Внутренняя политика Николая первого 1826-1855 годов. Сочетание внутриполитической реакции с ограничительными реформами.
Николай был третьим сыном Павла 1. К роли самодержавного правителя России его никто не готовил, так как вступление на престол при двух старших братьях для него было маловероятным. Николая готовили к военной карьере. Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на все его царствование, заставили предпринять шаги по упрочению самодержавного строя. В людях Николай больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ, Николай тем не менее стремился в первую очередь обеспечить стабильность социально-политических порядков. Разработка же реформаторских планов велась в обстановке большой секретности из опасения новых потрясений.
Недоверие, с которым после восстания декабристов Николай относился ко всем окружающим, прошло. не скоро. В отличие от Александра 1, Николай стремился сам решать не только важнейшие, но даже незначительные вопросы. для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил функции Собственной его императорского величества канцелярии, которая начала доминировать в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создает II Отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов страны. Прежде эта работа велась десятилетиями и успеха не принесла. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи (в 45 томах), а в 1833 г. - Свод действующих законов государства.
В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета - графа В. П. Кочубея (назначенного в следующем году председателем Госсовета и Кабинета министров), которому было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако выполнить эту задачу Кочубею так и не удалось. В 18ЗО-е п. были приняты решения, поставившие под контроль государственных чиновников дворянские собрания. Зачастую многие, даже самые мелкие решения должны были принимать высшие государственные органы страны. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составляла 90 тыс. человек (в начале правления Александра - 15 тыс.). Обычным делом стало засилье генералов в министерских кабинетах. Они мало что понимали в своих новых обязанностях, но это было неважно: колоссальный аппарат делал свое дело, даже если бы министра или директора департамента не было вовсе. В начале 1840-х гг. были ограничены и без того лишь совещательные функции Государственного совета. В принятом в 1842 г. «Учреждении Государственного совета» закреплялось право императора утверждать мнение меньшинств членов совета или свое особое решение по рассматриваемому вопросу. Большие ограничения накладывались и на местную администрацию, управлявшую делами Польши, Закавказья, Прибалтики (запрещалось принимать решения без учета мнения центральных властей). Былое внимание Николай 1 уделял укреплению дворянского сословия.' Его беспокоило продолжение начавшегося еще перед Отечественной войной обнищания части дворянства. Для укрепления материальной базы дворянства был изменен порядок наследования крупных имений (включавших не менее 400 крестьянских дворов). Теперь они не могли быть раздроблены между наследниками или проданы, а передавались в порядке наследования старшему представителю рода. Был повышен имущественный ценз для участников выборов в дворянские органы самоуправления. Согласно новому школьному уставу 1828 Г., в средние и высшие учебные заведения теперь принимали только детей дворян и чиновников. Царь не пошел на лишение дворянского звания многих разорившихся представителей высшего сословия. Но, ограничив доступ в дворянское сословие, ввел новые социальные группы - «чиновных), «именитых» И «почетных граждан». Николай прекрасно понимал, что главным продолжает оставаться крестьянский вопрос. К тому времени даже среди крупнейших помещиков никто не оспаривал положения о том, что жизнь и быт крестьян следует улучшить. Изменения начались с реформы управления государственными крестьянами, которую провел генерал П. Д. Киселев - член Госсовета и министр государственных имуществ. Главным пунктом реформы стало введение крестьянского самоуправления. В деревнях создавались школы и больницы. Там, где земли не хватало, принимались решения о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны (особенно в восточные). Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено часть земли оставить под «общественную запашку,), где они работали сообща и имели право пользоваться плодами общего труда. На этих землях крестьян насильно заставляли сеять картофель, что вызвало в начале 1840-х гг. серию «картофельных бунтов,). Реформа Киселева не могла получить поддержку со стороны помещиков, так как контраст между государственной и крепостной деревней был слишком велик. Недовольство высших слоев наряду с волнениями крестьян (совсем по другому поводу) привели Николая к убеждению, что хоть крепостное право и зло, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны всех сословий. Тем не менее была запрещена продажа крепостных с аукционов за долги; запрещалась «розничная,) продажа членов одной семьи; в 1842 г. был принят указ об обязанных крестьянах, по которому помещики могли заключать с крестьянами. И договор о предоставлении им земельных участков в наследственное владение (этим своим «правом,) помещики так и не воспользовались); было дано разрешение помещикам освобождать крепостных без земли; в 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставляется на продажу за долги; наконец, в 1848 г. им было предоставлено право выкупать не заселенные земли и строения. Однако, несмотря на все нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.
Одним из важнейших направлений царствования Николая 1 стала борьба с любыми проявлениями несогласия и оппозиционности царизму. Расправившись с декабристами, царь решил по-новому организовать деятельность политической полиции и поставить ее под свой личный контроль. Указом 3 июля 1826 г. было создано III Отделение императорской канцелярии, которому были поручены все политические дела и контроль за умонастроениями. «Филиалы» этой организации были созданы и на местах. для наведения порядка в распоряжении шефа III Отделения находилась вооруженная сила корпуса жандармов (шефом обоих этих подразделений стал отличавшийся жестокостью и облеченный особым доверием царя генерал А. Х. Бенкендорф). Для обуздания «распустившейся печати» Николай поставил ее под жесткий цензурный контроль (цензурный устав 1826 г. был метко назван «чугунным»). Опасаясь плодов народного просвещения, царское правительство запретило принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование лишь одноклассными приходскими училищами. Особым усердием отличался здесь министр народного просвещения граф С. С. Уваров, заявивший: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно». Таким образом, главным направлением внутренней политики Николая 1 стало укрепление дворянской империи и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: