Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя политика застоя при Л. Н. Брежневе 1964-1983 годов.




1964 год. Он ознаменовался важным событием в жизни СССР. Октябрьский пленум ЦК КПСС освободил от всех государственных и партийных должностей Первого секретаря Никиту Сергеевича Хрущева, который в то время находился на отдыхе, с формулировкой “по состоянию здоровья”. Это стал первая в истории отставка, когда все решило простое голосование. Так закончилась эпоха, которую Эринбург назвал эпохой “оттепели”. Очень значимое время для нашей страны, когда произошли многие изменения, которые повернули вектор развития государства совершенно в другую сторону в сравнении с предыдущими годами власти Иосифа Виссарионовича Сталина. На место Хрущева, который начал десталинизацию и демократизацию СССР, пришел Леонид Ильич Брежнев, который находился у власти с 1964 и по самую его смерть в 1982 году, уже немолодой партийный деятель (на момент назначения его Первым секретарем ему исполнилось 62 года), участник Великой Отечественной войны, секретарь ЦК КПСС по оборонной промышленности, член Президиума. Его возраст во многом определил дальнейшую судьбу развития страны, которое пошло по консервативному пути. Во многом благодаря этому время правления Брежнева называют “застоем”, а строй неформально называют “геронтократией”, так как все члены Президиума, как и сам Леонид Ильич были уже преклонного возраста.

Но к 1964 году после всех преобразований Хрущева в СССР оголились многие проблемы, которые были не видны до этого. Изменения в промышленности привели к разрушению всех устоявшихся связей. Политика в аграрном секторе привела к еще большему усугублению кризиса продовольствия. На лицо были большие проблемы в экономике в общем. Страна нуждалась либо в возврате к старому, либо к дальнейшему прогрессу, который мог как вывести страну из глубокой депрессии и кризиса, так и все ухудшить настолько, что исправить не было бы уже никакой возможности. Несмотря на весь консерватизм Политбюро была предпринята попытка дальнейшего движения вперед. На арену вышел Алексей Николаевич Косыгин, молодой, прогрессивный политик, который настаивал на переменах. Ему дали возможность провести реформу. Были рассмотрены несколько проектов, в итоге был выбран одна концепция Е.Г.Либермана, которая в дальнейшем была названа “косыгинской реформой.”

Экономическая реформа 1965 года.

Причинами проведения данной реформы стало стремление властей исправить ошибки, допущенные Хрущевым, который своими изменениями усложнил систему экономических связей (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), что во многом усложняло проведение директивной планирования, которое являлась основой плановой экономики, царившей на протяжении всего советского периода истории нашей страны. Также экономика нуждалась в переходе от экстенсивных путей развития, как это было при Никите Сергеевиче, к интенсивным, что позволило бы ускорить экономический рост СССР. Этого можно было добиться посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. А это означало отказ от строго административного контроля, процветавший во времена “оттепели” и изменения в психологии граждан. Система отношений, созданную предыдущей эпохой, была признана недостаточно подходящей для современного положения страны во время внедрения организационных и технологических новаций.

Предтечей реформы стала публикация статьи Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Это послужило началом общесоюзного дискурса по поводу состоятельности идей Либермана. В западной прессе эта концепция получила название “либерманизм”. Появились и альтернативы такой концепции, ей стали идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ). Но Алексей Николаевич Косыгин, бывший в то время Председателем Совета Министров СССР выбрал реформу Либермана из-за того, что тот обещал очень маленькие затраты на ее реализацию и первые результаты уже через несколько месяцев.

Реформа предполагала отказ от таких явлений, присущих советской экономике в предшествующий эпохе, как “субъективизм” и “прожектерство”, также от административного волевого планирования. К тому же декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы происходило введением изменений в разных отраслях и секторах народного хозяйства:

• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии»

• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства»

• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт»

• «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования»

• «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования»

• «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования»

• «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования»

• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования»

• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства»

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

1.Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

2.Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

3.Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

4.Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

5.Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

Новую систему народнохозяйственного планирования закрепили в статье 16 новой Конституции СССР, принятой в 1977 году.

