Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смерть мозга, или Вечное настоящее




...

Древние египетские папирусы. Книга мертвых.

 

Это великое религиозное произведение планеты. Оно передавалось из поколения в поколение прежде всего в устной форме. Распространялось в многочисленных копиях, которые размножались профессиональными писцами и другими людьми, и потому было обречено на отдельные искажения. Перевод древнеегипетского названия этих произведений: РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ, что означает «Главы о Восхождении к свету». Часть текстов носила ритуальный характер, да и все собрание этих произведений целиком, несомненно, посвящено умершим и тому, что с ними происходит в загробном мире.

Для египтян главы Книги мертвых были всемогущим путеводителем по дороге, которая через смерть и погребение вела в царство света и жизни, в присутствии божественного Осириса, победителя смерти, который дал мужчинам и женщинам способность «родиться вновь».

На протяжении многих веков Осирис был образцом и символом воскресения. С верой в его способность дать человеку бессмертие жили и умирали бесчисленные поколения людей. В адресованных ему гимнах его называют «царем вечности», «властелином бесконечного, которому подвластны миллионы лет». Его воспевали: «о ты, тот, кто есть Вечность и Бессмертие»; «дарующий людям силу родиться вновь» (здесь новое рождение означает рождение к новой, вечной жизни в загробном мире). В наиболее поздних текстах той эпохи мы читаем: «Ра получает тебя душой на небе, телом на земле». К усопшему обращаются со словами: «Суть твоя на небесах, тело твое в земле». Умершим говорят: «Небо владеет душою (саху) твоею, земля же получает тело (кхат)». У египтян кхат – это физическое тело, которое подвержено разложению. Саху – духовное тело, обиталище души, оно развивалось из материального тела. [159]

Египтяне безотчетно верили в Ка – что соответствует в какой‑ то мере концепции «астрального тела». Это Ка, как надо понимать, – не душа человека, а ее носитель – так же как и сегодня полагают, что астральное тело есть носитель разума и души. Это Ка иногда посещало мумифицированное тело и обычно описывалось как какой‑ то птицеобразный двойник умершего. На это указывают многие древнеегипетские рисунки. Странствование и испытание умерших в Подземном Мире подробно описаны не только в египетской «Книге мертвых», но и других ранних писаниях.

По‑ видимому, для удержания на земле Ка в древности был создан обряд мумифицирования. Самым древним мумиям – три тысячи лет. Древние египтяне верили, что мумифицирование препятствует переселению души в другое тело. Первые мумии были обнаружены в глубоких шахтах и подземных тоннелях в специальных каменных гробах. Очевидно, из‑ за низкой температуры они некоторое время не подвергались гниению, и родственники покойного считали, что душа находится в теле.

 

 

* * *

 

Тибетская «Книга мертвых» впервые была переведена в 1927 г. и вышла под редакцией доктора Эванс‑ Венца в издательстве Оксфордского университета. Эта книга – «Бардо Тходол». Она, вероятно, впервые записана в VIII в. до н. э. А рукописи, с которой был сделан настоящий перевод, примерно 200 лет.

Тибетская «Книга мертвых» возникла еще в доисторические времена. Этот труд был составлен на основании фольклорных источников и произведений тибетских мудрецов, передававшихся в устной форме из поколения в поколение. Мудрецы, писавшие эту книгу, считали смерть искусством, чем‑ то таким, что можно исполнить красиво или безвкусно, с пользой для себя или без пользы. Книга была частью погребальной церемонии, зачитывалась умирающему в его последние минуты жизни. Она помогала умирающему понять то, что происходит.

 

...

В Северной Европе издавна известны многочисленные находки так называемых «болотных людей». Речь идет об обнаруживаемых в торфяных сфагновых болотах прекрасно сохранившихся человеческих телах, которым, в некоторых случаях, – до десяти тысяч лет. Торфяники сохраняют мягкие ткани людей так, что порой можно определить даже содержание желудка похороненного человека.

 

Книга содержит описание различных состояний, через которые проходит душа после телесной смерти. Существует поразительная схожесть между описаниями разных фаз смерти и рассказами людей, которые приблизились к смерти. Вот что рассказывается в тибетской «Книге мертвых».

В первую очередь душа или дух покидают тело. Через некоторое время она начинает куда‑ то нестись и попадает в пустоту. Эта пустота не материальна. Умирающий может слышать тревожные звуки, гул, шум ветра, рев. Затем появляется серый неясный свет. Переживаешь, когда находишься вне материального тела. Ты видишь и слышишь родственников и друзей. Они плачут над твоим телом и готовятся попрощаться с ним. Ты еще не понимаешь, что мертв, ты испытываешь смятение. Ты спрашиваешь, мертв я или нет? Когда ты окончательно знаешь, что мертв, ты не знаешь, куда тебе идти и что делать. Ты подавлен и вызываешь сожаление.

