Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Можно ли научить философии?




Типология мировоззрений.

Мировоззрений, как и их носителей, удивительно много. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности. Именно это имеют ввиду, говоря, что у каждого свои взгляды, свои убеждения и т.п.

Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив, придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.
Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.

В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.

Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в незапамятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную, нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практическую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествования об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхождении ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рассказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращениях, удивительных существах.

В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян, русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в омутах - водяные.

Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог

Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или

Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было

царство Аида или Плутона.

Вам, наверно, хорошо известен древнегреческий миф о похищении и возвращении красавицы Персефоны. В разных вариантах подобный сюжет присутствует в мифах многих народов. И этот миф, наверняка, - одна из более поздних переделок еще более древних мифов.
Как гласит миф, Персефона (дочь Зевса и Деметры) была похищена Аидом - властелином подземного царства мертвых. Это вызвало глубокую печаль и равнодушие к своим делам Деметры - богини жизни и плодородия. В результате вся природа погрузилась в глубокий сон - зиму. Лишь после долгих уговоров Аид согласился вернуть Деметре дочь, ставшую ему женой. Но лишь на том условии, что она половину года будет в дальнейшем проводить у него. Периодические возвраты и проводы Персефоны стали причиной сменой настроения Деметры и, как следствие, причиной смены времен года.
Миф рисует довольно типичную семейную ситуацию: мрачноватый, но властный муж, энергичная и абсолютно несовместимая с ним теща, жена, разрываемая между мужем и матерью. Отношения и эмоции в этом треугольнике нетрудно понять. Но главное здесь в том, что все эти отношения миф разыгрывает между силами жизни (Деметра), с одной стороны, и силами смерти (Аид) - с другой, включая в игру этих могучих сил и природу, и человека. В результате знакомая семейная ситуация становится ключом к пониманию мира.
На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам. Миф - это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, "пропевая" и "вытанцовывая" его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выражалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литературный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние.

Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древности в виде:

- анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира;

- тотемизма – поклонения своим животным предкам;

- фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений;

- магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство и тому подобное.

Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в период разложения родового общества и становления цивилизаций.

Появляются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего, трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в сверхъестественное.
Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру. Сохранение в целостности вероучения требует специальной подготовки - обучения, а значит разъяснений и комментариев. Вслед за религиозным откровением идет теология (богословие). Религиозное мировоззрение неизбежно рационализируется и теоретизируется. Кстати, греческое слово "theoria" буквально означает "видение Бога".

Вместе с тем религия сохранила и наглядно-образный строй мифологии. Благодаря этому религиозное мировоззрение оказалось весьма доступным и потому, наверно, необычайно устойчивым. По сей день это наиболее распространенный тип мировоззрения.

Философское мировоззрение

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философское творчество не означает, что философ может творить картину мира по собственному произволу. Тогда он был бы свободным художником, автором фантастических романов. Его цели иные - истина, мудрость
Таким образом, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Основные черты философского мировоззрения:

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов.

КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.


Человек и его бытие как центральная проблема философии.


Человек занимает особое место в составе действительного мира.

Его нельзя отнести к природе, хотя в нём есть природное начало: как всякое

живое существо он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится

в полном соответствии с законами биологии.

Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его

генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и

исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение следствий своих действий, то есть всё то, что делает его представителем вида homo sapiens – “человек разумный”.

В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность

к творчеству, к созданию нового, оригинального, то есть такого, чего не было

до него, не может возникнуть без него и что не может без постоянной опеки

человека существовать.

Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии

(anthropos – человек, logos – учение) Макс Шелер определил человека как

эксцентрическое существо ” в том смысле, что человека нельзя однозначно

отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному.

Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален, и в определённом смысле он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия, вот только может статься, что глубина эта бездонна.

Можно ли научить философии?

К человеку, скользящему по поверхности бытия, находящему удовлетворение в повседневной рутине жизни, философии не достучаться. Не разбить ей скорлупу, если не панцирь, такого существования. Тому, с кем ничего не происходит, кого ничто не посещает, кто по уши доволен своей жизнью, делать в философии нечего. Не приемлет философия и вдохновения по должности, по полученной в университете специальности. Долгий и трудный, выходит, путь у человека к философии. Через многое в жизни надо пройти, а через кое-что и переступить. Кому-то достает на все это сил. Кое-кто останавливается на полпути. Ну а некоторых не хватает даже на первый шаг. Научить философии нельзя, а вот подвигнуть к поискам своей дороги к этому храму - можно. Можно пробудить или возбудить интерес к творческой самостоятельности, взыскательности и свободе мышления, выявлению и углублению своего Я, к искусству строить свою жизнь благоразумно, осмысленно и перспективно. Главное - путь к философии никому не заказан. Убедить в реальности этого пути, раскрыть основные "технические" правила движения по нему, как раз и призвана философия как учебная дисциплина. важно не только знать, для чего она нужна, но и понимать:

Важно не только знать, для чего она нужна, но и понимать:

  • чем философское знание отличается от всякого иного?
  • как организовано это знание, то есть как философия "устроена"?
  • как получено философское знание и как оно развивается?

