Можно ли научить философии?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Типология мировоззрений. Мировоззрений, как и их носителей, удивительно много. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности. Именно это имеют ввиду, говоря, что у каждого свои взгляды, свои убеждения и т.п. Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив, придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п. В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия. Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в незапамятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную, нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практическую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествования об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхождении ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рассказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращениях, удивительных существах.
В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян, русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в омутах - водяные. Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было царство Аида или Плутона. Вам, наверно, хорошо известен древнегреческий миф о похищении и возвращении красавицы Персефоны. В разных вариантах подобный сюжет присутствует в мифах многих народов. И этот миф, наверняка, - одна из более поздних переделок еще более древних мифов.
Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древности в виде: - анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира; - тотемизма – поклонения своим животным предкам; - фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений; - магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство и тому подобное. Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в период разложения родового общества и становления цивилизаций. Появляются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего, трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в сверхъестественное.
Вместе с тем религия сохранила и наглядно-образный строй мифологии. Благодаря этому религиозное мировоззрение оказалось весьма доступным и потому, наверно, необычайно устойчивым. По сей день это наиболее распространенный тип мировоззрения. Философское мировоззрение Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности. Философское творчество не означает, что философ может творить картину мира по собственному произволу. Тогда он был бы свободным художником, автором фантастических романов. Его цели иные - истина, мудрость
Основные черты философского мировоззрения: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов. КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.
Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится в полном соответствии с законами биологии. Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то, что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”. В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки
человека существовать. Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии (anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как “ эксцентрическое существо ” в том смысле, что человека нельзя однозначно отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному. Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален, и в определённом смысле он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта бездонна. Можно ли научить философии? К человеку, скользящему по поверхности бытия, находящему удовлетворение в повседневной рутине жизни, философии не достучаться. Не разбить ей скорлупу, если не панцирь, такого существования. Тому, с кем ничего не происходит, кого ничто не посещает, кто по уши доволен своей жизнью, делать в философии нечего. Не приемлет философия и вдохновения по должности, по полученной в университете специальности. Долгий и трудный, выходит, путь у человека к философии. Через многое в жизни надо пройти, а через кое-что и переступить. Кому-то достает на все это сил. Кое-кто останавливается на полпути. Ну а некоторых не хватает даже на первый шаг. Научить философии нельзя, а вот подвигнуть к поискам своей дороги к этому храму - можно. Можно пробудить или возбудить интерес к творческой самостоятельности, взыскательности и свободе мышления, выявлению и углублению своего Я, к искусству строить свою жизнь благоразумно, осмысленно и перспективно. Главное - путь к философии никому не заказан. Убедить в реальности этого пути, раскрыть основные "технические" правила движения по нему, как раз и призвана философия как учебная дисциплина. важно не только знать, для чего она нужна, но и понимать: Важно не только знать, для чего она нужна, но и понимать:
ФИЛОСОФИЯ зарождается во втором тысячелетии до н. э. в странах Древнего Востока – Индии и Китае. Свою классическую форму приобретает в Древней Греции. Начальный этап развития философии характеризуется накоплением знаний об окружающем мире. Древние философы были универсалами научного знания. Они занимались математикой, физикой, астрономией, медициной историей, психологией и т.п. Поэтому философия в древности называлась «наукой наук». В средние века произошел процесс дифференциации наук. Каждая наука стала разделять круг вопросов, которые она будет изучать. Постепенно определился и предмет изучения философии. Философия становится наукой о наиболее общих законах развития человека, человеческого общества и мышления. Что такое "мир"? Мое ближайшее окружение? Земля? Вселенная? Что дальше? Формируется основной вопрос философии, который философы формулировали по-разному. Ф. Энгельс основным вопросом философии считал вопрос об отношении мышления к бытию. По его мнению, он имеет две стороны: - что первично — материя или сознание? - познаваем ли окружающий мир? Вопрос о первичности не означает, что возникло раньше, или что возникло из чего. Речь идет об отношении мышления к бытию. Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении дух типов реальности – объективной и субъективной. В зависимости от ответа на этот вопрос философия делится на два основных направления - материализм и идеализм. Субъективный идеализм – внешний мир, вещи существуют благодаря ощущениям человека, являются продуктом его жизнедеятельности. Объективный идеализм рассматривают мир как продукт саморазвития какого-то высшего начала (мировой разум, мировая воля, Бог). Материализм и идеализм – это монические учения (монизм – учение, основывающееся на признании одного первичного начала). Существует и дуалистическая концепция – учение, считающее, что материя и сознание являются независимыми субстанциями. Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Материалисты, а также часть идеалистов убеждены, что мир познаваем. Для материалистов логика познания есть всегда отражение логики самого предметного мира. Иммануил Кант сформулировал основные проблемы философского знания так: - что я могу знать? - Что я должен делать? - На что я могу надеяться? - Что такое человек? В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «Человек - мир». Скептицизм сомневается в достоверности наших знаний о мире. Агностицизм («а» - не, «gnosis» - знание) отрицательно отвечает на вопрос о познаваемости мира. В философии существует два метода познания: метафизика и диалектика Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). . Если знание философское, то оно непременно и мудрое. Мудрость, видимо, можно считать самым существенным признаком философского знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|