Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости




Торгового предприятия

Цель анализа товарных запасов выявить состояние запасов и резервы их нормализации, направленные на ускорение оборачиваемости средств и повышение конкурентоспособности торговой организации.

Задачи:

1. Выяснить в какой мере товарные запасы обеспечивают ритмичную продажу товаров и выполнение целевых установок по развитию оборота.

2. Установить причины накопления неходовых и залежалых товаров.

3. Выявить обоснованность размещения товарных запасов по структурным подразделениям и филиалам.

4. Определить отклонение фактических товарных запасов от установленных нормативов и выявить причины отклонений.

5. Проанализировать показатели деловой активности: время и скорость обращения.

6. Разработать рекомендации по ускорению реализации товарных запасов и более полному удовлетворению потребности покупателей.

Источники информации для анализа:

– бухгалтерская и статистическая отчётность по товарным запасам в целом и по товарным группам;

– данные о товарообороте и поступлении товаров;

– материалы изучения спроса населения;

– качественные показатели деятельности организации и др.

Анализ товарных запасов проводится в следующей последовательности:

1. Определяется сумма товарных запасов текущего хранения, сопоставимая с нормативом. Для этого к сумме товарных запасов, имеющихся на конкретную дату прибавляют товарные запасы в пути (пересчитанные в продажные цены) и вычитают товарные запасы сезонного накопления.

2. Проверяется соответствие фактических товарных запасов на конец отчетного периода установленному нормативу предстоящего периода. Определяется отклонение фактических товарных запасов от норматива в днях:

ТЗ факт.– ТЗ норм. = +/– ∆ ТЗ от норм. (1.32)

В сумме:

+/– ∆ ТЗ от норм. х ТО одн. = +/– ∑ ∆ ТЗ от норм. (1.33)

3. Устанавливается динамика товарных запасов. Даётся оценка изменения товарных запасов (Тр ТЗ) и проводится сопоставление с темпами изменения товарооборота (Тр ТО):

Тр ТО >Тр ТЗ (1.34)

Если темпы роста товарных запасов опережают темпы роста оборота, то в организации имеет место омертвление денежных средств в дополнительное накопление запасов. Необходимо выяснить причины этого отклонения.

4. Определяют соотношение товарных запасов между розничной и оптовой торговлей. Наибольшая доля запасов должна быть в оптовом звене, т.к. именно оно должно оно должно накапливать запасы, хранить, подсортировывать.

5. Анализируются товарные запасы в разрезе отдельных товарных групп т.е. определяют в какой мере запасы удовлетворяют спрос населения.

6. Определяется соотношение доли товарных запасов находящихся в торговом зале и на складе.

7. Анализируется соотношение оплаченных и неоплаченных товарных запасов. Большая доля запасов неоплаченных может привести к потребности в дополнительных кредитах.

8. Выявляется эффективность использования товарных запасов. Может быть измерена с помощью следующих показателей: запасы на 1 кв. метр торговой площади; рентабельность товарных запасов; обобщающий показатель эффективности использования товарных запасов в виде интегрального показателя (Э инт.), исчисленного по данным о темпах изменения товарооборочиваемости (Тр об) и рентабельности (Тр р):

(1.35)

Рост всех этих показателей свидетельствует об улучшении использования товарных запасов.

9. Выявляются товары с отступлением от качества и замедленной оборачиваемостью.

10. Устанавливается влияние факторов на изменение товарных запасов.

Наиболее результативные данные дает оперативный анализ товарных запасов по неделям и в целом по итогам за месяц. Анализ за такой период позволяет предпринять определенные результативные действия по ускорению оборачиваемости, что и соответствует цели управляемости товарными запасами.

Анализ товарных запасов взаимосвязан с анализом оборачиваемости средств вложенных в товарные запасы.

11.Анализ оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы.

Анализ оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы проводят в следующей последовательности:

– Сопоставляется фактическая оборачиваемость за отчётный период с оборачиваемостью прошлого периода и нормативной оборачиваемостью (плановой).

Если фактическая оборачиваемость больше базисной (нормативной), то имеет место замедление оборачиваемости.

Если фактическая оборачиваемость больше базисной (нормативной), то имеет место ускорение оборачиваемости товаров.

1. Определяется сумма средств, высвобожденных в результате ускорения оборачиваемости или сумма средств дополнительно привлекаемых в результате замедления оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, путём умножения разницы в товарооборачиваемости (днях) на однодневный товарооборот отчётного периода.

2. Сопоставляется товарооборачиваемость анализируемого предприятия с аналогичными показателями предприятий конкурентов.

3. Рассчитывается влияние факторов на изменение оборачиваемости товаров:

– влияние объёма оборота и средних товарных запасов.

Для этого определяется скорректированная оборачиваемость путём деления базисных средних запасов товаров на фактический однодневный товарооборот.

Тогда влияние изменения объёма товарооборота определяется как разность между скорректированной оборачиваемостью и базисной, а влияние изменения структуры товарооборота, как разность между фактической и скорректированной оборачиваемостью.

– влияние структуры товарооборота и оборачиваемости по отдельным товарным группам определяется с помощью процентных чисел. Рассчитывается скорректированный показатель, исходя из фактической структуры товарооборота и базисной оборачиваемости отдельных групп товаров.

Влияние изменения структуры товарооборота рассчитывается как разность между скорректированной и базисной товарооборачиваемостью, а влияние изменения оборачиваемости по отдельным товарным группам как разность между фактической и скорректированной товарооборачиваемостью. Совокупное влияние рассчитанных факторов даст общее изменение оборачиваемости.

В заключении анализа необходимо разработать мероприятия по ускорению оборачиваемости товарных запасов:

– рост товарооборота;

– формирование структуры товарооборота;

– грамотная маркетинговая и ценовая политика и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...