Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь медицины и философии




 

 
Эволюция и динамизм

 

Причинность Структурность Целостность

 

Обобщение эмпирического материала

Принцип развития
Принципы материаль­ного един­ства мира, познавае­мости мира  
Принципы теоретической медицины  
Философия методологическая основа теории и медицины   Методологическая основа теории и медицины  
Проблемы теоретической медицины
-предмет медицины;   -объект медицины; медицина и духовная жизнь человека; -сущность жизни; -теория здоровья и болезни, нормы и патология  

Современная медицина представляет собой обширную и глубоко дифференциро­ванную отрасль научного знания. Познавательные интересы медицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологии человека до социально- политических и правовых норм человеческого общежития. Со времени возникновения экспериментирующего естествознания она в своем теоретизировании исходила из прин­ципов механики, физики и химии.

Со второй половины 19 в. медицина в своих теорети­ческих установках рассматривается как ветвь биологии. Наиболее распростра­ненные воззрения в сфере философских вопросов современной медицины исходят из принципов теоретической и методологической общности биологии и медицины. Однако основополагающие понятия медицины — здоровье, норма, болезнь, этиология, патоге­нез, нозологическая единица и др. — пересекаются или стыкуются с целым рядом поня­тий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Не­сомненная взаимосвязь медицины с другими науками фактически определяется уже тем, что человек как объект медицины представляет собой высшее единство, связывающее в неразделимое целое всех пяти основных форм движения материи. Именно поэтому меди­цина, опираясь на известные закономерности низших форм движения материи, может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах меха­ники. Например, баллистокардиография, физики - электрокардиография, раз­личные методы физиотерапии и химии - клинико-лабораторные анализы. Причем в разработке методов диагностики и терапии главная проблема заключается в раскрытии нормативно-физиологического или патологического значения механических, физических и химических свойств и процессов и организме, производных от закономер­ностей целостной жизнедеятельности. Норма — это оп­ределенный интервал между социобиологическими константами фун­кционирования организма человека, а следовательно, это конкретное выражение меры как единства количественной и качественной определенностей объекта. Поэтому и выработка методологически правиль­ного подхода к определению индивидуальной нормы возможна толь­ко с учетом этого обстоятельства.

Методологические проблемы стратегии и тактики диагностики так­же становятся весьма трудно решаемыми, если врач полагается лишь на свой индивидуальный опыт клинициста, который всегда ограни­чен. Но если он приобретает логическую культуру, овладевает закона­ми и правилами диалектической логики (философской науки о зако­нах и формах познающего мышления), то он становится на голову выше самого себя. Овладение логикой формирует у врача навык обра­щать внимание и критически оценивать собственные рассуждения, т.е. вырабатывает у него рефлексию. Только тот человек, который спосо­бен критически взглянуть на свои собственные рассуждения, может считаться интеллектуально развитым.

Проблемы врачебной этики и деонтологии могут быть правильно поняты также лишь в тесной связи с философской теорией нравственности.

 

Резюме

1. Мировоззрение отражает взгляды человека на мир. Оно формируется под влиянием эмоций, воли, убеждений, сомнения, знания.

2. Историческими типами мировоззрения являются мифология, религия, философия.

3. Философия – высший тип мировоззрения. До ХХ в. она называлась «наукой наук», изучавшей наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В XX в. философию стали называть «учением о мудрости».

4. Основными проблемами философии немецкий философ И. Кант считал:

- что я могу знать?

- что я могу делать?

- на что я могу надеяться?

 

5.Ф.Энгельс основным вопросом философии назвал вопрос об отношении сознания к бытию:

- что первично материя или сознание?

- Познаваем ли мир?

 

6.В философии традиционно выделяют два направления: идеализм и материализм.

5.Философы признают познание мира; агностицизм отрицает полное познание мира, скептицизм – сомневается.

6. Диалектика как метод познания мира изучает мир в постоянном движении и развитии; метафизика рассматривает мир как малоподвижный и повторяющий в развитии предыдущие этапы.

7.Философия является частью человеческой культуры и отражает основные этапы ее развития.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Как понимается системность применительно к философскому знанию?

2. Что такое мудрость?

3. Перечислите основные символы философской мудрости.

4. В чем состоит специфика философских проблем?

5. Рефлексия - что стоит за этим понятием?

6. Что понимается под гуманистичностью философского знания?

7. Что означает первичность в так называемом основном вопросе философии?

8. Оправдана ли, а если да, то чем материалистическо-идеалистическая оппозиция в философии?

9. В чем принципиальное отличие монизма от плюрализма?

10. Развивается ли философское знание?

 

Глоссарий

Материализм - философское направление, которое началом мира считали природу, материю, существующие вне нашего сознания.

 

Идеализм – философское направление,утверждающее что духовные ценности существовали до природы, материального бытия и породили его.

Объективный идеализм – философское направление, которое считает внешний мир продуктом высшего духовного начала (мировой разум, мировая воля).

 

Субъективный идеализм - направление, считающее, что внешний мир и вещи существуют благодаря сознанию человека. Мир – отражение человеческих ощущений.

 

Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность достижения истины.

 

Скептицизм – сомневается в возможности познания истины.

 

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития.

 

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, а не с точки зрения их взаи­мосвязанности, игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития.

 

 

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Что такое бытие?

2. Познаваем ли мир?

3. Как получено философское знание и как оно развивается?

 

 

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1.Что такое мудрость?

2.Перечислите основные символы философской мудрости.

3.Что понимается под гуманистичностью философского знания?

4.Сущность основного вопроса философии?

5. В чем принципиальное отличие монизма от плюрализма?

6.Развивается ли философское знание?

Вопросы к семинару.

1.Бытие как основной предмет философского знания.

2.Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.

3. Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия

4. Специфика философского знания и его функции.

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПАМЯТКА

«КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРУ»

1. Изучи план, вопросы и задания к семинару, посмотри рекомендованную литературу.

2. Прочитай текст, сделай необходимые выписки.

3. При чтении найди в словарях-справочниках, энциклопедиях объяснения значения новых или недостаточно известных тебе слов, а делая выписку, напиши название, фамилию, имя автора, год, место издания, страницу, откуда взята информация.

4. Просматривая сайты Интернета (если это рекомендовано), сделай выписки к семинару или ксерокопии.

5. Подумай и выбери, в какой форме ты подготовишь ответ на вопрос (если специально это не оговорено в задании). Что это будет: краткий, сложный план, тезисы, конспект, опорный конспект с удобными для тебя условными обозначениями символами, подчеркиваниями, выделениями цветов, шрифтом и т.д.?

6. Проверь, по всем ли вопросам плана ты подготовил ответ?

7. На полях рабочей тетради выпиши возникшие у тебя вопросы или подчеркни предложения, которые кажутся тебе спорными, для того чтобы обсудить их на семинаре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...