Большая часть мероприятий пришлась на года 8-й пятилетки (1966-1970 гг.), по своим показателям образно названной “золотой”. Во время реализации этого плана были зафиксированы рекордные темпы экономического роста, общий объем промышленного производства составил 50%, развернулось широкое строительство новых предприятий. В 1970-е годы Госплан СССР начинает принимать решения, которые должны были исправить выявленные негативные последствия реформирования хозяйственной системы, такие, как тенденции к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы организации хозяйственных отношений, обеспечивающих наибольшую рентабельность, что зачастую наносило непоправимый урон инновационному развитию предприятий. В 1971 году вышло постановление Совет Министров, которое, начиная с 9-го пятилетнего плана, возвращало директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объем новой продукции. Дальнейшей попыткой продолжения реформы стала замена многоступенчатой системы управления промышленностью на более простую, которая включала в себя всего несколько звеньев, таких, как министерство – объединение – предприятие и министерство – хозрасчетный комбинат – шахтоуправление. Для этого были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования. Но все это привело к возвращению довольно жесткого планирования, что привело к еще большим негативным последствиям. Поэтому итоги 9-й пятилетки (1971-1975-е гг.) стали неутешительными. Многие экономические показатели, такие, как прирост национального дохода, производительность общественного труда, занятость в материальном производстве, упали в сравнение с показателями в середине 1960-х годов. Нерациональная политика привела к тому, что начался экономический спад, также, как и после реформ Хрущева. Это лишний раз доказывало несостоятельность власти в качестве хороших, имеющим большую теоретическую базу хозяйственников.

К началу 1970-х годов происходит свертывание основных мероприятий экономической реформы. Одной из причин является сопротивление консервативно настроенной части Политбюро ЦК КПСС. К тому же шла борьба Косыгина с Устиновым, который выступал за постоянное увеличение военных расходов, что только мешало экономическому росту. В это время активно шло развитие так называемых “нефтяных” долларов, доходы от продажи нефти составляли весомую часть доход бюджета государства, что могло помочь скрыть консерваторам проблемы экономики СССР, в частности продовольственной, так как закупки зерна и других некоторых других продуктов сельского хозяйства существенно возросли.

Итогом свертывания реформы послужило продолжение дальнейшего разрушения экономической системы Советского Союза, которое начал еще Хрущев своими неумелыми и нерациональными изменениями, всей этой “чехардой” с совнархозами. Показатели стремительно падали, страна постепенно приходила в упадок, продолжался продовольственный кризис, который в 1970-е годы достиг своей критической точки, когда пустовали прилавки, товаров не было. Родился феномен сильного замедления роста. Советская экономика остановилась на одном месте и не шла дальше, началась стагнация, что в эпоху непрерывного прогресса и развития означало крах всего. Началось обострение социальных проблем, население было недовольно политикой, проводимой государством. СССР перестало двигаться вперед к социализму, остановившись на одной ступени развития. Тут плохую роль сыграла идеология: причины столь резкого роста авторитета Хрущева в середине пятидесятых годов были связаны еще и с выдвинутым им лозунгом о том, что Советский Союз идет по правильному пути, осталось еще немного следующее поколение советских граждан будет жить уже при коммунизме. А на деле оказалось, что никак подвижек к светлому будущему не произошло, и внутренняя обстановка в государстве, все проблемы говорили о том, что не будет движения. Это стало причиной того, что Совету Министров, который не хотел терять своей власти, пришлось придумывать новый виток идеологии, который бы объяснил события, происходящие внутри страны. Так родился проект новой Конституции, которая должна была дать успокоение и уверенность в том, что курс к коммунизму не нарушен, просто отцы–основатели марксизма-ленинизма не учли некоторые факторы.

Конституция 1977 года.

Новая Конституция была принята 7 октября 1977 года внеочередной сессией Верховного Совета СССР. Она действовала вплоть до 1991 года и распада СССР. В преамбуле был оценен в общих чертах шестидесятилетний путь Советской республики, который она прошла после Октябрьской революции. Именно в этой части и появился новый термин, характеризующий современный тем годам этап развития. Советское общество было охарактеризовано как “развитое социалистическое общество, как закономерного этапа на пути к коммунизму”. Это стало попыткой реабилитации государственного положения в глазах простых граждан.

Для политической сферы жизни самой главной стала 6 статья. Она легитимизировала сращивание партийного и государственного аппарата и провозглашала руководящую и направляющую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы. Еще одним нововведением стало закрепление важной роли профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций. Из всего этого можно было сделать вывод, что в СССР на уровне законов укрепилась однопартийная система.

В экономической сфере “революции” не было. Статья 10 гласила, что основу экономической системы СССР составляют два вида собственности: государственная, также называемая общенародной, и колхозно-кооперативная. О частной собственности в духе коммунизма не идет речи. Изменения были закреплены в 16 статье, где наряду с принципом государственного планирования экономики, вводились хозяйственная самостоятельность и инициатива предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов. Все эти нововведения должны были либерализировать отношения государства и промышленности, переложить часть расходов на бюджеты самих предприятий, что должно было стать стимулом для их саморазвития.

