Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

структуры розничного оборота




 

Многие предприятия процесс разработки плана товарооборота в ассортиментном разрезе осуществляют в два этапа:

1. Определяют долю по двум агрегированным группам (продовольственные, непродовольственные);

2. Проводят экономические расчёты продаж по основным товарным группам.

В обосновании объёма продаж отдельных групп товаров выделяют следующие подходы:

1. И исходя из норм потребления и прогнозных цен целесообразно по товарам первой необходимости (хлеб, крупа, сахар) расчёт оборота. По таким товарным группам расчёт оборота на планируемый год можно провести по следующей формуле:

ТО пл = Н*Чн*Р (1.46)

где Н – норма потребления на 1 человека;

Чн – численность обслуживаемого населения;

Р – цена.

Если отсутствует информация о нормах потребления этих товаров можно исходить из фактической продажи товаров на 1 жителя.

 

2. Исходят из предполагаемого объёма закупок товаров и изменений в запасах товаров, используя формулу балансовой увязки показателей товарооборота (формула 1.17).

3. На основе коэффициентов эластичности продажи товаров в зависимости от доходов населения, объёма оборота в целом по организации, изменения цен (формула 1.20).

4. С учётом достижения безубыточной деятельности, что обеспечивает достижение конкурентоспособности отдельных товаров.

5. На основе прогноза спроса на товары и др. (см. 1 вопрос).

 

3. Методические подходы к планированию оборота оптовой организации

При расчёте объёма продаж оптовой организации рекомендуется использовать те же подходы, что и при планировании оборота розничной торговли. Однако, следует учитывать особенности оборота оптовой организации. Так, для обоснования оптово–складского оборота можно использовать показатели оптово–складской звенности товародвижения по отдельным товарным группам и в целом по организации.

ТО опт пл = Кзв пл*ТО розн пл (1.47)

Оптово – складской оборот на планируемый год (ТОопт пл) определяется как произведение коэффициента звенности товародвижения (Кзв пл) на розничный оборот планируемого периода (ТОрозн пл).

 

Планирование производственной программы и оборота общественного питания

Специфика производственно–торгового процесса на предприяти­ях общественного питания, характеризующаяся единством производства кулинарной продукции, реализации и организации ее потребления, пред­полагает тесную увязку планирования объема производственной дея­тельности предприятий общественного питания – выпуска продукции и объема их торговой деятельности – товарооборота.

В зависимости от типа специализации предприятий обществен­ного питания, состава обслуживаемого контингента, спроса на продук­цию используются различные методы расчета оборота:

1. Метод прямого счета по видам оборота. Вначале рассчитывается выпуск блюд в планируемом году, а затем определяется товарооборот. Существует несколько методов планирования выпуска блюд на предприятии:

– На основе данных изучения спроса потребителей. Он базируется на наблюдениях за ежедневной реализацией блюд в течение месяца. Затем определяется среднесуточный выпуск блюд. С учетом неудовлетворенного спроса (во время опроса и анкетирования) и формирующегося спроса намечается предполагаемый среднесуточный выпуск блюд. Умножением на число дней работы предприятия в плановом периоде получаем план выпуска блюд.

– По данным ожидаемого выполнения плана по выпуску блюд. Ожидаемый выпуск блюд в текущем году умножается на процент роста (или снижения) выпуска блюд в планируемом году. При этом учитывается спрос населения, производственные мощности, степень использования пропускной способности зала и другие факторы.

– По численности потребителей. Количество блюд, реализуемых за год, рассчитывается по формуле:

Бп = Чп * Кп * Д (1.48)

где Бп – количество блюд, реализуемых за год;

Чп –численность потребителей, обслуживаемых предприятием за день;

Кп – коэффициент потребления блюд (таблица 1);

Д – количество дней работы предприятия в планируемом периоде.

 

Таблица 1

Коэффициент потребления блюд в основных типах предприятия питания

Тип предприятия Коэффициент потребления
Столовые 2,5
Кафе 1,6
Рестораны 3,5
Закусочные 1,5

 

Численность потребителей рассчитывается несколькими способами:

- выборочным методом;

- по общей реализации блюд. Расчет производится по следующей формуле:

 

Чп = Бо / Д / Кп (1.49)

 

где Чп – численность потребителей за день;

Бо – общее количество реализованных блюд за анализируемый период;

Д – количество дней работы предприятия за анализируемый период;

Кп – коэффициент потребления блюд.

После расчета выпуска блюд определяется оборот по основной обеденной продукции путем умножения количества, запланированного к выпуску блюд, на среднюю цену одного блюда. Средняя цена определяется на основе данных анализа за прошлые годы с учетом инфляции в плановом году.

Затем определяется оборот по прочей продукции собственного производства путем умножения количества запланированной продукции отдельных видов на среднюю цену каждого вида изделий, установленную на основе данных анализа и прогнозного значения индекса цен.

Далее рассчитывается весь товарооборот по продукции собственного производства путем сложения оборотов по обеденной продукции и прочей продукции собственного производства.

Затем приступают к планированию товарооборота по покупным товарам. При планировании оборота по покупным товарам учитывают спрос на них, увеличение численности потребителей, сезонность потребляемых товаров. Затем определяется весь товарооборот предприятия путем сложения товарооборота по продукции собственного производства и по покупным товарам.

2. Нормативный метод. Этот метод широко применяется в планировании. Суть его такова, что при расчете показателей используют нормативы. Нормативы должны учитывать последние достижения науки и техники. Нормы и нормативы могут быть едиными для всех отраслей и отраслевыми, то есть действующими в пределах отрасли. В общественном питании к ним относятся: нормы расхода сырья на выпуск различных изделий, нормативы оборота и выпуска продукции на одно место.

3. Экономико – математический метод. Он основан на экстраполяции, то есть определении последовательного уровня динамического ряда на основе данных предыдущих периодов. Широкое распространение получил такой метод как уравнение линейного Тренда. Перед планированием этим методом необходимо установить форму зависимости между показателями, то есть построить график оборота и определить вид функции. Если оборот развивается по линейной функции, то далее производим расчет по формуле:

Y = a +b * t (1.50)

где Y– расчетная величина планируемого показателя (зависимая переменная);

a – отрезок;

b – наклон, который показывает на сколько единиц своего изменения изменится планируемый показатель при изменении времени на единицу;

t – время (если время измерения месяц, то для планирования надо поставить месяц следующий за отчетным).

Параметры a и b рассчитываются на ЭВМ, с помощью программы Excel с помощью «Мастера функции – отрезок» и «Мастера функции – наклон». Затем рассчитывается коэффициент корреляции по которому определяется зависимость показателей, составляем уравнение линейного Тренда, затем подставляем в него фактор времени (например, 13–тый месяц) и планируем оборот предприятия.

4. Опытно – статистический метод. Планирование от достигнутого уровня в соответствии со сложившейся тенденцией можно провести на основе экстраполяции среднегодового темпа роста.

5.Метод на основе коэффициента эластичности. В данном случае коэффициент эластичности будет показывать, на сколько процентов возрастет товарооборот по покупным товарам, если весь товарооборот увеличится на 1 %.

После многовариантных расчетов планового оборота необходимо выбрать наиболее оптимальный с помощью метода Перта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...