ФИЛОСОФИЯ зарождается во втором тысячелетии до н. э. в странах Древнего Востока – Индии и Китае. Свою классическую форму приобретает в Древней Греции. Начальный этап развития философии характеризуется накоплением знаний об окружающем мире. Древние философы были универсалами научного знания. Они занимались математикой, физикой, астрономией, медициной историей, психологией и т.п. Поэтому философия в древности называлась «наукой наук».

В средние века произошел процесс дифференциации наук. Каждая наука стала разделять круг вопросов, которые она будет изучать. Постепенно определился и предмет изучения философии. Философия становится наукой о наиболее общих законах развития человека, человеческого общества и мышления.

Что такое "мир"? Мое ближайшее окружение? Земля? Вселенная? Что дальше?
В обыденной жизни мы можем вкладывать в это слово различный смысл. Философия же рассматривает "мир" в предельно общем значении - как все, что существует, все, с чем человек может так или иначе взаимодействовать. Для обозначения этого "всего-существующего" она использует такие категории, как "бытие", "природа", "материя". Наибольшей универсальностью обладает категория бытия. Наука, изучающая бытие называется онтология (ontologie; от греч. on – сущее и logos – учение). Впрочем, под бытие попадает и сознание - оно ведь тоже существует. Но существует весьма специфически, особо, что и позволяет противопоставлять его всему остальному.
Когда мы говорим о "человеке", то нам, в данном случае, безразлично, кто он: мужчина или женщина, юноша или старец, русский или американец. Важно лишь то, что он наделен способностью воспринимать внешний мир, контролировать свое поведение, обладает разумом, чувствами, волей. Все это вместе взятое и называется духом, мышлением, сознанием.
Под "местом" мы, разумеется, имеем в виду не географическое положение, не пространственно очерченное место, а всегда конкретную включенность человека в систему связей, отношений, взаимодействий, которые существуют между ним и окружающим миром.

Формируется основной вопрос философии, который философы формулировали по-разному.

Ф. Энгельс основным вопросом философии считал вопрос об отношении мышления к бытию. По его мнению, он имеет две стороны:

- что первично — материя или сознание?

- познаваем ли окружающий мир?

Вопрос о первичности не означает, что возникло раньше, или что возникло из чего. Речь идет об отношении мышления к бытию. Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении дух типов реальности – объективной и субъективной.

В зависимости от ответа на этот вопрос философия делится на два основных направления - материализм и идеализм.
Материализм означает признание первичным внешнего мира, природы, материи, а вторичным - сознания. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание же есть отражение объективного мира в мозгу человека. В применении к обществу материализм исходит из первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Под общественным бытием понимается материальная жизнь общества, а более точно, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства.
Идеализм объявляет первичным сознание (индивидуальное или надиндивидуальное, в виде Мирового духа, например), а материю, внешний мир считает вторичным, производным от сознания.. Различают субъективный и объективный идеализм, метафизический и диалектический материализм.

Субъективный идеализм – внешний мир, вещи существуют благодаря ощущениям человека, являются продуктом его жизнедеятельности.

Объективный идеализм рассматривают мир как продукт саморазвития какого-то высшего начала (мировой разум, мировая воля, Бог).

Материализм и идеализм – это монические учения (монизм – учение, основывающееся на признании одного первичного начала). Существует и дуалистическая концепция – учение, считающее, что материя и сознание являются независимыми субстанциями.

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Материалисты, а также часть идеалистов убеждены, что мир познаваем. Для материалистов логика познания есть всегда отражение логики самого предметного мира.

Иммануил Кант сформулировал основные проблемы философского знания так:

- что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я могу надеяться?

- Что такое человек?

В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «Человек - мир».

Скептицизм сомневается в достоверности наших знаний о мире.

Агностицизм («а» - не, «gnosis» - знание) отрицательно отвечает на вопрос о познаваемости мира.

В философии существует два метода познания: метафизика и диалектика

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

. Если знание философское, то оно непременно и мудрое. Мудрость, видимо, можно считать самым существенным признаком философского знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...