Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическая политика якобинцев.




1. Аграрная политика.

3.06.1793 – принят декрет о эмигрантских землях (продаже эмигрантских земель мелкими участками в рассрочку на 10 лет).

10.06.1793 – декрет об общинных землях (крестьянам передавались общинные земли). Плюсом этого декрета является то, что эти земли вернулись крестьянам.

Также были отменены без выкупа все феодальные повинности. В результате этого крестьяне стали собственниками земли.

Итогом якобинской политики в аграрном вопросе стало медленное развитие мелких крестьянских хозяйств и обнищание крестьян.

Таким образом, был реализован умеренный вариант решения аграрной проблемы.

2. Вопрос о максимуме.

Не смотря на то, что якобинцы расправились с бешенными они приняли закон о твердых ценах. Ревуненков говорил, что попытка нормирования цен не выходит за рамки буржуазной революции. Но вопрос о максимуме был попыткой подчинить экономику государству. И идея регламентации появилась еще до революции.

Но все таки якобинцы, приняв закон о максимуме вышли за рамки буржуазной революции. С помощью этого они смогли влиять на экономику.

Механизм формирования – цены 1790 плюс 1/3 от этой цены.

Также был введен максимум на заработную плату.

Суть этих двух декретов о максимуме в том, что максимум на цены можно обойти, а на зарплату нельзя. Поэтому растет спекуляция.

Обострились противоречия и борьба внутри самого якобинского блока. Руководящее ядро правящей якобинской партии составляли робеспьеристы. Их идеалом была республика мелких и средних производителей, в которой поддерживаемая государством строгая мораль умеряет частный интерес и предотвращает крайности имущественного неравенства. Робеспьеристам были враждебны требования радикального эгалитаризма. Они считали необходимым сохранять «революционный порядок управления» и террор до самой решительной победы республики над всеми ее врагами.

ВФР дала толчок прогрессу науки, образования и культуры. Конвент 1793 принял декрет о введении метрической системы, получившей международное значение. Был издан декрет об обязательном бесплатном начальном образовании. Создание высшей Нормальной школы для математических и естественных наук и Политической школы. В Лувре был учрежден Национальный музей. Королевская библиотека была превращена в Национальную библиотеку. Создавались революционные песни и пьесы, был учрежден Национальный институт музыки, заложивший основу парижской обсерватории. Высокого совершенства достигло политическое красноречие (ораторы Робеспьер и Дантон).

Обострились противоречия и борьба внутри самого якобинского блока. Руководящее ядро правящей якобинской партии составляли робеспьеристы. Их идеалом была республика мелких и средних производителей, в которой поддерживаемая государством строгая мораль умеряет частный интерес и предотвращает крайности имущественного неравенства. Робеспьеристам были враждебны требования радикального эгалитаризма. Они считали необходимым сохранять «революционный порядок управления» и террор до самой решительной победы республики над всеми ее врагами.

Осенью – зимой 1793 среди якобинцев оформилось течение «снисходительных», или умеренных. В их деятельности отразились стремления новой, поднявшейся во время революции буржуазии, которая все более тяготилась режимом революционной диктатуры. Лидером этого движения стал Дантон, его публицистом – Камиль Демулен. Дантон считал естественным преумножение богатства и свободное пользование его благами: его состояние выросло во время революции в 10 раз. «Снисходительные» стремились к смягчению и скорейшей отмене режима революционной диктатуры.

Крайние революционеры – деятели парижских секций, Коммуны, Клуба кордельеров (Шометт, Эбер). Выражая стремления массы санкюлотов, они резко выступали против «снисходительных», добивались строгого соблюдения законов о максимуме, дальнейших уравнительных мер. Эбер требовал усиления террора против спекулянтов.

Желая ослабить влияние крайних и пойти навстречу народным низам, Конвент по докладу Сен-Жюста принял 8 – 13 вантоза (26 февраля – 3 марта) декреты о разделе между «неимущими патриотами» собственности «подозрительных». Сопротивление буржуазии сорвало осуществление этих декретов.

