Глава 10. Школа жизни. Приятие. Источники откровения
Глава 10 ШКОЛА ЖИЗНИ
Поскольку мир не приспосабливается к нашим планам, мы можем выработать сознательную установку на приятие неприятных неотвратимых событий, если таковые случаются. Мы более " не пререкаемся с обстоятельствами", по выражению Марка Аврелия. Нашей первой непроизвольной реакцией, разумеется, могут быть жалобы на судьбу и попытки избегнуть ее или восстать против нее. Но выработав положительную установку на приятие действительности (что вовсе не предполагает примирения или согласия с этой действительностью), мы со временем обнаружим, что способны лучше понимать происходящее, учиться у него, обращать его себе во благо и бороться с ним, если таковым будет наш выбор. В любом случае мы сможем теперь не просто винить все на свете, но взять на себя ответственность за те действия, мысли и чувства – какими бы они ни были, – которым мы отдали предпочтение в данной ситуации. Как гласит индийская поговорка, " чтобы не сбивать ноги, можно всю землю ковром покрыть, но дешевле будет купить пару башмаков". Такого рода приятие действительности есть самый быстрый и практичный способ освобождения от неизбежной ситуации, тогда как сопротивление ей неумолимо затягивает узел. Кроме того, переход от сопротивления к приятию может иметь одно очень важное следствие: смену реактивной установки на когнитивную, иными словами, " противодействующего" отношения к жизни на познавательное. При этом жизнь начинает восприниматься как школа, где события и ситуации складываются таким образом, чтобы мы могли научиться именно тому, что нам нужно. Мы осознаем, что растем не только благодаря целенаправленному выполнению определенных упражнений, но прежде всего и главным образом благодаря сознательному участию в процессе нашей непредсказуемо изменчивой жизни.
Установка на приятие предполагает приятие не только внешней, но и внутренней жизни. Существует множество способов, позволяющих значительно ослабить страх, подавленность и раздражение, но полностью исключить подобные чувства из человеческой жизни невозможно. Сражаясь с ними, мы наделяем их силой, попадая тем самым в порочный круг борьбы. Принимая их такими, каковы они есть, мы отказываем им в силе и тем самым ослабляем их. Вместо того, чтобы раздражаться по поводу собственного раздражения или, скажем, впадать в депрессию из-за своей депрессии, мы принимаем эти чувства. ПРИЯТИЕ 1. Подумайте о чем-то таком в своей жизни, чему вы благодарны – или были благодарны. Это может быть любимый человек, ваш талант, хорошее здоровье, красивый цветок и т. д. Живо представьте его, сознавая его ценность и думая о том, что он дает вам и чему вы можете у него научиться. 2. Теперь подумайте о чем-то таком, чего вы хотели бы в своей жизни избежать. Опять же, живо представляйте это, пристально наблюдая за своими реакциями. Наблюдайте за ними, но не пытайтесь их остановить. Наблюдайте обычную вашу сратегию неприятия. Сознавайте, как она проявляется на уровне вашего тела, ваших чувств и ума. 3. Теперь предположите, что жизнь направляет вас в вашем росте, общаясь с вами языком событий и ситуаций. Что она хочет сказать вам посредством выбранного вами для упражнения события или ситуации? Раздумывая над этим вопросом, записывайте все возникающие у вас идеи. 4. Теперь вернитесь к тому, чему вы благодарны. Представьте его еще раз, думайте о нем с признательностью и как можно полнее сознавайте свое приятие. 5. Теперь снова переключитесь на неприятную ситуацию, привнося в нее то приятие, которое вы только что в себе ощутили. Осознайте преходящий характер этой неприятной ситуации. Осознайте, что приятные и неприятные моменты доставляет вам один и тот же мир, и, – если вы ощущаете в себе готовность и решимость сделать это, – сознательно примите установку на приятие действительности этого мира.
Если вы не обнаружите в рассматриваемой ситуации никакого глубинного смысла, это не значит, что вы не сможете или не захотите принять ее. Приятие абсурда ситуации ведет к окончательному отказу от сопротивления тому, что есть. Подлинное и полное приятие есть отказ от каких бы то ни было сравнений, ожиданий и манипуляций. Стержнем такого приятия служит ощущение фундаментальной благополучности, " все-хорошойности" вселенной. Его замечательно передает одна дзеновская история: Когда Банцань проходил по рынку, до него донесся разговор мясника с покупателем. " Дай мне самый лучший кусок мяса", – сказал покупатель. " В моей лавке все самое лучшее", – ответил мясник. – " Ты не найдешь здесь куска мяса, который бы не был самым лучшим". Услыхав это, Банцань достиг просветления.
Глава 11 ИСТОЧНИКИ ОТКРОВЕНИЯ
Символы могут оказывать глубокое преобразующее воздействие на нашу психику. Они могут выполнять также и когнитивную функцию, расширяя наше познание. Как говорил Юнг, символы " указывают на то, о чем известно очень мало или вообще ничего". Они связывают нас с теми частями нашего существа, которые совершенно недосягаемы для аналитического ума. Тем самым они учат нас пониманию как непосредственному усмотрению сути, минуя промежуточную стадию дискурсивного, " пошагового" мышления, которое иногда не столько способствует, сколько препятствует пониманию. Это более глубокое понимание пробуждает такую позабытую человеческую способность, как интуиция. Разумеется, упомянутые каналы связи с глубинными сферами психики открываются не всегда и не у всех. Для некоторых людей бриллиант, например, служит символом Я, гармонии и единства. Но для других он означает лишь социальный статус и престиж. Для третьих бриллиант вообще не символ, для них он бриллиант и только. Но как бы там ни было, все мы, наверное, найдем такой символ, который может стать для нас истинным источником откровений.
Далее следует ряд упражнений с символическими образами. Каждый из них выражает определенную реалию внутреннего мира. Тем самым каждый из них открывает двери восприятия какому-то определенному состоянию сознания и может вызвать определенные психологические изменения. Сознательно и целенаправленно выберите какой-то один символ из приведенных в этой или других главах книги – или любой другой, с которым вы хотели бы поработать. Методика работы состоит в том, чтобы устойчиво сосредоточиться на избранном образе, представляя его как можно более живо и подробно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|