Взаимосвязь медицины и философии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Современная медицина представляет собой обширную и глубоко дифференцированную отрасль научного знания. Познавательные интересы медицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологии человека до социально- политических и правовых норм человеческого общежития. Со времени возникновения экспериментирующего естествознания она в своем теоретизировании исходила из принципов механики, физики и химии. Со второй половины 19 в. медицина в своих теоретических установках рассматривается как ветвь биологии. Наиболее распространенные воззрения в сфере философских вопросов современной медицины исходят из принципов теоретической и методологической общности биологии и медицины. Однако основополагающие понятия медицины — здоровье, норма, болезнь, этиология, патогенез, нозологическая единица и др. — пересекаются или стыкуются с целым рядом понятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Несомненная взаимосвязь медицины с другими науками фактически определяется уже тем, что человек как объект медицины представляет собой высшее единство, связывающее в неразделимое целое всех пяти основных форм движения материи. Именно поэтому медицина, опираясь на известные закономерности низших форм движения материи, может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах механики. Например, баллистокардиография, физики - электрокардиография, различные методы физиотерапии и химии - клинико-лабораторные анализы. Причем в разработке методов диагностики и терапии главная проблема заключается в раскрытии нормативно-физиологического или патологического значения механических, физических и химических свойств и процессов и организме, производных от закономерностей целостной жизнедеятельности. Норма — это определенный интервал между социобиологическими константами функционирования организма человека, а следовательно, это конкретное выражение меры как единства количественной и качественной определенностей объекта. Поэтому и выработка методологически правильного подхода к определению индивидуальной нормы возможна только с учетом этого обстоятельства.
Методологические проблемы стратегии и тактики диагностики также становятся весьма трудно решаемыми, если врач полагается лишь на свой индивидуальный опыт клинициста, который всегда ограничен. Но если он приобретает логическую культуру, овладевает законами и правилами диалектической логики (философской науки о законах и формах познающего мышления), то он становится на голову выше самого себя. Овладение логикой формирует у врача навык обращать внимание и критически оценивать собственные рассуждения, т.е. вырабатывает у него рефлексию. Только тот человек, который способен критически взглянуть на свои собственные рассуждения, может считаться интеллектуально развитым. Проблемы врачебной этики и деонтологии могут быть правильно поняты также лишь в тесной связи с философской теорией нравственности.
Резюме 1. Мировоззрение отражает взгляды человека на мир. Оно формируется под влиянием эмоций, воли, убеждений, сомнения, знания. 2. Историческими типами мировоззрения являются мифология, религия, философия. 3. Философия – высший тип мировоззрения. До ХХ в. она называлась «наукой наук», изучавшей наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В XX в. философию стали называть «учением о мудрости». 4. Основными проблемами философии немецкий философ И. Кант считал: - что я могу знать? - что я могу делать? - на что я могу надеяться?
5.Ф.Энгельс основным вопросом философии назвал вопрос об отношении сознания к бытию: - что первично материя или сознание? - Познаваем ли мир?
6.В философии традиционно выделяют два направления: идеализм и материализм. 5.Философы признают познание мира; агностицизм отрицает полное познание мира, скептицизм – сомневается. 6. Диалектика как метод познания мира изучает мир в постоянном движении и развитии; метафизика рассматривает мир как малоподвижный и повторяющий в развитии предыдущие этапы. 7.Философия является частью человеческой культуры и отражает основные этапы ее развития.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Как понимается системность применительно к философскому знанию? 2. Что такое мудрость? 3. Перечислите основные символы философской мудрости. 4. В чем состоит специфика философских проблем? 5. Рефлексия - что стоит за этим понятием? 6. Что понимается под гуманистичностью философского знания? 7. Что означает первичность в так называемом основном вопросе философии? 8. Оправдана ли, а если да, то чем материалистическо-идеалистическая оппозиция в философии? 9. В чем принципиальное отличие монизма от плюрализма? 10. Развивается ли философское знание?
Глоссарий Материализм - философское направление, которое началом мира считали природу, материю, существующие вне нашего сознания.
Идеализм – философское направление,утверждающее что духовные ценности существовали до природы, материального бытия и породили его. Объективный идеализм – философское направление, которое считает внешний мир продуктом высшего духовного начала (мировой разум, мировая воля).
Субъективный идеализм - направление, считающее, что внешний мир и вещи существуют благодаря сознанию человека. Мир – отражение человеческих ощущений.
Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность достижения истины.
Скептицизм – сомневается в возможности познания истины.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, а не с точки зрения их взаимосвязанности, игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития.
III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала 1. Что такое бытие? 2. Познаваем ли мир? 3. Как получено философское знание и как оно развивается?
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний 1.Что такое мудрость? 2.Перечислите основные символы философской мудрости. 3.Что понимается под гуманистичностью философского знания? 4.Сущность основного вопроса философии? 5. В чем принципиальное отличие монизма от плюрализма? 6.Развивается ли философское знание? Вопросы к семинару. 1.Бытие как основной предмет философского знания. 2.Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме. 3. Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия 4. Специфика философского знания и его функции. IV. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ПАМЯТКА «КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРУ» 1. Изучи план, вопросы и задания к семинару, посмотри рекомендованную литературу. 2. Прочитай текст, сделай необходимые выписки. 3. При чтении найди в словарях-справочниках, энциклопедиях объяснения значения новых или недостаточно известных тебе слов, а делая выписку, напиши название, фамилию, имя автора, год, место издания, страницу, откуда взята информация.
4. Просматривая сайты Интернета (если это рекомендовано), сделай выписки к семинару или ксерокопии. 5. Подумай и выбери, в какой форме ты подготовишь ответ на вопрос (если специально это не оговорено в задании). Что это будет: краткий, сложный план, тезисы, конспект, опорный конспект с удобными для тебя условными обозначениями символами, подчеркиваниями, выделениями цветов, шрифтом и т.д.? 6. Проверь, по всем ли вопросам плана ты подготовил ответ? 7. На полях рабочей тетради выпиши возникшие у тебя вопросы или подчеркни предложения, которые кажутся тебе спорными, для того чтобы обсудить их на семинаре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|