Некоторое время ты находишься в знакомом окружении. Ты замечаешь, что все еще имеется тело, называемое «блестящим телом». Очевидно, что это тело не материально. Оно проходит сквозь стены, горы и не встречает препятствий… Его путешествия мгновенны. Стоит человеку захотеть быть где‑ то, и он мгновенно будет находиться там. Мысль его не настолько ограничена, сознание становится ясным, чувства острее и совершеннее. И если в материальном теле он был глуп, слеп, калекой, он удивится, увидев свое «блестящее» неискалеченное тело, поймет, что к нему не только возвратилась способность ощущать, но и усилилась. Может так случиться, что он встретится с другим существом, находясь в этом виде тела. Оно называется «ясное», или «чистое», тело. Встречаясь с ним, надо хранить в сердце только чувство любви.

Книга описывает ощущение бескрайнего мира и удовлетворенности, какие испытывает человек, умирая. Некоторые видят, как в зеркале, всю свою жизнь, которая проходит перед их внутренним взором во всех подробностях. Тогда хорошо видны его хорошие и плохие дела, и светлое существо хорошо это видит и выступает в роли судьи. В этой ситуации обмана быть не может.

В тибетской «Книге мертвых» даются описания поздних фаз смерти, что происходят за крайней чертой. На последующих стадиях 49‑ дневных «посмертных» испытаний происходят видения как «мирных», так и «злобных» божеств, которые, согласно буддийскому учению, считаются иллюзорными. В конце этого процесса душа окончательно впадает в «перевоплощение» – зло, которого можно избежать с помощью буддийской подготовки.

 

...

Изображение на золотом диске, найденном в «Колодце смерти» в индейском Чичен‑ Ице.

 

Право ли буддийское учение, изложенное в тибетской «Книге мертвых», когда говорит об иллюзорной природе явлений «плоскости Бардо». И что за этим явлением вообще нет объективной реальности. В книге мы находим наиболее категоричные утверждения, что есть объективности, спроецированные человеческими умами, и бесконечно нереальные видения. Окончательная независимая реальность – «чистый свет пустоты». Есть поразительное сходство между тибетской «Книгой мертвых» и современными как «околосмертными», так и «внетелесными» опытами переживших эти состояния людей. Нет сомнений в том, что Книга во многом была создана под влиянием знаний, почерпнутых из такого опыта.

 

 

* * *

 

В тибетской «Книге мертвых» речь идет о том же, что и в более ранней египетской книге, но с современной точки зрения. Она более понятна для простого человека, так как все проявления сознания умирающего и умершего человека подаются не в образной форме, а в реалистической. Многие из ее учений соответствуют учениям поздних оккультных и психологических наук.

Учение тибетской «Книги мертвых» широко применялось на практике. В народе искусство умирания, обряды предсмертного существования передавались больше всего устным путем. Этими знаниями и ремеслом в совершенстве владели в Тибете ламы.

Когда человек находится при смерти, вызывается лама, чей долг состоит в том, чтобы ухаживать за умирающим и должным образом проводить его в следующий загробный мир. В первую очередь лама зажимает умирающему артерии по обе стороны шеи. Это делается для того, чтобы поддерживать его в сознании. Лама правильным образом направляет это сознание, так как сознание смерти определяет будущее состояние «комплекса души», ведь существование есть непрерывный переход от одного сознательного состояния к другому. Нажатие на артерии определяет путь, по которому будет следовать выходящий жизненный ток (прана). Истинный путь – это тот, который проходит через Жемчужные Врата в Мир Ясного Света. Сопровождают умирающего слова молитвы: «Этот мир – мир иллюзий. Жизнь – не что иное, как сон. Все родившееся должно умереть…»

Лама, совершая традиционный обряд с умирающим, строго и многократно напутствует: «О дух, собирающийся покинуть свой сосуд из плоти, мы зажигаем первую благовонную палочку, чтобы привлечь твое внимание, чтобы в пути у тебя было руководство, чтобы тебе было легче миновать опасности, которые рисует тебе твое воображение. Будь внимателен в пути, ибо из‑ за твоих ложных знаний и пустого воображения ты расставил себе ловушки, которые будут препятствовать тебе и осложнять твое путешествие. Не существует демонов, кроме тех, которые создала твоя мысль. Они рассеются, словно кольцо дыма на сильном ветру, если ты осознаешь истину своего воображения и неправильной мысли. Они существуют только в твоем воображении, и ты их победишь…»

 

...