Снисходительные и крайние революционеры все более ожесточенно сталкивались по основным вопросам политики. Робеспьеристы пытались маневрировать между этими двумя «фракциями», желая сохранить единство в якобинском блоке. Борьба достигла критической точки весной 1794.

В начале марта в Клубе кордельеров Эбер призвал очистить Конвент от умеренных. Призыв не поддержали ни секции, ни Коммуна во главе с Шометтом. Однако правительство приступило к репрессиям против ведущих левых деятелей якобинского блока. Эбер и его ближайшие соратники (эбертисты) были гильотинированы. Вскоре их судьбу разделил Шометт. Коммуна была подвергнута чистке от приверженцев Шометта и Эбера. В начале апреля удар обрушился на снисходительных – Дантона, Демулена и нескольких их единомышленников. Все они погибли на гильотине.

Избавившись от главных вождей оппозиционных группировок, якобинская власть не устранила, а, напротив, обострила глубокие социальные противоречия, которые вызвали к жизни сами «фракции» и их борьбу. В стране происходила перегруппировка общественных сил, якобинский блок распадался.

Довершив уничтожение феодальных отношений и победив интервентов, якобинская диктатура расчистила путь для развития капитализма, для торжества буржуазного обогащения и буржуазного эгоизма. Обогащаясь на скупке национальных имуществ, спекуляции, военных поставках, неудержимо росла новая буржуазия. Она жаждала полной свободы предпринимательства, ликвидации всех ограничений, навязанных давлением снизу и нуждами обороны. К этому склонялось также зажиточное и среднее крестьянство, недовольное максимумом и реквизициями.

В то же время якобинская диктатура утрачивала поддержку низов. Весной 1794 был ослаблен контроль над ценами; усилился нажим на рабочих, против стачек применялся закон Ле Шапелье. Не сбылись надежды сельской бедноты на дробление крупных ферм и имений. Пагубной для связи якобинской власти с народными низами Парижа стала казнь эбертистов, Шометта. Закрылся Клуб кордельеров. Разочарование, глухое недовольство, апатия проникали в среду санкюлотов. Робеспьеристы видели, что позиции якобинской власти слабеют, но не могли выдвинуть программы, способной получить широкую общественную поддержку.

В мае – июне робеспьеристы попытались объединить народ вокруг гражданской религии в духе Руссо. По настоянию Робеспьера Конвент установил «культ Верховного существа», который включал почитание республиканских добродетелей, справедливости, равенства, свободы, любви к отечеству. Новый культ был не нужен буржуазии, к нему остались равнодушны и народные массы.

Пытаясь укрепить свои позиции, робеспьеристы провели 10 июня закон об ужесточении террора. Это умножило число недовольных и ускорило формирование в Конвенте заговора для свержения Робеспьера и его сторонников. Решающую роль в нем играли представители новой буржуазии – Баррас, Тальен и др. На их сторону переходила конвентская «равнина». Противниками робеспьеристов стали многие монтаньяры, к ним примкнули и некоторые левые деятели, не довольные репрессиями против народного движения, обвинявшие Робеспьера в стремлении к диктатуре. Против него выступил ряд членов Комитета общественного спасения и Комитета общественной безопасности. 27 июля (9 термидора) на заседании Конвента они прервали обструкцией взявшего слово Сен-Жюста и добились декрета о немедленном аресте Робеспьера, его брата Огюстена, Сен-Жюста и его сподвижников.

Коммуна призвала секции к восстанию. Освобожденные из тюрем Робеспьер и его соратники вечером были доставлены в ратушу. Отсутствие ясной программы дало о себе знать. Робеспьер медлил, не решаясь возглавить восстание. Войска Конвента ворвались в ратушу. 10 термидора объявленные вне закона Робеспьер, Сен-Жюст и их соратники (всего 22 человека) были гильотинированы. 11 – 12 термидора их судьбу разделили еще 83 человека, в большинстве члены Коммуны. Якобинская диктатура пала.

