Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.




    Выпиши слово. Подбери однокоренные слова. Выдели корень, подчеркни двойные согласные. Напиши ещё 2-3 слова с двойными согласными.

Образец: кла сс,  кла сс ный,  ма сс а, пе рр он, гра мм.

15 Двойные согласные нн, сс на стыке                       приставки и корня, на стыке корня и суффикса  
Если приставка оканчивается на с, а корень слова начинается на с, то в этом слове пишется удвоенная сс:                                ра сс каз,    ра сс вет.  

 

 


 

Если корень оканчивается на н, с, а суффикс начинается на н, ск, то в этом слове пишется удвоенная согласная:                                                       осе нн ий,  весе нн ий, ру сс кий.

 


  

15
Образец: ра нн ий, дли нн ый, лимо нн ый, ру сс кий,

             ра сс мотреть, ра сс мешить

16 Непроизносимые согласные в, д, л, т.  
Для проверки непроизносимых согласных надо подобрать такие однокоренные слова, чтобы согласные хорошо слышались. Если в сочетании букв при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

 


   Выпиши слово. Подбери несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Выдели корень. Подчеркни орфограмму.


Образец: мес т ность – мес т ный, мес то, помес т ье;

чуде сн ый – чуде се н, чуде са;

опа сн ый – опа сн ость, опа се н;

прекра сн ый - прекра се н.

 

 

16
26 Безударные падежные окончания     существительных (ед. число)  

 

 


Окончание   пишется у существительных 1-го скл. в Д.п. и П.п. и у существительных 2-го скл. в П.п.

Окончания -и, -ы пишутся у существительных 1-го скл. в Р.п. и у существительных 3-го скл. в Р.п., Д.п. и П.п.  

Проверочные слова:

1-е скл. – земля 2-е скл. – стол    3-е скл. – степь

                                                                                                                                                      

 

Выпиши словосочетание с падежным вопросом, выдели окончание, определи склонение и падеж. Напиши проверочное слово в таком же падеже, поставь ударение.

   Х                                Образец:

читали (о чём?) об улиц е  - 1 скл., П.п. (о земл е     );

х

читать о собрани и  - сущ. П.п., (на – ия)

Безударные окончания имён существительных (единственного числа) пишутся так же, как и ударные, если слова имеют одно склонение и падеж.

25
Запомни! Существительные на –ия, -ие, -ий склоняются особым образом!

 

В корне существительных под ударением после шипящих пишется ё, если при изменении формы слова или в родственных словах пишется е;                                                       в противном случае нужно писать о.                                                                           ш ё л– ш е дший, пч ё лка – пч е ла, ш ё лк – ш е лка, ш о в (искл.) Исключения (запомни!): крыж о вник, ш о рох, ш о в, капюш о н, трущ о ба, ч о порный, ш о рник
24 Гласные о-ё в корне слова после шипящих  

 


 

   

 

 

                                                                                                                                

        Выпиши слово. Выдели корень.  Подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово.  Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

25    Гласные и - ы после ц  
                                                                                                                     В корне слова после ц всегда пишется и.     ц и рк, ц и ркуль                                   Слова – исключения (запомни!):                                                     ц ы ган на ц ы почках подошёл к ц ы плёнку и ц ы кнул: ц ы ц! В конце существительных на – ция пишется и.    коллекц и я, полиц и я, лекц и я    

 

 


                                                                                                                  

24
  Выпиши слово. Выдели корень. Выдели орфограмму. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правил

17  Правописание предлогов      

 

 


Предлоги пиши отдельно от других слов, так как предлоги – тоже слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. У глаголов нет предлогов.

Выпиши слово и предлог. Поставь между ними вопрос и другое подходящее по смыслу слово. Предлог подчеркни.

Образец: в саду – в (каком?) саду, в городском саду.

 

18    Правописание приставок  

 

 


Приставки (в-, у-, к-, с-, за-, от-, об-, при-, по, под-, из-, над-  и другие) пишутся слитно со словом, между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Приставки з- в русском языке не существует.

Правописание приставок не изменяется.

Выпиши слово правильно, выдели приставку и корень. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

17
Образец:     написал,  записал, списал,  приписал.

 

19        Предложение                                    Предложения с союзами а, но, и  

 

 


Союзы пишутся отдельно от других слов.                           Перед союзами а, но  всегда ставится запятая.                                    Перед союзом и запятая не ставится.

Например:                                                                                          Ночью темно, а днём светло.                                                          Река узкая, но глубокая.                                                                             Ира и Оля дружат давно.

    Выпиши слова, между которыми стоит союз, подчеркни его. Придумай и запиши ещё словосочетание с таким союзом, подчеркни его.

Образец: собака и щенок, мама и папа.                                                                             

               светит, но не греет; цветёт, но не пахнет.

 

 

18

 


Гласные еи  в суффиксах существительных – ец, -иц

Если у сущ. м. р.   при склонении   выпадает, то пишется суффикс  -ец, например: владел ец – владель ц а.

Если у сущ. ср. р. окончание ударное, то пишется суффикс –ец, например: письм ец о.

    Если у сущ. ж.р. при склонении и сохраняется, то пишется суффикс  -иц, например: красав иц а – красав иц ы.

Если у сущ. ср. р. ударение предшествует суффиксу, то пишется суффикс –иц, например: плать иц е.

 

Выпиши слово. Выдели часть слова, где допущена ошибка. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Выдели орфограмму.

 

 

 23 Гласные в суффиксах существительных  
23

 


Гласные о, е после шипящих в суффиксах сущ.

     После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква о, без ударения – буква е. Снеж о к, горош е к; руч о нка, зайч о нок; крош е чка, доч е нька.


    Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв о, е. Запиши ещё 2 слова с таким суффиксом.

Гласные е, и в суффиксах существительных –ек,   –ик

Если при изменении формы слова (склонении) существительных гласный выпадает, то надо писать суффикс - ек, а если гласный не выпадает, то суффикс - ик.                                                                                                                                                        Ключ и к – (нет) ключ и ка, замоч е к – (нет) замо чк а

 


22
    Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв е, и. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

20 Предложения с однородными членами                     


    Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами, а также, если они соединены союзами а, но, да(=но). Например:  

Листья падали,  кружились.    ,

Листья не падали ,  а кружились.              , а                                            

Листья падали , но не кружились.           , но                                           

Листья падали ,  да не кружились.      , да (= но)

Запятая не ставится, если союз  и соединяет два члена         предложения.   Например: Листья падали и кружились.                                                              

    и                      и ,и ,и                   да (=и) 

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного  разделяются запятой. Например:                            Налетел ветер, солнце спряталось за тучи. [ _ _ ],  [ _ _ ]                         Налетел ветер,   и солнце спряталось за тучи. [ _ _ ],и [ _ _ ]                         

Выпиши предложение правильно. Определи вид предложения: простое или сложное. Подчеркни грамматическую основу простого предложения или грамматические основы сложного предложения. Составь схему предложения. Подчеркни знаки препинания и союзы (если есть) в предложении и в схеме.

19
Снег таял , и лёд на реке покрылся тёмной водой.

 [ __ __ ] , и   [ __ __ ]

  21     Приставки Безударные гласные и согласные в приставках  


 

 

 

   Правописание приставок нужно запоминать.

Приставки с буквой а: за-, на-, над-.

Приставки с буквой   о: о-, об-, обо-, от-, ото-, по-, под-,

 подо-, со-, до-, про-.

Остальные приставки: в-, с-, у-, вы-, пере-, при-, пре-,

предо-, разо-.

    Выпиши слово, выдели приставку.  Поставь ударение. Напиши ещё 2-3 слова с этой приставкой. Подчеркни букву в приставке, которую нужно запомнить.

Образец: пр и бежал, пр и шёл, пр и ехал, пр и летел;                                                 

             по д ъехал, по д бежал, по д летел, по д писал.

 

 

22   Соединительные гласные о, е                       в сложных словах  
20
Сложными называются слова, состоящие из двух          (реже трёх) корней. В некоторых словах с двумя корнями пишутся соединительные гласные о, е. После твёрдых согласных пишется соединительная гласная о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная е.  

 

 

 

 


Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную. Напиши ещё 2-3 сложных слова.

Образец: пар о ход, сам о лёт, пул е мёт, свеж е мороженый,

               

              пеш е ход, птиц е фабрика.

 

 

21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

42
  Пять шагов безошибочного письма  

 

 


Если хочешь научиться безошибочно писать,

Постарайся шаг за шагом все этапы выполнять!

1. Поставь в слове ударение.

2. Найди ошибкоопасное  место. Определи, в какой                               

части слова оно находится.

3. Если орфограмма:        

в приставке   выучить или посмотреть, не перепутал ли ты предлог и приставку?   Орф.: 17,18,19 в корне   проверить или посмотреть в словаре   Орф.: 7, 8, 9,16,24 в суффиксе   запомнить или спросить у учителя   Орф.: 23
в окончании   определить часть речи                Орф.: 26, 27, 29

 

 

4.  Подбери нужное правило. (Запомни!)

5. (Важно!) Обозначь орфограмму графически.

 

40       Части речи  


                       

                        Самостоятельные части речи

Имя существительное кто? что? В предложении может играть роль подлежащего, именного сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства
Имя прилагательное какой? какая? какое? В предложении может выступать в роли определения и именного сказуемого
Имя числительное   сколько? В предложении обычно бывает подлежащим, дополнением или определением
Местоимение Слова – указатели вместо имён В предложении бывает подлежащим и дополнением (как сущ.), определением (как прил.), обстоятельством (как наречия)
Глагол что делать? В предложении обычно является сказуемым
Наречие как? когда? где? В предложении обстоятельство

                                                                                                                                       Служебные части речи

Предлоги Союзы Частицы
Служат для связи слов в предложении, никогда не стоят перед глаголом Служат для связи слов      и, да (= и) а, но, да (= но) или, чтобы, если, что Служат для отрицания            -не, -ни Служат для изменения форм: -бы, -ли

43

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...