Каменные изваяния богов исчезнувшей цивилизации ольмеков. Мексика.

 

Лама наблюдает, как духовная сущность уходит, покидает жизнь пределы тела умирающего и собирается вовне, скопляясь в аморфную массу над телом. Она находится поблизости из‑ за магнетического притяжения, которое существует до тех пор, пока в теле теплится хоть какая‑ то жизнь, пока не иссякает поток частичек жизни, покидающих своего прежнего хозяина. По мере того как все больше органов теряют жизненную силу, размытая форма, парящая над телом из плоти, приобретает все большую с ним схожесть. И наконец, когда сходство становится полным, магнетическое притяжение прекращается, и «духовное тело» устремляется в потустороннее путешествие.

Лама говорит телепатически с «духовным телом» – напутствуя ему в трудном пути. Помогает ориентироваться в потустороннем мире. Беспрерывно наблюдает телепатическими органами чувств за только что освободившимся духом. Телепатически передавая указания, он посылает мысленные импульсы: «О только что освобожденный дух, – говорит лама, – слушай внимательно мои мысли, они облегчают тебе переход. Внемли моим наставлениям, я даю их тебе, чтобы путь твой был нетруден, ибо миллионы уже прошли этим путем до тебя и многие миллионы пройдут после…»

На протяжении всего времени, пока человек умирает, лама побуждает его к спокойному и уравновешенному состоянию ума, так чтобы он мог увидеть и войти в Ясный Свет Реальности и чтобы его не беспокоили галлюцинации или «мыслеформы», которые не имеют объективного существования, кроме как в его собственном уме. Ум умирающего должен концентрироваться на Ясном Свете, тогда он не увидит самых различных демонов. Демоны не существуют: это только галлюцинации или мыслеформы, имеющие место только в уме их видящего. Ум способен создавать их так, как в сновидении.

Лама, представляя в своем воображении «духовное тело» парящего в потустороннем мире, опять мысленно посылает ему следующие наставления: «Когда ты очнешься от обморока (смерти), то твой „знающий“ должен восстать в первоначальном состоянии, и прежде должно выйти светящееся тело – „телом желания“. Оно обладает всеми чувствами, одарено силой чудесного движения. Будет бесконечное и непроизвольное странствие. Концентрируй свой ум на Ясном Свете, и ты пробьешь свой путь через пустоту Черного Света; иначе будет серый, сумеречный свет и ночью, и днем, и всегда. Позволь своему уму пребывать в состоянии смирения и спокойствия и твой путь в Ясный Свет Реальности будет легок; тем скорее ты достигнешь „освобождения“.

 

 

* * *

 

Древнееврейская «Каббала», китайская «Книга Перемен», свитки Тарота, «Ключ Соломона», как и египетские и тибетские «Книги мертвых», – также выражают глубинные знания о предсмертном состоянии человека, смерти и загробной жизни. Существует и более позднее литературное произведение средневековой Европы, известное как «Искусство смерти» (Ars Moriendi). Как «магические системы», они являются определенной областью знаний и представляют историческую и культурную ценность.

Существуют две основные книги по каббализму: «Сефер Итзирах» (или «Книга Построения») и «Зохар» (или «Книга Великолепия»). Считается, что первая часть написана во втором‑ третьем столетии нашей эры. Традиционно ее фундаментальные положения возводятся к Аврааму, и нет сомнений, что они представляют раннюю стадию иудейского мистицизма. «Зохар» была написана в Арамаике (в Испании), примерно в 1275 г., каббалистом по имени Мозес де Лион. Важность каббализма в том, что он является одной из старейших систем мистического мышления в мире. Он на протяжении многих столетий рассматривался как ключ ко всем таинствам Вселенной и оказал влияние на всех философов и религиозных мыслителей от ессеев до Роджера Бэкона. Основой всего каббализма является диаграмма, известная как «священное дерево», состоящее из десяти кругов, соединенных двадцатью двумя линиями. Десять кругов являются эманациями (излучением) Бога. Каббализм признает, что попытка души достичь союза с Богом возможна одним прыжком. Но душа, начиная отделяться от тела, должна проделать путь назад через девять сфер над всеми путями вечного бытия. Учение об астральном теле является для каббализма фундаментальным: человек обладает «духовной оболочкой», почти совпадающей по форме с телом, которая может отделяться и двигаться вверх. Как египетские и тибетские манускрипты о смерти, книга по каббализму является путеводителем для души в ее пути наверх.

