Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Паллиативная помощь и медицинская биоэтика




Тема 5. Паллиативная помощь и медицинская биоэтика.

Паллиативная помощь – забота о страждущих.

 

«Каждому из нас предстоит пройти через «врата смерти»,

Пусть же каждый вложит в них хоть каплю своего творчества,

каплю своего участия в этом деле.

Не может быть корысти в великий момент смерти»

А.В. Гнездилов

 

«Благоговение перед жизнью» – этой фразой Альберт Швейцер, один из выдающихся гуманистов нашей современности, определил всю сущность и величие, зародившейся впоследствии науки – биоэтики (Швейцер А., 1992). Когда читаешь его книгу, то осознаешь, что каждый постулат и напутствие, данное им людям – это то, что в реальной жизни выполняется медиками и немедиками, оказывающими помощь инкурабельному и умирающему больному.

Паллиативная помощь по определению и по сути своей решает не на словах, а на деле главную общечеловеческую и христианскую этическую проблему – помогает ближнему и избавляет от страдания страждущего. Кроме того, она является разделом медицины, на который ложится решение вопросов, возникающих в связи с ожиданием, приближением смерти человека и самой смертью, - решения вопросов физического страдания, психологических, философских и духовных. В отличие от других направлений медицины специалисты паллиативной помощи вынуждены решать вопросы биоэтики в своей практической деятельности ежеминутно, 24 часа в сутки и 7 дней в

неделю.

Само по себе существование или отсутствие настоящей паллиативной помощи – показатель уровня развития общества, его гуманности, наличия демократических основ государства и отношения к проблемам биоэтики.

Пожалуй, одним из первых, кто заговорил честно и вызывающе на всю страну о проблемах терминальных больных, была главный редактор журнала «Главный Врач» И.С. Мыльникова (Мыльникова И.С., 1997). Она открыто написала в 1997 году: «Говоря о качестве медицинской помощи различным категориям пациентов, мы весьма часто забываем о тех пациентах, кто болен неизлечимой болезнью и уже вступил в особый период своей жизни - период умирания. … Сложившаяся в отечественной медицине практика утаивания от

больного факта его смертельной болезни освобождает нас от подобной заботы. Ведь если больной ничего не знает, нам не нужно оказывать ему поддержку. Когда же он становится беспомощным, мы помещаем его в одноместную палату и, закрывая за собой дверь, отгораживаемся от его проблем. А ведь они есть. И я говорю здесь не о невнесенном судне или некупированных болях. И сегодня я утверждаю: наши пациенты в большинстве случаев умирают в недостойных человека условиях. Де-факто мы не считаем их личностями, равными нам. Мы лишили их права на смерть в достойных условиях, подразумевающих уважение и право на выбор. Наше отношение к таким больным негуманно».

Главные отличия общения с больными в паллиативной помощи определяются особенностями контингента больных и периодом жизни человека, когда ему требуется паллиативная помощь, а также проблемой приближающейся неминуемой смерти и процессом самой смерти. Мы имеем дело с тяжелыми инкурабельными больными. Больные испытывают тяжелые страдания, поэтому купирование боли и других неприятных симптомов, психологическая поддержка со стороны врача и медицинской сестры имеют огромное значение. Общение с такими больными имеет свои особенности и требует отдачи сил и мастерства. Требуется большое умение слушать, сострадать, и в то же время одобрить. Приобретает особое значение безмолвный контакт с больным, прикосновение руки, теплый взгляд. Необходимо помнить, что даже если больной находится без сознания, он слышит нас и требует внимания и поддержки. Это важно вплоть до самой смерти человека.

«Умейте молчать. Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному подлинной человеческой заботливости молчанию... Возьмите больного за руку и скажите спокойно: я рад побыть с тобой... И замолчите, будьте с ним, не воздвигайте между вами целый мир незначительных слов или поверхностных эмоций», - пишет митрополит Антоний Сурожский (Сурожский А., 1994).

Мы имеем дело с умирающими людьми. На повестку дня сразу же встает вопрос о приближающейся смерти, о смерти вообще, о смысле жизни и бессмертии души, о существовании Бога и миссии человека на земле. Как показывают исследования, многие больные хотят, чтобы с ними поговорили на эти темы. И если врач или медицинская сестра не подготовлены к такому

разговору, то потребность больного в духовном общении не будет удовлетворена. Организация встречи и бесед со священником имеет очень большое значение.

 

Паллиативная помощь и медицинская биоэтика

Биоэтика вооружает медиков знанием, как специфических вопросов медицинской этики, так и способностью к системному анализу, вырабатывает привычку рассматривать проблемы в междисциплинарном и социокультурном контексте, при этом развивает воображение, практические навыки и моральную ответственность за принимаемые этические решения, а также чувства эмпатии и сострадания к людям, животным, природе.

Биоэтика предлагает ряд новых этических принципов и правил для регуляции деятельности ученого и клинициста-практика. Принципы биоэтики возникают из необходимости соединения ценностей объективного знания и универсальных духовных ценностей человеческой культуры, при этом человек выступает целью, а не средством развития науки и общества. Как отмечают многие исследователи, этические аспекты в паллиативной медицине складываются из двух процессов - определения главных ценностей среди всех ценностей и принятие решений в соответствии с выбранной ценностью.

Особенностью паллиативной помощи является то, что часто наблюдаются противоречия между выбранной ценностью и принятым решением, а также большие сложности в определении самой значимой ценности. Пожалуй, самым сложным является реализация принятого решения на практике, поскольку паллиативная помощь – это практика в каждом текущем мгновении.

В последнее время среди зарубежных и отечественных ученых завоевали признание принципы медицинской биоэтики, сформулированные американскими исследователями Beauchamp T.I. и Childress J.F. в 1994 году (Вершинина С.В., 2000; Трошин В.Д. с соав., 2002; Жаринов В.М., 2003;):

· принцип автономии и уважения человеческого достоинства (autonomy and dignity respect);

· принцип «недеяния зла», или «не навреди» (non-maleficence);

· благодеяния (beneficence);

· справедливости (justice).

 

Из названных принципов вытекают и следующие требования: правдивости (veracity), приватности (privacy), конфиденциальности (confidentiality), верности (fidelity) и информированного согласия (informed consent). И хотя сегодня все еще не утихают дискуссии об универсальности "системы четырех

принципов" медицинской биоэтики Beauchamp T.I. и Childress J.F., правомерности ее широкого распространения и практического применения в международных документах и кодексах, эти принципы вполне применимы и к практике паллиативной помощи, хотя об особенностях их интерпретации следует сказать отдельно (Beauchamp T.I., Childress J.F., 1994).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...