 

16. Франция в годы Термодарианского Конвента и Директории. 1795-1799 гг.

Массовый террор (только в г. Нанте было казнено 2 000 человек) и новая религия окончательно подорвали авторитет "робеспьеристов" в глазах депутатов Конвента. Речь Робеспьера 26 июля 1794 г., в которой он оправдывал якобинский террор, вызвала панический страх депутатов за собственный головы. В рамках Конвента созрел заговор, которым руководили депутаты Конвента Тальен и Баррас.

27 июля 1794 г. (9 термидора) они возглавили контрреволюционный переворот. Власть якобинцев была ликвидирована. 22 видных "робеспьериста" вместе со своим лидером были казнены на Гревской площади. С властью якобинцев в стране было покончено.

Как исполнительный орган к власти во Франции пришла Директория в составе 5 человек (чтобы избежать диктатуры одного). Новая власть в стране представляла интересы нуворишей (богатой французской буржуазии, нажившейся в ходе революции).

В период термидорианского правления в Конвент вернулись жирондисты; Коммуна Парижа, как орган самоуправления столицы, была разогнана. Комитет общественного спасения, игравший при якобинцах роль главного исполнительного органа в стране был превращен в один из 16 второстепенных комитетов Конвента, исполняя функции внешнеполитического ведомства. Было запрещено судить без суда и следствия, отменен в этой связи закон от 10 июня 1793 г. (22 прериаля).

Термидорианцы начали преследовать организаторов якобинского террора. По улицам Парижа победно разгуливала "золотая молодёжь" - детки французских нуворишей, с причёсками a la victim - "жертвы террора", громя на своём пути всё, что напоминало о якобинцах.

С другой стороны, в области экономики стала возрождаться политика экономического либерализма, которая в свою очередь спровоцировала новую волну гиперинфляции в стране.

В общественной жизни распространялась фривольная культура, салонная мода и т.п. Насаждался католицизм, хотя "Культ Разума" и новый календарь не были отменены.

22 августа 1795 г. была принята Конституция VIII года, формально сохранившая Республику, но это не означало возвращения к нормам 1789 г. Главным достоинством человека теперь считалось не его происхождение, а обладание богатством. Одновременно в стране росло национальное самосознание. Вряд ли кто в то время решился бы сказать: «Государство - это я».

За крестьянами термидорианцы закрепили земельную собственность, и они окончательно превратились в консервативную силу в стране. Санкюлоты были устранены от политики. Бедняки больше всех пострадали от террора, поэтому не меньше богачей боялись продолжения революции.

Но на Директорию давили силы как слева - недобитые сторонники продолжения революции, так и справа - монархисты. На выборах в Законодательное собрание в 1797 г. монархисты получили большинство, рассчитывая восстановить власть Бурбонов. Директория в этой связи вынуждена была организовать переворот 18 фрюктидора (4 сентября) 1797 г., осуществив разгон Законодательного собрания. Видную роль в этой акции сыграл Наполеон Бонапарт, капитан французской армии, служивший в годы Директории в картографическом отделе, который когда - то возглавлял один из Директоров - Баррас. Использовав впервые в истории военного искусства артиллерию в городских условиях, Наполеон разметал баррикады монархистов. За это он получил от властей Директории должность коменданта Парижа, чин генерала, и ему было поручено командовать Южной армией французов.

Монархисты понесли и другую потерю - умер наследник престола Людовик XVII - сын казненного короля. В этой ситуации к власти рвались ультрароялисты - сторонники восстановления абсолютистских порядков в стране, что не устраивало ни крестьян, ни средний класс. Директория в этих условиях вынуждена была опереться на военных. Путь к власти Наполеону был открыт.

Тем временем военные действия, которые Франция вела против всей Европы, продолжались, причём менялся их революционный оборонительный характер. В марте 1795 г. Франция заключила мир с Пруссией и Испанией, но продолжала войну с Австрией и Англией за установление своего экономического господства на европейском континенте.