 

...

Древняя фигурка охранителя вечного упокоения. Клали в захоронения в качестве оберега. Китай. IV в. до н. э.

 

Каббалистическое дерево является путеводителем с предупреждениями и инструкциями, в путешествии души в астральном мире («путешествии в воображаемом»). Видя тот или иной образ, фантом должен определять: правилен ли его путь к цели или видение недостоверно. Фантом исследует страшную страну, в которою он вошел, и разговаривает с каждой приближающейся к нему фигурой, но он должен быть осторожен. Эти фигуры могут постараться обмануть его и заманить в темный таинственный мир, но есть маяки, помогающие найти дорогу и избегнуть ловушек. Маяки обеспечиваются системой соответствий (аналогий), которая описывает создания, растения, цвета, драгоценности, запахи и символы (формы), ассоциирующиеся с кругами и двадцатью двумя путями. Они помогают «духовному телу» беспрепятственно их преодолеть и достичь конечной цели – союза с Богом.

 

Смерть мозга, или Вечное настоящее

 

Жизнь длится мгновение. Прибытие – это смерть, а следование – вечно! Смерть убирает с дороги старые формы. Это помогает созданию новых форм. Жизнь как сила нуждается в циклическом проявлении в каждом отдельном организме и форме бытия.

«Хотя существуют теории и рассуждения о смерти, а также некоторое количество наблюдений, тем не менее, смерть – это неизвестное. Какими бы знаниями о смерти мы ни обладали, сама смерть не может оказаться в поле известного. Мы протягиваем руку, чтобы ухватить ее, но ее уже нет. Ассоциация – это известное. Неведомое невозможно сделать известным; привычные действия не могут схватить смерть». [160]

Ум может понять только известное. И не может удержать непознаваемое. Мы живем на земле и хотим знать, что такое смерть. Но знаем ли мы, что такое жизнь? В поле зрения нашего сознания есть только жизнь, а не смерть. Но есть желание постичь неведомое, стремление знать неизвестное. Испытать нечто совершенно противоположное тому, что называется жизнью. Возможно ли это?

Смерть – это не то, что противоположно жизни. Смерть есть неизвестное. Мы не можем иметь опыта смерти. Может ли сознание испытать такое состояние, которое через него не проявляется? Ведь то, что можем испытать и познать, – это проекция сознания, это известное. А известное может испытать лишь то, что известно; опыт всегда находится в поле известного.

Смерть неизбежна. Непрерывность может закончиться. То, что обладает длительностью, никогда не может сделаться новым; оно никогда не в состоянии обладать новизной, понять неведомое. Непрерывность – это длительность. Но то, что является постоянной непрерывностью, не есть вневременное. Вневременное не приходит туда, где есть время и длительность. Должен наступить конец для того, чтобы проявилось новое. Оно не раскрывается там, где существует непрерывность мысли.

Мысль есть постоянное движение во времени; это движение не может в себя включить состояние вечного бытия, которое вне времени. Время – это не только хронологическое время; время – это мысль, рассматриваемая как движение от прошлого через настоящее в будущее; это движение памяти, слова; это образ, символ, воспроизведение, повторение. Мысль, память приобретают длительность благодаря словам и повторению. Конец мысли есть начало нового. Новое существует лишь там, где есть умирание, – нам неведомое, неизвестное состояние. Завершение старого – это начало нового.

Изолированность исходит от ума, но не от смерти. Смерть – это неизвестное. Неизвестное тяготит – это и страх смерти, страх небытия, но и то, что происходит после смерти. Этот вопрос остается проблемой для людей на протяжении веков, и, по‑ видимому, никто ее не разрешил. Ум наш настолько жаждет найти разумное объяснение смерти или удовлетворяющий нас ответ на эту проблему, что он весьма легко может соскользнуть в область иллюзии.

Смерть находится вне предела досягаемости сознательного опыта, поскольку большинство людей никогда ее не переживали. Не все человеку дано знать. Тайна в сфере сознания, угасания и потери сознания на то и тайна, чтобы быть и оставаться вечной тайной.

