Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и духовная жизнь Западной Европы




XVII в.

Наука. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революция научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.Эксперимент, как орудие и метод познания, принципиально отличает науку Нового времени от античной и средневековой форм теоретического знания.

В XVII столетии преобладающим и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности, международное право.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, отстаивал гелиоцентрическую картину мира.

Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии Нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.

Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.

Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения.

Философия развивалась в тесной связи с науками. Это обусловило создание всеобъемлющих философских систем Гоббсом, Декартом, Спинозой, Лейбницем, Бэконом, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рационализм.

Эпоха утверждения абсолютистских государств принесла новый стиль в культуре — барокко (от итал. barocco — странный, причудливый), соединивший в себе мистику дворянства с трезвостью и деловитостью буржуа. Для барокко характерны динамика, патетика, перегруженность декоративными мотивами.

Особенно выразительно стиль барокко проявился в архитектуре. Грандиозные монументальные дворцы отличались пышностью и декоративностью оформления интерьера, богатством садово-парковых ансамблей и были призваны подчеркнуть могущество феодальной знати, католической церкви. Барокко получило распространение в странах, где торжествовали феодальные силы — Италия, Испания, Португалия, Фландрия, Германия, Австрия.

Литература. В литературе XVII в. существовало разнообразие жанров — новелла, роман, поэзия. Создавались комедии и трагедии, что способствовало развитию театрального искусства.

Испанский писатель Мигель Сервантес (1547 — 1616) глубоко знал быт и нравы современного ему общества. Его знаменитый роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был задуман как пародия на популярные в то время рыцарские романы, но превратился в настоящую энциклопедию. Он показывал и горькую правду об Испании — баснословные богатства одних и ужасающую бедность других. Дон Кихот, главный герой романа, стремится защитить униженных и оскорбленных.

Английский драматург Уильям Шекспир (1564 — 1616) писал пьесы для театра «Глобус», где вначале был актером. Его произведения проникнуты идеей уважения и любви к человеку, верой в его способности независимо от происхождения, пола, расы, религии. Главные пороки Шекспир видел в корыстолюбии, жажде наживы, лицемерии, лжи. Он считал, что каждый может подавить в себе отрицательные наклонности. В целом в драматургии Шекспира отразился конфликт идеалов Возрождения с реальностью нового общества и его этикой индивидуализма. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Ричард III» являются лучшими произведениями мировой литературы.

 

Живопись. Выдающийся вклад в развитие живописи XVII в. внесли художники Рубенс, Рембрандт, Веласкес, в творчестве которых принципы барокко сочетались с национальными особенностями.

Питер Рубенс (1577 — 1640), фламандский художник, писал картины, где преобладали чувства, отсутствовала мистика, присущая немецкому и итальянскому барокко. В творчестве Рубенса представлен национальный тип женской красоты, его героини светловолосы, пышнотелы, голубоглазы. Картины художника — будь то античный сюжет («Персей и Андромеда»), библейская тема («Воздвижение креста», «Снятие с креста») или репрезентативный портрет вельможи — всегда полны динамики, утверждения вечности жизни.

Рембрадт ван Рейн (1606 — 1669), голландский художник, стремился к изображению характерного в человеке. Разнообразен диапазон жанров его картин, смелое использование света, которым он подчеркивал самое важное на полотне. Вершиной творчества художника стала картина «Возвращение блудного сына». Беспутный сын вернулся в родной дом после скитаний и пал на колени перед слепым отцом. Скорбная фигура сына выражает глубокое раскаяние. Всечеловечность чувств (бездонная родительская любовь, стыд, раскаяние) делает картину понятной людям всех сословий и всех времен, дает ей бессмертие.

Достоинство личности — основная черта творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 — 1660). Его портреты лаконичны, выразительны в средствах, им свойственны благородство и мера. Картина «Венера с зеркалом» — это первое в испанском искусстве изображение обнаженного женского тела. Реалистичным и острохарактерным является портрет королевской семьи на полотне «Менины». На картине «Пряхи» изображены правдивые и поэтичные сцены труда женщин, ткущих ковры.