Для граждан были введены новые права и обязанности, которых не было в Конституции 1936 года:

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище.

Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры.

Статья 47. Гражданам СССР … гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей … Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять её богатства.

Статья 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР.

Статья 69. Интернациональный долг гражданина СССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

Эти статьи подразумевали расширение прав и свобод граждан Советского Союза, что означало продолжение демократизациии, гуманизации отношений государства и общества. Это можно было назвать шагом вперед навстречу дальнейшему раскрепощению граждан, маленькие шажки навстречу светлому будущему, где всеобщее равенство и свобода в виде коммунизма.

В статье 45 к положению о бесплатности всех видов образования добавились развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатная выдача школьных учебников и создание условий для самообразования. Это немало важно в развитии образования, которому в СССР уделяли много внимания, так как это основа вообще успеха страны во всех сферах. О советском образовании ходили легенды во всем мире.

В общих чертах, Конституция “развитого социализма” дала людям многие права и свободы, сделала их (правда только на теории, на бумаге) более независимыми от “железного администратора”. На деле многие права граждан нарушались, у них было больше обязанностей. Государство все также стремилось подчинять себе все сферы жизни человека. Все это привело к расцвету диссидентского движения и очень активной борьбе правящих структур с инакомыслием.

Борьба с диссидентским движением и инакомыслием.

С приходом к власти Брежнева закончилась хрущевская “оттепель”, на которой выросло целое поколение в духе относительной, но все же свободы, в то время года цензура практически сошла на нет, люди могли спокойной вздыхать и читать те произведения, которые были запрещены, что после жесткого сталинского контроля стало настоящей “революцией” в сознании людей. Но это время закончилось отставкой Хрущева. Вернулись репрессии против инакомыслия, цензура вновь “простерла свои руки на все”. На возрождение такого тотального контроля повлияла так называемая “Пражская весна” 1968 года, которая показала советской власти всю опасность демократизации и свободы в государстве Главными идеологами борьбы стали глава Главлита Павел Константинович Романов и Секретарь ЦК КПСС Михаил Андреевич Суслов, которого называли “серым кардиналом”, так как он оказывал огромное влияние на всю политику Политбюро, и “Победоносцевым Советского Союза”, потому что он ведал всеми идеологическими вопросами и отличался глубоким консерватизмом. После эпохи ослабления административного контроля такое “завинчивание гаек” люди приняли “в штыки”. Это привело к расцвету диссидентского движения, которое стало серьезной проблемой консервативных властей.

Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей. Они существовали и в предыдущие года, но самый разгар их деятельности пришелся на эпоху “застоя”, когда борьба с инакомыслием достигла по настоящему огромным масщтабов. Все началось с процесса Синявского и Даниэля, советских писателей, которых обвинили в передаче заграницу произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Верховным Судом РСФСР Синявский был осужден на 7 лет лагерей, Даниэль был приговорен к 5 годам. Приговор обоим писателям был вынесен на основании статьи 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Общественность признала этот процесс незаконным, и многие известные люди выступили в защиту осужденных. 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади состоялся Митинг гласности в их поддержку, некоторые участники были арестованы прямо на площади, позднее их выпустили. Считается, что процесс Синявского и Даниэля начал вторую волну диссидентского движения.

Главным органом, который боролся с диссидентами, стало Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) во главе с П.К.Романовым. Через них проходили все произведения культуры, и многие так оставались в хранилищах. После событий 1968 года в Чехословакии при обсуждении вопроса о возможности отмены цензуры Михаил Суслов сказал:” Известно, что между отменой цензуры в Чехословакии и вводом советских танков прошло всего несколько месяцев. Я хочу знать, кто будет вводить танки к нам?” Остракизму подвергались неугодные режиму люди. Так, в 1974 году за свои произведения, в которых открывалась вся страшная правда о советских лагерях, проливался истинный свет на советский режим был выслан из страны Александр Исаевич Солженицын. Неугодным режиму стал и поэт Иосиф Бродский, которого в тот же год поставили перед фактом: либо он уезжает из страны, либо им займется КГБ. В ответ на такой жесткий контроль со стороны госорганов возникает такое явление как “самиздат”. Те произведения, которые не попадали в массы после проверки, люди сами, в условиях секретности, переписывали и распространяли, подвергая себя опасности. В то время многие поэты-песенники именно так и становились известными. Их песни переписывались на магнитных магнитофонах, такими людьми – символами эпохи самиздата стали такие поэты-песенники как В.Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава. На такие маленькие “мастерcкие” шла настоящая охота со стороны власти, людей, которые этим занимались арестовывали и отправляли в лагеря, но на их место приходили новые и продолжали просвещать народ.