 

 

* * *

 

По общеизвестным данным и по рассказам людей, которых спасли от смерти в снегу или во льду, за начальным периодом смертельного холода и дрожи следует ощущение приятного тепла, успокоительного растворения и состояние, напоминающее сон или пребывание в чреве матери. Это состояние, когда рациональный, аналитический ум умолкает, а его функции берет на себя разум клетки и атомарная система организма. Биологический организм начинает угасать, и разум клетки лихорадочно ищет пути спасения в экстремальной ситуации. Он включает механизмы защиты, которые приобрел на пути своей эволюции. Эти механизмы отключают боль, затмевают сознание галлюцинациями и видениями. Биохимические реакции провоцируют появление в организме резервных сил; мечутся по каналам автоволны, перераспределяя энергетические ресурсы; временные параметры жизнедеятельности тканей и органов изменяются. Если спасение не приходит, последним умирает мозг.

 

...

Прав ли Раймонд Моуди?

 

Смерть не происходит быстро. Не наступает мгновенно. Кровь поставляет химические вещества, влагу и металлы, которые накапливаются в мозговых тканях. Мозг, наподобие батареи, порождает электрический ток, вместе с излучением субатомных частиц, он постепенно ослабевает. Он может еще функционировать какое‑ то время после клинической смерти.

Есть основания полагать, что далеко не каждого опускают в могилу именно после смерти. Традиционно врачи констатировали смерть по остановке дыхания и пульса, прекращению сердцебиения, по невидящим зрачкам. Но эти критерии не давали гарантии, что организм не способен вернуться к жизни. В прошлом, из‑ за ненадежности определения признаков смерти, было много случаев «воскрешения». Когда период между смертью человека и его погребением составлял несколько дней, «оживало» немало трупов – некоторые по пути на кладбище, но многие уже в могиле. В некоторых случаях люди жили после «воскрешения» лишь несколько часов, в других – в течение многих лет.

Именно такой случай произошел с Н. В. Гоголем. Когда 80 лет спустя после смерти провели перезахоронение его останков, по положению скелета определили, что Гоголь перевернулся в гробу на бок. То есть он ожил, будучи погребенным.

Ходят байки об обмороках рабочих крематориев, которым доводилось, сжигая тела покойников, видеть и слышать, как они вскакивали из гробов и бешено кричали, поглощаемые пламенем. Значит, были ошибки в установлении фактов смерти.

 

 

* * *

 

Вслед за клинической смертью наступает биологическая смерть. Она представляет собой необратимое состояние, когда оживление организма как целого уже невозможно.

У больного полностью погибает головной мозг, необратимо исчезают все его функции, включая самостоятельное дыхание, отсутствует сердечная деятельность. Является ли человек в таком состоянии, исключающем возможность даже элементарных форм сознания, живым или трупом?

Свершилось! Биологическая смерть мозга произошла. Отсутствие функций мозга – это и есть смерть!!! После нее провал в вечность небытия.

Со смертью мозга жизнедеятельность биологического организма полностью прекращается, происходит абсолютное разрушение формы, полный распад тела и возврат его элементов: органов, клеток и молекул – в их изначальный источник – в атомы. Форма, структурируемая атомами, существует – пока есть воля к жизни и сама жизнь. Поток индивидуального сознания, его непрерывность прекращается и вместе с динамической энергией жизни переходит на иной план бытия. Познающая материя на субатомном уровне сохраняет информацию индивидуального сознания и растворяется в поле памяти мироздания. Атомы, образующие физическое тело, возвращаются в источник, из которого они пришли. Этот источник – сумма планетарной материи, образующей океан бытия планетарной жизни. Некогда могущественные силы возвращаются в общий резервуар энергии. Смерть – освобождение атома для атома. Вечное настоящее!

Мы рождаемся в страданиях, а надежда на будущее ведет нас к смерти. В Евангелии сказано: «Царство Небесное внутри вас есть» (Лук. 17, 21). Почему не предположить, что Царство Небесное есть в нашем сознании. Мы создаем и осознаем его сами в себе. Каждый – исходя из интеллектуальных возможностей своего разума, духовности и веры. Ведь рай и ад, ангелов и божественные сущности человек созерцает не наяву, а в особом состоянии сознания – во время внетелесного или околосмертного опыта. При этом он оглядывает внутренним зрением образы и картины своего подсознательного бытия, видит то Царство Небесное, которое построил своим воображением и знанием сам внутри себя. Бессмертно ли сознание? Жизнь, мышление – это непрерывный процесс. В тот момент, который принято считать биологической смертью человека, происходит не столько гибель клеток мозга, сколько остановка этого непрерывного процесса. Ученые утверждают: «В СЛУЧАЕ СМЕРТИ МОЗГА НИКАКИХ СОМНЕНИЙ В ГИБЕЛИ СУБСТРАТА СОЗНАНИЯ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ». [161]

 

...