Художественная культура Просвещения. Главным художественным направлением Просвещения стал классицизм, который распространился и на те страны, где не имел раньше прочных позиций (Германия, Италия). Его представители выступили за самоограничение личности во имя борьбы за высокие общественные идеалы.

Европейская литература обогатилась произведениями английских романистов Д. Дефо («Робинзон Крузо») и Дж. Свифта («Путешествие Гулливера»). Французы Вольтер («Кандид»), Д. Дидро («Письмо слепым в назидание зрячим»), Ш. Монтескье («Персидские письма») высмеивали дворянское общество, показывали достоинства человека из третьего сословия. Ж.Ж. Руссо прославлял свободу естественных человеческих чувств в духе сентиментализма («Юлия, или Новая Элоиза»). Немецкий драматург Г.Э. Лессинг в пьесах «Минна фон Барнхельм», «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый» выступал за освобождение человека от сословного неравенства, против национальной и религиозной вражды. Поэты Ф. Шиллер («Коварство и любовь», «Разбойники», «Вильгельм Тель») и И.В. Гете («Страдания молодого Вертера», «Фауст») воспевали героическую личность, борющуюся против тирании.

Английский художник У. Хогарт снискал мировую славу. Его искусство отражало черты английского национального характера. В живописных полотнах Хогарта («Выборы», «Модный брак» и др.) высмеивалась безнравственность. Портреты художника написаны с глубоким уважением к личности, они изображали живых людей с их тревогами и надеждами.

 

Культура Западной Европы XVIII в. (эпоха просвещения)

В конце XVII – начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. XVIII век выдвинул новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, возникло новое понимание самого человека. На первый план в Просвещении выдвигается еще не сам человек, но разум как основа утверждающегося в новоевропейской культуре творчески преобразующего мир начала. Разум, лишенный несовершенств и ограниченности возможностей, сопряженностью с конкретным обликом человека, приобретает как бы вселенский, всемогущественный характер. В эпоху Просвещения разум предстает как особая самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но уже не имеющая конкретного облика Всемогущего Творца (хотя и наделенная фактически теми же функциями), а человек – как основной его носитель. Идеологи «просвещенного атеизма» восприняли Бога как соперника в господстве над мирозданием. И это отразилось в литературе, искусстве, науке, социально-общественной жизни. Ученые стали искать причину возникновения мира в материи, происхождения человека в эволюции, философы создавали нравственные доктрины, основанные не на отношении с Богом (религиозные доктрины), а на социальных нормах, и т. д. Просветители были убеждены в том, что развитие разума способно изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы. Подобные идеи мы находим в работах Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера.

Пруссия в 18 веке

Фридрих I (1688-1713) поддержал Австрию в войне за испанское наследство и за это получил от императора Леопольда I королевский титул. Коронация состоялась 18 января 1701 г. в Кёнигсберге. Фридрих I, так же как и его предшественник, сделал много для развития науки, искусства, образования. Построенные при нем здания определяли архитектурный облик Берлина до начала ХХ века. Наиболее значимым событием в развитии науки и культуры было создание в 1700 г. Академии наук в Берлине. Её основателем и первым президентом был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), великий математик, один из создателей дифференциального исчисления, философ, языковед. Возрождение и подъем экономики во второй половине XVII и в XVIII веке оказали благоприятное влияние и на развитие культуры.

Усилению Бранденбурга-Пруссии способствовало не только правление таких выдающихся монархов, как Фридрих-Вильгельм и Фридрих I, но и перемещение мировых торговых путей из Средиземного моря к берегам Атлантического океана вследствие Великих географических открытий. Районы южной и средней Германии вместо прежней экономической ориентации на Италию и Францию теперь были вынуждены искать выход к берегам Северного моря. Все многоводные реки Германии: Рейн, Везер, Одер, Эльба, впадающие в Северное и Балтийское моря, протекали через территории, принадлежавшие Бранденбургу, поэтому от его политики в значительной мере зависела внешняя торговля промышленных районов Силезии, Саксонии, Чехии, юго-западной Германии. В выгодном положении оказались крупные землевладельцы северо-восточной Германии. Рост цен на хлеб на международных рынках, как следствие развития промышленности в европейских странах, побуждал прусских помещиков-юнкеров расширять свои владения за счет земель, принадлежавших крестьянам и сельским общинам.

