Проблемы Обязательного Медицинского Страхования в России и пути их решения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи. Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.
Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц[7]. Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо: · исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным; · в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС; · разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании. Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи. Сейчас уже отчетливо видится идея перехода от бюджетно-страховой к преимущественно страховой модели формирования финансовых ресурсов. Практически это означает ослабление зависимости от бюджетного источника и концентрация подавляющий части финансовых средств в руках фондов ОМС. Мнение руководителей учреждений, чтобы все статьи финансировались из системы ОМС.
3.4 Расчет и использование фонда обязательного медицинского страхования, бюджетного финансирования и оказания платных медицинских услуг в Муниципальном учреждении здравоохранения “Шегарская центральная районная больница”
В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг часто не зависело от финансирования. Принятие Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа финансирования здравоохранения и формирования финансовых ресурсов для развития этой отрасли на стадии распределения стоимости продукта и включения затрат на здравоохранение в себестоимость продукции. Закон определил, что обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих программ ОМС. Каждый регион осуществляет переход к обязательному медицинскому страхованию в силу своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему такого перехода. Наиболее распространенной является следующая схема:
Схема 1. Переход к обязательному медицинскому страхованию.
Одной из основных проблем реформ в здравоохранении является внедрение системы оплаты медицинской помощи, которая могла бы стимулировать повышение эффективности использования ресурсов, увязать объем и качество предоставляемых услуг с величиной оплаты труда медицинских работников, содержать механизмы сдерживания общего уровня потребления финансовых ресурсов в условиях их жесткого ограничения. Рассмотрим на примере МУЗ “Шегарской центральной районной больнице”–,многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, в состав которого входит стационар на 141 койку, при стационаре стационарозамещающая помощь на 41 койку, и поликлиника, обслуживающая 18506 человек прикреплено населения, рассчитанная на 250 посещений в смену.
В состав стационара входят 7 лечебных отделений и вспомогательные и параклинические службы, которые выполняют лечебные и диагностические процедуры Стационаром больницы оказывается плановая и экстренная медицинская помощь жителям Шегарского района. На базе хирургического, терапевтического, и других отделений работают специалисты, имеющие первую и высшую категории,что позволяет внедрять новые медицинские технологии и обеспечивает новый уровень качества лечения. После введения в 1993 году обязательного медицинского страхования в области был разработан «Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС» - которым предусмотрено несколько способов финансирования путем оплаты медицинской помощи, оказанной лечебным учреждением. С IV квартала 2003 года по стационару был введен способ оплаты за законченный случай лечения, стоимость которого формируется по стоимости койко-дня и среднего срока лечения в каждом отделении. По поликлинике с IV квартала 2003 года принят способ оплаты по фактическому объёму выполненных посещений, а стоматологическая помощь по среднедушевому нормативу на 1 прикрепленного к поликлинике жителя. Оплата медицинских услуг за принятую единицу продукции, которой в данном случае является пролеченный больной, предполагает, что больница работает как предприятие, но на практике же действуют все требования учреждений здравоохранения находящихся на бюджетном финансировании. Источниками финансирования в 2005 году являлись: · Средства ОМС- 19 182 тыс.рублей · Средства бюджета муниципальной системы здравоохранения- 13 777 тыс.рублей · Средства от предпринимательской деятельности- 1 515 тыс.рублей Всего поступило 34 474 тыс.рублей (приложение 1) Расходы ОМС Принятый в 2005 году способ оплаты медицинской помощи был достаточно жесткий, а именно стационарная медицинская помощь оплачивалась не выше 100% при перевыполнении плановых показателей и при невыполнении оплачивается фактическое выполнение. За 2005 год план больницы был 19 691,2 тыс.рублей, принято к оплате 19 384,7 тыс.рублей или 98,4% потери составили 306,5 тыс.рублей.