При термидорианцах «Старый порядок» во Франции был окончательно разрушен. Они реализовали главный лозунг французская революция «СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО», причём «братство» в период правления Директории был трансформирован в теорию и практику французского национализма. Термидорианцы окончательно закрепили в стране институт гражданства. "Свободу" и "равенство" в стране они закрепили исключительно как свободу и равенство собственников.

Тем не менее, термидорианцам, как и их предшественникам - жирондистам и якобинцам, так и не удалось создать стабильного правительства; их деятельность не вышла за пределы тоталитарной демократии. В целом, правление Директории во Франции было 4-х летним периодом нерешительной политики, заговоров и переворотов. Внутреннюю и внешнюю политику новой власти во Франции принято оценивать в исторической литературе как "политику качелей": заигрывание с противниками этой власти как слева, так и справа. Эта политика способствовала захвату власти в стране Н. Бонапартом.

Главным итогом Великой французской революции было радикальное разрушение феодально-абсолютистского строя, утверждение буржуазного общества и расчистка путей для дальнейшего развития капитализма во Франции. Революция полностью ликвидировала все феодальные повинности, превратила крестьянское держание (как и дворянский домен) в буржуазную собственность, решив тем самым аграрный вопрос. Французская революция решительно уничтожила всю систему феодально-сословных привилегий. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций в странах, не имевших их ранее. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791 гг.), Законодательное собрание (1791-1792 гг.), Конвент (1792-1794 гг.) Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.Французская буржуазная революция конца XVIII в. имела крупнейшее прогрессивное значение. Оно заключалось прежде всего в том, что революция эта покончила с феодализмом и абсолютизмом так решительно, как никакая другая буржуазная революция.

Историография. Отечественная. Большое внимание к якобинцам уделял В. И. Ленин, это тоже наложило отпечаток на работы советских историков. 1918 г. Максимильяну Робеспьеру Был поставлен памятник по указу Владимира Ильича. На своем выступлении в 1905 году Ленин назвал большевиков якобинцами социал-демократии. «Историки пролетариата видят в лице якобинцев наивысший подъемов угнетенного класса в борьбе за свободу». Наиболее известные советские историки, специализировавшиеся на изучении истории Французской революции, – А. З. Манфред, Б. Ф. Поршнев, В. М. Далин, В. Г. Ревуненков, – а также историки следующего поколения – А. В. Адо, Г. С. Кучеренко, А. В. Гордон оставили незабываемый след в изучении Французской революции. Они уделяли особое внимание роли масс, и активности левого крыла - якобинцев.

Манфреда - он особое место уделял Максимильяну Робеспьеру. Дает высокую оценку его деятельности. Монография «Три портрета эпохи Великой французской революции» представляет собой ценный вклад в исследование истории и культуры Франции. Самой крупной из публикаций стала серия «Великая французская революция: документы и исследования», выпущенная Московским университетом по инициативе А. В. Адо и под его редакцией.

Зарубежная. XIX в. Была создана «классическая» историография. К ней относятся такие историки как Ф.Минье, А.Тьера, А.Олара, утверждавших, что якобинское правительство было, прежде всего, правительством национальной обороны, а террор, составлявший стержень его политики, - всего лишь вынужденным средством защиты от внешних и внутренних врагов. Конечно внешняя опасность была, но она была далеко не единственным фактором прихода к власти якобинцев.

В середине прошлого века А.Коббен. полагает, что политические идеи революции не имели в качестве своего источника Просвещение.

1965 году Фюре совместно с Дени Рише опубликовал историю Революции, воспринятую стражами революционной ортодоксии как недостаточно соответствующую их убеждениям. Фюре и Рише достаточно вольно обошлись со священным понятием "буржуазной революции" и с идеей, что Революция была единым "блоком", то есть что 1789 год неотделим от Террора. Они "осмелились" рассматривать диктатуру II-го года как "пробуксовывание" и отказались оправдать Террор необходимостью и обстоятельствами (войной).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...