Демократические реформы 1864-1874 годов
С 1862 г в Российской империи началась военная реформа, направленная на модернизацию армии. Осуществлен перевооружение и переобмундирування армии, реформирована система подготовки солдат и офицеров, по управлению вооруженными силами. С I января 1874 г был введен новый военный устав, согласно которому бывшие рекрутские наборы заменялись всеобщей воинской повинности для мужчин, которые достигли 20 лет. Срок действительной военной службы составлял в сухопутных войсках 6, на флоте - 7 лет. Для лиц, имеющих определенный образовательный ценз, разрешалось прохождения военной службы сроком от 6 месяцев до 4 роки лет. В 1864 г правительством была инициирована судебная реформа. Вместо закрытых сословных судов вводились суды присяжных, где независимые от административных органов присяжные, отобранные из зажиточных слоев населения, вместе с судьей выносили приговор. Благодаря реформе было основано новое судоустройство: создавались окружные суды (в каждой губернии), составлявших первой судебной инстанции. Несколько окружных судов образуют окружную палату, где можно было обжаловать приговор, вынесенный без участия присяжных. В 1864 г начата земская реформа, предусматривавшая создание органов местного (земского) самоуправления уездного и губернского уровней. В земском самоуправлении участвовали все состояния населения имевших земельную собственность, - дворянство, духовенство, крестьянство, мещане В компетенции земств находилось экономическую и культурную жизнь в регионах. Земства занимались организацией сельского образования медицинской помощи населению, популяризацией и внедрением нововведений в сельском хозяйстве, созданием магазинов для продажи новейшей сельхозтехники и т.д. Губернской управы подчинялись больницы, образовательные учреждения, сельскохозяйственные станции, библиотеки, статистические бюро и т.п.
Городская реформа 1870 г. была направлена на реорганизацию и усовершенствование самоуправления городских общин. Создавались городские думы, в избрании членов, которых принимали участие все слои городского населения, были ли владельцами недвижимого имущества, платили налоги. Новая система городского самоуправления была гораздо демократической. Не всегда последовательные демократические реформы 1860-1870-х гг творили в своей совокупности эпоху. Именно эти реформы способствовали развертыванию модернизационных процессов в обществе. В экономической сфере они создали основу для динамической индустриализации промышленного и аграрного секторов, развития рыночных отношений на основе частной собственности и свободной конкуренции. В социальной сфере привели модернизации системы регионального самоуправления, судебной системы, образования. Парадокс модернизационного проекта состоял в том, что инициированный правительством он не касался политических основ общества, сохраняя самодержавие как форму правления и бюрократический государственный аппарат без изменений, и не дал модернизационных импульсов в политической сфере.
Социальное и экономическое развитие постреформенной России 1861-1881 годов. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в данный период являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы. Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие. В 30-50-е годы XIX в. противоречия между старыми феодальными производственными отношениями и развивающимися производственными силами общества достигают степени конфликта, т. е. перерастают в кризис феодального способа производства. В недрах крепостнической системы в этот период развивались новые капиталистические отношения.
Современная отечественная историография отказывается от бытовавшей ранее трактовки кризиса феодально-крепостнической системы как времени состояния полного упадка. Наряду с кризисными явлениями наблюдалось и заметное развитие производственных сил. Правда, происходило оно прежде всего на базе мелкотоварного и капиталистического производства. (Российская империя выделялась среди других европейских государств как огромная страна с быстро растущем населением: в 1860 г. – 73 млн человек, в 1881 г. – 100 млн человек.) Сельское хозяйство В условиях аграрной страны эти процессы наиболее рельефно проявлялись в сельскохозяйственной сфере. Для феодализма в целом характерна феодальная собственность на землю (помещика или феодального государства) при наличии мелкого крестьянского хозяйства, имевшего свой земельный надел и другие средства производства и включенного в экономическую структуру хозяйства феодала. При этом хозяйство носило натуральный характер, а принуждение было внеэкономическим (личная зависимость крестьянина от помещика), свойственным для этого способа производства был и низкий рутинный уровень применяемой техники. В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве губернии уменьшились (в среднем на 20%) и составили от 2-3 до 40-50 десятин на двор. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. Различная в размерах наделов возникала из-за разницы в общинах (казаки имели в среднем более 50 десятин на двор, а бывшие помещичье крестьяне – около 7 десятин). Продажа наделов запрещалась. Транспорт. Основное значение для экономики страны имело строительство железных дорог, в котором в 60-80-е гг. преобладало частное предпринимательство. Развитие железнодорожного транспорта повысило спрос на продукцию угольной, металлургической, машиностроительной промышленности. С 1861 по 1881 г. протяженность железных дорог России выросла с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км, они связали центр России с ее окраинами, сельскохозяйственные районы с промышленными и с портами (Одессой, Ригой). Количество пароходов увеличилось в 3 раза за 1860-1881 гг. и достигло 1200. Основная их часть была сосредоточена в Волжском бассейне. Финансовая политика правительства. Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. Покрытие дефицита осуществлялось с помощью иностранных займов, выпуска дополнительных казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.
Промышленное развитие России в 80-х г. в большинстве отраслей крупной промышленности завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|