В структуре затрат основное место занимает заработная плата 61,4%, тогда как согласно доведенного плана она должна составлять 56,2%, разница - 207,9 тыс.рублей. Средняя заработная плата по учреждению в 2005 году составила 4212 рубля (приложение 2). В 2005 году оплата медицинских услуг производилась по методу «глобального бюджета». По данному способу услуги оплачивались по заранее согласованному структуре и объему медицинской помощи, т.е. доводился план законченного случая. План по выполнению законченного случая составил 101,1%. Расходы бюджета в 2005 В 2005 году получено бюджетных средств 13 775,8 тыс.рублей. Оборудования приобретено на сумму 722586 рубль (приложение 6). Предпринимательская деятельность Объем платных услуг 2005 году по сравнению с 2004 году увеличилась: 2005 год 1515 тыс.рублей 2004 год 1198,8 тыс.рублей Заработная плата в общем объема оказанных платных услуг в 2005 году составляет 617 тыс.рублей или 40,1%. В 2004 году составила 427 тыс.руб. или 39,2%. В тарифе ОМС и смете по бюджету не предусмотрена социальная поддержка работникам больницы, что вызывает определенную напряженность в коллективе. Глава 4. Реформирование здравоохранения в Российской Федерации. 4.1. Президентский проект «Здоровье» Все признают, что реформирование здравоохранения после 70 лет социализма – невероятно сложная и непопулярная задача. На ближайшие 2 года задачами здравоохранения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения станут: 1. Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Переход на новые формы оплаты труда врачей (+10) и медсестер (+5), введение системы материального стимулирования медицинских работников по конечным результатам деятельности. Объём денежных средств на осуществление денежных выплат врачам и медсёстрам общей (семейной) практики с учётом объёма и качества оказываемой медицинской помощи составит в 2006г.-12,8 млрд. руб., в 2007г. – 17,7млрд.руб. Подготовка и переподготовка специалистов. Укрепление диагностической службы. 2. Усиление профилактической направленности здравоохранения. Формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, проведение дополнительной диспансеризации, формирование Паспорта здоровья для каждого жителя страны. 3. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод Федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа. В 2006г. На выполнения квот (128тыс.) выделяется 9,694млрд. руб., в 2007г. потребуется 17,5млрд.руб.
Общий объём финансовых ресурсов на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения составит в 2006г.-57,9млрд.руб., а в 2007г. соответственно 87,7млрд. руб. 4.2. Пилотный проект «Модернизация здравоохранения Томской области». Миссия –осуществление государственных полномочий в области здравоохранения на территории Томской области, в том числе создание условий для развития рынка медицинских услуг. Основная стратегическая цель – обеспечить населению Томской области равные возможности получения медицинской помощи, включая специализированную и высокотехнологическую независимо от места проживания в медицинских учреждениях всех организационно-правовых форм. Мы достаточно плавно вошли в проект и скоро увидим конкретные материализованные результаты. Будет введено одноканальное финансирование оплаты медицинских услуг это является фундаментальным шагом в реформировании экономики здравоохранения и осуществлении принципа «деньги – за пациентом». Это не самоцель, а планомерное целенаправленное движение в сторону улучшения системы организации медицинской помощи населению. Медицинская услуга более востребована конкретным человеком, чем нефть и газ. Профессия - медицина всегда будет пользоваться уважением у населения.
Заключение
В условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан. Анализ вопросов финансирования здравоохранения в РФ показывает наличие фундаментальных проблем, требующих принятия осмысленных, принципиальных решений о дальнейших шагах государства, чтобы не повторилась история с введением монетизации льгот по Закону РФ № 122. Имеющиеся ресурсы системы здравоохранения используются не эффективно и характеризуют прежде всего неупорядоченность многоканальной системы государственного финансирования здравоохранения за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней, ослаблением функций проектного и текущего планирования органов управления здравоохранением и всех субъектов ОМС. Негативно сказывается на качестве управления здравоохранения живучесть принципа финансирования лечебно-профилактических учреждений исходя из ресурсных показателей (коечный фонд, штаты) вне контекста реальной работы медицинских учреждений, а также неэффективного стимулирования страховых медицинских организаций. Стратегической целью политики государства в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения. Только эффективная система управления распределения финансов позволит решить задачи и наладить открытые и справедливые отношения между государством и обществом. Какими видятся пути решения проблемы укрепления территориальных финансов? Главный путь – реформирование межбюджетных отношений, изменение государственных приоритетов в распределение ресурсов консолидированного бюджета в пользу жизнеобеспечения человека, в частности, необходима глубокая дифференциация объемов расходных полномочий между муниципальными образованиями субъекта РФ, с тем чтобы расходные полномочия каждого муниципального образования были соразмерны его реальным финансовым ресурсам. Развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранения на основе комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами. Реформирование системы финансирования здравоохранения: · обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения; · завершение перехода преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Важным аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация выступает в роли заказчика, лечебно – профилактическое учреждение – исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования. Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31.07.1998, № 145-ФЗ. 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации 1995 4. Налоговый кодекс Российской Федерации – часть 1. 5. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» 25.06.1991 N 1499-1 6. Федеральный Закон о рекламе 18.07.1995 N 108-ФЗ 7. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» 21.01.1996 N 7-ФЗ 8. Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» 1999 9. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видах деятельности» 08.08.01 №128-ФЗ 10. Постановление Правительства Российской Федерации «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» от 30.07.1998 № 862. 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года». 12. Письмо Президента Российской Федерации от 31.05. 2002 г. № Пр – 1100 «Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2003 год и на среднесрочную перспективу». 13. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год». 14. Устав Томской области, принят решением Государственной Думы Томской области от 26.07.1995 № 136. 15. Закон Томской области «О бюджетном процессе в Томской области», принят решением Государственной Думы Томской области от 27.06.2002г. № 216. 16. Закон Томской области «Об областном бюджете на 2005 год», принят постановлением Государственной Думы Томской области от 23.12. 2004 № 1630 с приложениями. 17. Закон Томской области «Об областном бюджете на 2004 год», принят постановлением Государственной Думы Томской области от 22.11.2003№ 1082 с приложениями. 18. Закон Томской области «Об областном бюджете на 2003 год», принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.12.2002 № 694 с приложениями. 19. О.Алексеев, С.Трунов, П.О.Лапшев состоянии межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях. По материалам 21 региона РФ. – М.: 2000 г., 20.. В.П.Анисимов Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС.// Страховое дело.- 2002г.- №3.- с.26-32 21. Бюджетный процесс в Российской Федерации: учеб.пособие /Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская. – М.: «Перспектива Инфра-М», 2000 г., с.270 22. Бюджетная система России: учеб.для вузов/Под ред.Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2000 г., с.190 23. А.Г.Игудин Анализ и оценка системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. – М.: МИФИ Минфина РФ, 1997.с 55 24. Е.В.Беловодова Проблемы нефинансируемых мандатов // Финансы. – 2003. - № 8.- с.10-16 25. Е.В.Борескова, Е.Н.Китова Некоторые особенности бюджетных отношений на субфедеральном и местном уровне//. Финансы. – 2003. - №5. – с. 5-8 26. В.Г.Бутова Экономическое основание страховых тарифов по ОМС // Финансы – 2003. - №1 – с.38-51 27. А.Ф.Бородин О медицинском страховании // Финансы – 2002.- №12 – с. 3-6 28. Е.В.Бушмин Реформа межбюджетных отношений: Первые шаги и задачи на перспективу // Финансы. – 2003. - № 6. – с.25-28 29. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов/А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000 г., с.250 30. И.А.Гехт О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования // Здравоохранение - 2000. - №4. – с.15-25 31. В.В.Гришин Федеральные фонд ОМС. // Здравоохранение. – 2000. - №4.- с.15 32. А.Г.Игудин Анализ и оценка системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. – М.: МИФИ Минфина РФ, 1997.с 55 33. Г.З.Крылов Бюджетное устройство и бюджетное выравнивание // Финансы. – 2003. - № 9. – с.16-29 34. В.С.Мокрый Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления //Финансы. – 2002. - № 1. – с.26-36 35. В.С.Мокрый Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления // Финансы. – 2002.-№ 6. – с.36-58 36. Л.И.Пронина Совершенствование межбюджетных отношений – гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы. – 2000. - № 5. – с.28-39 37. Л.И.Пронина Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы. - 2000. - №1. – с.29-56 38. И.А.Пыхова Бюджетный федерализм и принципы его функционирования // Проблемы региональной экономики. – 2000. - № 4. – с.6-10 39. С.А.Телепнев Финансы местного самоуправления // Финансы. – 2000. - № 2. - с. 12-16 40. Н.К.Фролова К вопросу о межбюджетных отношениях в России // Финансы. – 2000. - № 1. - с. 6-9 41. Р.А.Хальфин Оптимальное использование основных фондов учреждений здравоохранения и проблемы привлечения внебюджетных источников финансирования. // Экономика здравоохранения. - 2002. - №1. –с. 10-14 42. В.Б.Христенко, А.М.Лавров Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. – 2002. - № 2. – с.21-24 43. С.Н.Хурсевич Совершенствование стратегии реформирования межбюджетных отношений // Финансы. – 2000. - № 4. – с.15-19 44. А.Д.Царегородцев Оптимизация работы учреждений здравоохранения.// Экономика здравоохранения. - 2002. - №2. – с.35-41 45. С.В.Шишкин Новые требования к системе финансирования учреждений здравоохранения. // Экономика здравоохранения. – 2003. - №5. – с.5-20 46. Отчет федерального фонда ОМС 2003 г // Российская газета. – 2004. - 26 июня. – с.4 47. Отчет МУЗ «Шегарская ЦРБ» за 2004 год 48. Отчет МУЗ «Шегарской ЦРБ» за 2005 год 49. Ежемесячный научно-практический журнал ГлавВрач за 2005г.-2006г. 50. Приоритетный проект «Здоровье» 13 декабря 2005г. [1] Бюджетный кодекс, ст. 33 [2] БК РФ, ст. 215 [3] БК РФ, ст. 216 [4] Под лицами свободных профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы. [5] Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования Финансы1996 № 3, с.39 [6] Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования Финансы 1996 № 3, с.43 [7] Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования Здравоохранение РФ 1996 № 4 с.17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|