«Хранитель могилы». Китай.

 

Остается открытым вопрос истолкования «бессмертия» применительно к человеку в ситуации «после его смерти».

 

 

* * *

 

Может, бессмертие – это есть вечное настоящее!?

Опыт, на который способны клетки, проверен экспериментом. Обнаружено, что одноклеточные организмы при делении сохраняют не только вещество, но и передают клеткам‑ потомкам весь свой опыт – получается дубликат образца. Это особенность одноклеточных: они таким образом выживают. Каждый становится собственным предком. Клетка А делится на первое поколение; оно тоже является клеткой А; второе поколение тоже создает все те же клетки А. Простейшие организмы не нуждаются в таких трудоемких процессах, как рождение и рост перед размножением, одноклеточные просто делятся. Можно сформулировать постулат о том, что все, чему клетка научилась, перейдет в новое поколение. Клетка А умирает, но произошедшее от нее следующее поколение – это тоже клетка А. Вера человека в то, что он будет жить в своем потомстве, возможно, происходит от этой клеточной идентичности в размножении.

Бессмертие достигается на клеточном уровне, в передаче наследственной информации через генетический код. Индивидуальная личность не совсем индивидуальна, она имеет глубоко сокрытый в тайниках подсознательной памяти опыт всех поколений, живших до нее. Весь тот опыт и знание, что создал непрерывный процесс эволюции в ходе всей истории, не исчезает, он хранится в памяти клеток организма. И человек, не подозревая этого, сохраняет в себе сокровища знаний вселенского бытия. Это и есть вечное настоящее. Оно бессмертно – пока жив хотя бы один человек во Вселенной.

 

 

* * *

 

Человечество с момента своего возникновения мечтает о продлении жизни. От ученых ждут, что они обнаружат генетический механизм, способный обновлять клетки живого организма в течение неограниченного времени (создадут пилюлю бессмертия). Это открытие открывает путь к многократному продлению человеческой жизни.

Обнадежит ли нас сообщение, что обнаружен генетический механизм, способный обновлять клетки живого организма в течение неограниченного времени? Тот факт, что клетки живого организма могут обновляться долгое время, давно известен. Примером может служить раковая клетка. Даже есть крылатое выражение, что раковая клетка продала душу дьяволу и за это получила бессмертие. Так что сама клетка получить «вечную жизнь» может. Но это не означает, что мы подошли к решению вопроса о бессмертии организма человека. Клетка и организм – категории совершенно разного уровня.

А что такое смерть организма в процессе развития вида? Это необходимость! Не будет смерти индивида – не будет развиваться и вид. Эволюция остановится. Мы зафиксируемся на каком‑ нибудь определенном уровне. Но это ведь тоже смерть, хотя и не физиологическая.

Физиологическая же смерть заложена в самой генетической программе человека. Эта программа – очень сложный механизм, где каждый ген, с одной стороны, связан с другими и в то же время автономен, то есть работает по индивидуальной программе.

Если бы продолжительность человеческой жизни определял только один какой‑ то ген – было бы проще достичь бессмертия. Но дело в том, что в этом процессе принимают участие не один и не два, а все существующие десять тысяч генов. И каждый ген по‑ своему определяет количество лет, отпущенных организму. Поэтому найти какой‑ нибудь один управляющий ген – например ген старения или ген смерти – невозможно.

Скорее всего, смерть приближается к нам сразу по нескольким дорожкам. Сегодня точно известно, что по крайней мере три причины старения возникают на уровне клеток. Это повреждения молекул ДНК (в основном из‑ за окисления), укорачивание «хвостов» молекул ДНК с каждым новым делением вплоть до полного исчезновения этого «хвоста», что означает прекращение деления и смерть, и снижение активности ферментов, функционирующих в клеточных ядрах.

Но продолжительность жизни клетки – это не единственный фактор, определяющий продолжительность жизни вообще. Люди умирают не только от старости. А болезни? А травмы? Смерти не избежать.

Нет смысла в безмерной продолжительности жизни. Если будет замедляться процесс старения – будет замедляться и обмен веществ в организме. Замедлится реакция. Вместо двух минут человек будет читать страницу десять минут… И так далее. Вечная мечта человечества – обретение бессмертия так и останется пока мечтой. Теоретически предположить это возможно, а осуществить практически никому не под силу.

 

...

Саркофаг из Боттароне. Первая половина IV в. до н. э.