В эти года произошел расцвет идеологической оппозиции Политбюро. Существовало несколько дефиниций идеологических диссидентов:

• “истинные коммунисты”, которые ориентировались на марксистко-ленинское учение, но считали, что в СССР оно искажено (например, Рой Медведев, Группа революционного коммунизма, НКПСС, “Молодые социалисты”;

• “либералы-западники”, считавшие “правильным” строем капитализм западноевропейского или американского образца; часть из них были сторонниками “теории конвергенции” – учения о неизбежности сближения и последующего слияния капитализма и социализма, но большая часть так называемых “западников” считали социализм неправильным строем;

• “эклектики” – сочетали в себе разные взгляды, которые были оппозиционны официальной идеологии СССР;

• русские националисты - сторонники “особого пути” России; многие из них были монархисты и сторонники возрождения православия;

• также оппозиционеры были в республиках, входивших в состав Советского Союза (в Прибалтике, на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане) – их требования варьировались от развития культурной автономии до самых радикальных, которые ратовали за полное отделение от СССР;

• активисты сионистского движения.

Одной из разновидностей диссидентства стало правозащитное движение. Главным идейным вдохновителем стал академик А.Сахаров, который за свою борьбу за права граждан был награжден Нобелевской премией мира. Его деятельность не нравилась советскому режиму, так как он был им оппозицией, но его известность мешала органам надзора применять какие-то репрессии к нему. Но после признания заслуг Сахарова на Западе в советских СМИ началась “травля”, как в свое время поступили с Пастернаком, когда его за роман “Доктор Живаго” удостоили Нобелевской премии. Андрея Сахарова, даже несмотря на его заслуги и признание, отправили в ссылку в Горький в 1980 году, и вернули его оттуда под давлением Запада лишь в 1986. Так советская власть показала, что неугодного ей человека не защитит даже его известность, что лишний раз доказывало склонность к тоталитаризму в политике Политбюро.

Олимпиада 1980 года.

Одним из главных событий как внутренней, так и внешней политики стало проведение в 1980 году XXII Летних Олимпийских игр. Это стало поистине грандиозным событием для всей страны. Политбюро приложило огромные усилия, чтобы объединить всю страну для подготовки этого праздника спорта. Пусть и был омрачнен он тем, что некоторые страны бойкотировали Игры из-за событий в Афганистане, но для СССР это стало по-настоящему главным событием.

Заключение.

Эпоха Брежнева началась в 1964 и закончилась в 1982 году, продлившись без малого 18 лет, что составляет немалый срок. Время консерваторов, геронтократия, “застой” – так называли эти года. Возврат “зимы” после “оттепели”. Нотки тоталитаризма звучали в постановлениях Политбюро. Попытки реформирования натолкнулись на стену неприятия со стороны закостенелой части законсервированных умов людей, вершивших судьбу СССР. Цензура, диктат партии – все это, после свободы, которую дал Хрущев, представляется как попытка вернуть, пусть и частично, сталинские времена, когда даже обычный человек был под пристальным вниманием государства. Из-за нежелания властей что-то менять, пытаться идти в ногу с прогрессом, советская экономика срослась с теневой, коррупция были на каждом шагу, эти года запомнились простым людям пустыми прилавками и огромными очередями за товарами. Падали показатели роста, страна не успевала за развитием остального мира, что сильно сказывалось на ее успешности. Административный метод управления компроментировал себя, но партия не хотела этого видеть и признавать. Конституция 1977 года, “развитого социализма” стала хорошим примером того, что страна больше не может так управляться, она неуклонно идет под откос, нужны были перемены, которые стали бы возможны, если бы сменились негласные вожди. Пришедшему на смену Горбачеву досталось очень непростое “наследство” со множеством проблем, как экономических, так и социальных, общественно-политических. Опять возникла необходимость перемен как двадцать лет назад. СССР нужно было меняться под веянием времени, отставание в развитии становилось все больше и больше. Все это породило новую эпоху со своими героями и антигероями, множеством противоречивых событий, своими проблемами, попытки решения которых в итоге привели к событиям 1991 года, когда перестала существовать на политической карте мира такая держава, как Союз Советских Социалистических Республик, который просуществовал 70 лет. Закончилась в России эпоха строительства коммунизма. А называлась эта эпоха “перестройка”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...