтение, которое утвердило рекомендованные Комитетом поправки и текст законопроекта.

На основании Регламента Государственной Думы процедура третьего чтения любого законопроекта предполагает правовую и лингвистическую экспертизы, и, как правило, это не вызывает каких-либо затруднений. Однако применительно к части третьей ГК РФ трудности возникли. Ряд депутатов высказались за переход по наследству личных неимущественных прав автора тех или иных произведений. Думается, что это было просто недоразумение, которое не смогли развеять депутаты, принимавшие участие в заседании, а докладчик - председатель Комитета в зале отсутствовал (самолет, на котором он должен был прилететь, по метеоусловиям был задержан на полдня). В итоге пришлось второй раз возвращаться к рассмотрению документа в третьем чтении. Недоразумения были устранены, и 1 ноября Государственная Дума приняла часть третью ГК РФ.

В Совете Федерации обсуждения прошли без осложнений, и 14 ноября 2001 г. закон был одобрен.

26 ноября 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 147-ФЗ " О введении в действие части третьей < 1> Гражданского кодекса Российской Федерации" < 2>, в соответствии с которым часть третья ГК РФ была введена в действие 1 марта 2002 г.

--------------------------------

< 1> Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с разд. V " Наследственное право" содержит также разд. VI " Международное частное право".

< 2> Российская газета. Федеральный выпуск N 2845. 2001. 28 ноября.

 

За 15 лет после вступления в силу части третьей ГК РФ был внесен ряд изменений в текст разд. V " Наследственное право", на которые полагаем необходимым обратить особое внимание:

1) Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ " О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" < 1> внесена поправка в ст. 1151 ГК РФ, которая касалась передачи выморочных жилых помещений (впоследствии - иной недвижимости) муниципальным образованиям либо городам федерального значения, где это жилое помещение расположено. О выморочном имуществе подробнее см. § 10 гл. 8 настоящей работы;

2) Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ " О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" < 2> в ст. 1123 ГК РФ были внесены изменения, касающиеся соотношения тайны завещания и сведений об удостоверении завещания, об отмене завещаний в единой информационной системе нотариата. Подробнее см. § 4 гл. 7 настоящей работы;

3) Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 22-ФЗ " О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" < 3> расширил круг наследников, в пользу которых может быть осуществлен отказ от наследства. Об отказе от наследства подробнее см. § 4 гл. 9 настоящей работы;

4) Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 60-ФЗ " О внесении изменения в статью 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" < 4> увеличил размер средств, выдаваемых на похороны из наследственной массы, до 100 тыс. рублей. О возмещении расходов, вызванных смертью, подробнее см. гл. 12 настоящей работы;

5) Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" < 5> позволил более точно, а следовательно, более справедливо устанавливать круг наследников граждан, умерших в один день. О коммориентах подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы;

6) важным событием, расширяющим права граждан по распоряжению своим имуществом на случай смерти, является принятие Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ " О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", цель которого - законодательно обеспечить возможность организации и деятельности наследственных фондов. О наследственных фондах подробнее см. § 12 гл. 7 настоящей работы.

--------------------------------

< 1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6042.

< 2> Собрание законодательства РФ. 2012. N 41. Ст. 5531.

< 3> Собрание законодательства РФ. 2016. N 7. Ст. 910.

< 4> Собрание законодательства РФ. 2016. N 11. Ст. 1487.

< 5> Собрание законодательства РФ. 2016. N 14. Ст. 1909.

 

Кроме того, для правоприменительной практики имеет большое значение принятие Пленумом Верховного Суда РФ Постановления от 29 мая 2012 г. N 9 " О судебной практике по делам о наследовании" < 1>, посвященного разъяснению положений разд. V ГК РФ;

7) без преувеличения можно назвать историческим событием принятие и вступление в силу Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 217-ФЗ " О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации", предоставляющего возможность гражданам распорядиться своим имуществом на случай смерти с помощью совместного завещания супругов < 2> или наследственного договора < 3>.

--------------------------------

< 1> Российская газета. N 27. 2012. 26 июня.

< 2> О совместных завещаниях см. гл. 22 настоящей работы.

< 3> О наследственных договорах см. гл. 23 настоящей работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...