 

Человек, проживший настоящую жизнь в любви, заботах и хлопотах, в творчестве и тяжелой работе, должен уставать от жизни. Он не должен бояться смерти. И даже в какой‑ то мере должен ожидать ее, как уход в вечный сон, где нет забот и тревог, страхов и переживаний, болезней и несчастий. А есть только успокоение и вакуум небытия.

Материя не исчезает и не стареет в своих элементарных частицах. Стареют только связи и формы. Через тот отрезок времени, который записан в генетической программе, они распадутся. И мы уйдем в мир иной. Наступает смерть. Человек знает, что все материальные частицы, которые в нем заложены, не исчезают. Они сохраняются, просто переходят в другое состояние, в иной, более совершенный организм. Уходя из жизни, он остается жить в целом, в совершенствующейся материи. Не в этом ли вечное настоящее?!

 

Примечания

Симонов П. В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. – М., 1993. – С. 78.

Гроф С. За пределами мозга. – М., 1992. – С. 34.

В соответствии с древним «глиптолитовым» календарем, по мнению доктора Кабреры, год делится на 13 месяцев, каждый месяц – на 28 дней, в году было 364 дня.

II Libro dell’Inesplicabile, jaqes Bergier. – Edizione Mediterranee, Roma, 1977.

Гроф. За пределами мозга. – С. 61.

Калиновский П. Смерть и после… – СПб., 1994. – С. 12.

Книга тайн / Сост. В. Щербаков. – М., 1991. – С. 204–205.

Уолкер А. Э. Смерть мозга. – М., 1988. – С. 23.

Лобсанг Рампа. Третий глаз. – Л., 1990.

Сахаров Б. Л. (Йогирадж). Открытие третьего глаза. – Малоярославец, 1993. – С. 76.

Там же. – С. 25.

Кутти Б. Запретное знание: парадокс сверхъестественного. – М., 1990. – С. 6.

Книга тайн‑ 3 / Автор‑ сост. С. Зигуненко. – М., 1993. – С. 174.

Бехтерева Н. П. Сквозь тернии к звездам! – М., 1996. – С. 93.

Смит Ф., Стемман Р. Тайны загробной жизни. – М., 1993. – С. 252.

Родштат И. В. Структурно‑ функциональные предпосылки сверхчувственного восприятия. – М., 1996. – С. 3.

Мульдон С. Проекция астрального тела. – М., 1993. – С. 16–17.

Архиепископ Лука (Войно‑ Ясенецкий). Дух, душа, тело. – М., 1993. – С. 16–17.

Архиепископ Лука (Войно‑ Ясенецкий). – С. 15.

Бехтерева – С. 100.

Моуди Р. А. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – Киев, 1994. – С. 244–245.

Медведев С. В. Взломанный чердак // Московский комсомолец, 1999. 15 июля. С. 4.

Моуди. – С. 117.

Там же. – С. 121–122.

Книга тайн. – С. 62.

Рэндлз Д., Хог П. После жизни. – Ярославль, 1994. – С. 242–243.

Investigating the Unexplained. – Buffalo, NY: Prometheus Books, 1986.

Рэндлз, Хог. – С. 243–244.

Моуди. – С. 56.

Там же. – С. 64–65.

Миелиновое покрытие – слой жировой ткани, которая покрывает нервные клетки.

Инграмма – запись и картинка умственного происхождения о моменте боли и бессознательного, что случилось в прошлом (отпечаток на протоплазме ткани).

Хаббард Р. Дианетика. – М., 1991. – С. 124, 126.

Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. – М., 1998. – С. 151.

Там же. – С. 217–219.

Tomohiro Kono. Eun Sung Park, Jeong‑ Sun Seo & Hidehiko Ogawa Birth of parthenogenetic mice that can develop to adulthood Nature, (22 April). 2004. – Vol. 428. – Р. 860–864.

Laberge, S. Lucid Dreaming. – Los Angeles: Tarcher, 1985.

Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. – М., 1995.

Там же. – С. 30.

Родштат И. В. Структурно‑ функциональные предпосылки сверхчувственного восприятия. – М., 1996.

Монро Р. А. Путешествия вне тела. – Новосибирск, 1993. – С. 8–9.

Мульдон. – С. 14.

Монро. – С. 73.

Там же. – С. 42–43.

Там же. – С. 114.

Там же. – С. 49, 53.

Там же. – С. 240–241.

Там же. – С. 20–21.

Уолш Р. Дух шаманизма. – М., 1996. – С. 153.

Монро. – С. 255.

Там же. – С. 12–14.

Хаббард. – С. 182.

Вейн А. М. Три трети жизни. – М., 1979. – С. 143.