Сын и преемник Фридриха I прусский король Фридрих-Вильгельм I (1713-40) уделял основное свое внимание усилению армии. Историки приводят обычно такие сведения, что он предпочитал солдат высокого роста и вербовал их даже из-за границы. За ним закрепилось прозвище «фельдфебель на троне». При нем центральное управление, служившее бюрократическим придатком к армии, было реорганизовано в «верховное генеральное управление финансов, войск и доменов», занимавшееся, прежде всего, обеспечением регулярного поступления налогов. Этот многочисленный разветвленный чиновничий аппарат подчинялся непосредственно королю.

Фридрих-Вильгельм I, так же как и его предшественники на троне, способствовал развитию промышленности, торговли и росту финансовых средств в государственной казне. В отличие от своего современника французского короля Людовика ХV, он ненавидел пышность, расточительность. Однако Фридрих-Вильгельм I отличался деспотичным характером, до мелочей регламентировал жизнь своих подданных, а если был в плохом настроении, то мог ударить палкой, которую всегда носил с собой. Особую неприязнь у него вызывали подданные, которые одевались в импортную одежду. Он с презрением относился к ученым, поэтам, писателям.

В этом отношении полной противоположностью ему стал его сын Фридрих II (1740-86), известный в истории как Фридрих Великий. В своей резиденции, замке Сан-Суси, который он построил недалеко от Потсдама, Фридрих IIпроводил время в обществе писателей и ученых; вечера, как правило, посвящал музыке. ФридрихIIподдерживал творчество выдающегося немецкого писателя и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга (1729-81), который развивал в немецкой литературе просветительские идеи. В качестве почетного гостя к нему приезжал Вольтер, идеям которого Фридрих II пытался следовать. Но слишком самолюбивый король, унаследовавший от своего отца деспотичные черты личности, и его гость, сатирически настроенный философ, не сошлись характерами и вскоре расстались почти врагами.

Фридрих II оставил после себя немало сочинений философского, исторического и политического содержания. За ним закрепилась известность «короля-философа». Подобно французским просветителям он считал основой государственной власти общественный договор, но придерживался мнения, что этот договор передает все права народа правительству, и называл себя «первым слугой государства». В духе просвещенного абсолютизма Фридрих IIпредпринял реформу судебной системы. Созданная им Особая комиссия, с позиции просветительских идей пересмотрела и объединила все прежние прусские законы. В результате её работы был создан «Фридрихов кодекс», положенный в основу судопроизводства. Король выступал за полную независимость суда от администрации, заявлял, что судьи должны строго придерживаться закона. Однажды он сам подал пример повиновения суду в споре с мельником, который не хотел сносить свою мельницу, расположенную возле королевского дворца Сан-Суси, и нарушавшую покой короля. Суд принял решение в пользу мельника и отклонил иск короля с требованием снести мельницу. Конечно, такое решение суда носило показной характер, но все же свидетельствовало о намерении короля поддержать принцип независимости судей.

В области народного образования Фридрих II издал закон, предписывавший обязательное посещение школы детьми в возрасте от пяти до тринадцати лет. Однако денег на устройство школ отпускалось мало. Учителями, как правило, назначали солдат-инвалидов, уволенных в отставку, в награду за службу и взамен выдачи им пенсии.

Отражая интересы, прежде всего прусского юнкерства, в то же время Фридрих IIпытался в духе просвещенного абсолютизма облегчить положение крестьян. И до него прусские короли заботилось о сохранении постоянного количества крестьянских дворов как объектов налогообложения и поставщиков рекрутов. Помещики были освобождены от уплаты налогов, поэтому разорение и обезземеливание крестьян уменьшало доходы государства. Ещё в 1699 г. Фридрих-Вильгельм I опубликовал указ, запрещавший сгон крестьян с земли «без основательной причины и без немедленной замены прогнанного другим». После Семилетней войны 1756-63 гг. разорившей многих прусских крестьян, Фридрих II обязал помещиков отстроить тысячи крестьянских дворов, отдал крестьянам часть лошадей своей кавалерии и заготовленное для армии зерно на проведение посевных работ. Фридрих II способствовал распространению новой для того времени культуры картофеля, раздавая его крестьянам возами. Он улучшил положение государственных крестьян. Указ 1777 г. гарантировал право собственности и наследования ими своих земельных участков. Помещикам было запрещено подвергать крестьян телесным наказаниям. Но все эти меры лишь незначительно ослабили крепостное право.

Фридрих II считал необходимым поддерживать кастовость дворянства, поэтому запрещал браки между дворянами и лицами недворянского происхождения. Чтобы дворяне служили в армии и не тратили денег в путешествиях, им не разрешали ездить за границу. Для увеличения финансовых доходов в государственной казне Фридрих II развивал систему косвенных налогов, таможенных пошлин. Бремя налогов, возложенное на население Пруссии в это время, не имело себе равных в Европе. Именно при Фридрихе IIабсолютизм в Пруссии достиг наивысшего развития.

Традиционно для прусских монархов Фридрих IIмного занимался государственными делами, контролировал расходование денежных средств, финансовое состояние казны. Как и его предшественники, он способствовал заселению пустынных местностей выходцами из других стран. В Пруссию стекались колонисты из разных концов Германии. Площадь обработанной земли в королевстве при Фридрихе II значительно увеличилась. Были предприняты меры по осушению болот, улучшению путей сообщения, развитию обрабатывающей промышленности. Принимались меры по ограничению вывоза сырья за границу. По-прежнему оказывалась поддержка мануфактурам, но цехи не были ликвидированы.

Традиционно для прусских королей самое большое внимание Фридрих IIуделял армии. При нем прусская армия выросла до 186 тысяч солдат и претендовала на первое место в Европе. Её содержание поглощало две трети всех государственных расходов. Во время правления Фридриха II начинается соперничество между Пруссией и Австрией. В период войны за австрийское наследство (1740-48) прусский король предъявил права Гогенцоллернов на Силезию, ранее захваченную Австрией у Польши, и занял ее своими войсками. Приобретение Силезии увеличило прусские владения на одну треть. Расширение территории страны давало возможность юнкерству приобрести новые поместья, получить новые должности в военно-административном аппарате. Австрия не могла примириться с потерей Силезии и создала против Пруссии коалицию, в которую вместе с ней вошли Франция, Россия, Швеция, Саксония и другие германские государства. На стороне Пруссии в войне приняла участие Англия, у которой к этому времени уже начались военные действия с Францией из-за враждебных столкновений между колонистами в Северной Америке. Фридрих II, не дожидаясь объявления войны со стороны коалиции, вторгся в Саксонию. Начавшаяся таким образом война известна в истории под названием Семилетней (1756-63).

В 1756 г. Фридрих II заставил капитулировать саксонскую армию, захватил Дрезден и подчинил своей власти всю Саксонию. В следующие годы он одерживал победы над французскими и австрийскими войсками, особенно крупной из них была его победа при Росбахе в Саксонии, однако он потерпел тяжелое поражение при Кунерсдорфе в Восточной Пруссии от объединенных русских и австрийских войск. Русская армия вошла в Берлин. В 1761 г. умерла русская императрица Елизавета, на престол вступил Петр III, который был поклонником Фридриха II. Часть своих войск он вернул в Россию, а другой части приказал перейти на сторону прусского короля. Силезия снова была занята Пруссией. Кроме того, Фридрих II захватил польскую область, расположенную в нижнем течении Вислы, и тем самым устранил чересполосицу своих основных владений – Восточной Пруссии и Бранденбурга. Это присоединение совершилось по первому разделу Польского королевства в 1772 г.

К концу ХVIIIвека феодально-абсолютистский строй, постоянные войны, непосильное бремя налогов на население страны начали сдерживать ее экономическое развитие. Пруссия, так же как и другие германские государства, оказалась бессильной перед военным натиском революционной Франции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...