Ретенберг В. С. Адаптивная функция сна. – М., 1982. – С. 178.

Книга тайн‑ 3. – С. 150.

Книга тайн‑ 2 / Ред. – сост. С. Демин. – М., 1992. – С. 153.

Сафонов В. И. Несусветная реальность. – М., 1990. – С. 99.

Сахаров. – С. 13.

Мульдон. – С. 124.

Сахаров. – С. 26.

Православные чудеса в ХХ веке. Свидетельства очевидцев. – М., 1993. – С. 66.

Там же. – С. 320.

Аверинцев С. Чудо /Философская энциклопедия. – М., 1970. Т. 5.

Слово «миро» имеет несколько значений. Так называют искусственный состав из благовонных веществ, который после освящения употребляется в церковном таинстве миропомазания. Другое значение – маслянистая влага, образующаяся сверхъестественным образом на иконах или святых мощах.

Дмитриев Е. Невероятное происшествие на космической станции «Салют‑ 7» // Невероятное, любопытное, очевидное. 1998. № 9. С. 6.

Вильсон К. Оккультизм. – М., 1994. – С. 223.

Рампа Т. Лобсанг. Третий глаз. – Л., 1991. – С. 104.

Попова Н. Кошмары самовозгорания // РИА РосБизнесКонсалтинг. 25. 06. 2007. – № 25 (59) [object].

Савушкина Н. И. Русские заговоры. – М., 1993. – С. 5.

Криксы‑ плаксы – болезненное состояние ребенка, который много кричит, плачет; кила – опухоль; волос – болезнь скота.

Петров В. П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. – Л., 1981. – С. 90.

Науменко Г. М. Этнография детства. – М., 1998.

Житина – ячменное зерно; жичина – глазной ячмень.

Название «соколок» имеет связь с соколиной охотой в старой Руси: у ловчих, которые держали соколов, при вытянутом положении большого пальца, у его основания вена выступала всего резче.

Попов Г. Русская народно‑ бытовая медицина. – СПб., 1903. – С. 47–89.

Максимов. С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М., 1989. – С. 68–82.

Самофалова Э. Тайны белой магии, или чудодейственный ключ. – М., 1994. – С. 37–40.

«Относы» – то есть передача болезни через вещи, снятые с заразного больного.

Самофалова Э. Тайны белой магии, или чудодейственный ключ. – М., 1994. – С. 37–40.

Максимов. – С. 68–82.

Введенский В. Л. Ожогин В. И. Магнитные поля человека // Кибернетика живого: биология и информация. – М., 1984. – С. 124.

Информационные взаимодействия в биологии // Матер. Всесоюз. семинара. – Тбилиси, 1987. – С. 27.

Eliade, М. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. – Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1964.

Уолш. – С. 24.

Как рассказывает Плутарх, в подвале храма Аполлона в греческом городе Дельфы имелась расщелина в скале, откуда поднимался сладковато пахнущий прохладный воздух. Когда надо было узнать будущее, на треножник над этой расщелиной садилась жрица – пифия. Вдыхание шедшего из недр воздуха постепенно приводило пифию в экстаз, и она пророчествовала… В конце прошлого столетия, группа американских геологов проанализировали осколки известняка, из которого состоит дельфийская скала. В порах ими были найдены метан и этан, а в воде местного источника обнаружили этилен – газ, при вдыхании вызывающий эйфорию, а у некоторых опьянение, наподобие воздействия наркотического вещества. Именно свойства этих газов способствовали вхождению дельфийских жрецов в состояние измененного сознания, во время которого они предсказывали будущие события.

Klimo, J. Channeling. – Los Angeles: Tarcher, 1987.

Hastings, A. Tongues of Men and Angels. – New York: Rinehart and Winston (б. г. ).

Klimo, J. Channeling. – Los Angeles: Tarcher, 1987.

Уолш. – С. 130.

Там же. – С. 207.

Вильсон. – С. 56.

Уолш. – С. 198.

Моуди. – С. 58.

Там же. – С. 72.

Hurley, T. Placebo: The hidden asset in healing // Investigation, 1985. – Р. 2 (1).

Klopfer, B. Psychological variables in human cancer // Journal of Projective Techniques, 1957. – № 21. – Р. 337–339.

Hurley T. – Р. 2 (1).

Thomas, L. The Medusa and Snail. – New York: Bantam Books, 1980.

Byrd, R. Positive therapeutic effects of intercessory prayer in a coronary care unit population // Southern Medical Journal, 1988. – № 81. –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...