Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вдобавок к этому подтверждено отрицание достоинства этой ночи некоторыми из первых мусульман.

Сказал АбдуРрахман ибн Зейд ибн Аслям, один из жителей Медины и современник тех, кто видел сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я не видел ни одного из наших шейхов и ученых, которые обращали бы внимание на среднюю ночь Ша`абана, и никто из них не упоминал Хадиса Макхуля, и не предпочитал эту ночь другим ночам». (Приводит ибн Ваддах с достоверным иснадом в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 119).)

(Однажды) Ибну Абу Мулейке, одному из великих последователей сподвижников и ученых факихов Медины, передали, что Зияд ан-Нумейри заявляет о том, что ночь середины Ша`абана сравнится по достоинству с ночью Предопределения. На что он сказал: «Если бы я услышал от него это, то обязательно ударил бы его любой палкой попавшей мне под руку». (Приводят Абдурразак ‘Абд ар-Раззак в книге “аль-Мусаннаф“ (№ 7928) и ибн Ваддах в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 120) с достоверным иснадом.).

Когда АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака спросили о схождении Аллаха (на ближайшее небо) в среднюю ночь Ша`абана он, обратившись к спрашивающему, сказал: «О никчемный! (Ты спрашиваешь) о средней ночи? (Поистине Аллах) нисходит каждую ночь». (Приводит Абу (Усман ас-Сабуни в книге “И`тикад ахл ас-Сунна“ (№ 92).).

Ибн Раджаб сказал: «(Некоторые) последователи сподвижников из жителей Шама почитали ночь середины Ша`абана и старались в ее течении больше поклоняться, в их число входили Халид ибн Ма`дан, Макхуль, Лукман ибн `Амир и др. От них люди стали перенимать ее предпочтение. Говорят, что до них дошли на эту тему иудейские предания. После того, как это распространилось от них по всем селениям, люди разошлись во мнениях относительно нее. Некоторые согласились с ними и приняли почтение к ней, таковыми была группа из аскетов города Басры и другие. Большинство же ученых из жителей Хиджаза (район между Меккой и Мединой) отвергли это, среди них были Ата и ибн Мулейка. Это же мнение передает АбдуРрахман ибн Зейд ибн Аслям от ученых факихов Медины, и это мнение имама Малика и других. Они говорили: “Все это ересь (бид`а)“». Источник: “Латаиф аль-маариф № 263.

… и не известно мнение имама Ахмада относительно ночи середины ша`бана, … после чего сказал (ибн Раджаб): «Выстаивание намаза ночи середины ша`бана не приходит не чего достоверного относительно ее от Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) и не от его сахабов…». Закончилась желаемое из слов ибн Раджиба.

Подтверждением слов ибн Раджаба о том, что почитание этой ночи возвращается к иудейским приданиям является то, что Макхуль аш-Шами, к которому возвращаются все цепочки передатчиков Хадиса о достоинстве средней ночи Ша`абана, передавал от Кааба аль-Ахбара, о чем упоминается в некоторых версиях Хадиса. Этот человек был из обладателей Писания и принял Ислам после смерти Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) и пересказывал людям книги “Бану Исраиль (Об этом упоминается в книгах “ад-Даракутни ан-Нузуль“ (162-164, 168, № 88) или и “Латаиф аль-Маариф“ (№ 264).).

Наряду с почитанием этой ночи жителями Шама, все же были и противники этого, такие как ученый (факих) из Шама имам аль-Аузаи. Об этом сообщил ас-Субки, слова которого передали аз-Зубейди в книге “Тахридж ихйя улюм ат-Дин (1/521) и ибн Раджаб в “Латаиф аль-Ма`ариф (№ 263).

Сказал Мухаммад Абд ас-Салям аш-Шукайри: «Имам аль-Фатни в «Тазкират аль-Мавдуат» сказал: «Среди нововведений середины Шаабана (лейлят ан-Нусф) — коллективная молитва аль-Альфийя, состоящая из 100 ракаатов, в каждом из которых 10 раз читают суру «Ихлас»; этой молитве уделяется больше внимания, чем пятничным и праздничным молитвам, хотя о ней сказано лишь в слабых и выдуманных хадисах. Нас не должно обмануть то, что эти хадисы были упомянуты авторами «аль-Кут», «аль-Ихъя» и другими. Мы также не должны быть обмануты тем, что написано в Тафсире ас-Саляби о ночи середины Шаабана. На в самом деле в этом аяте говорится о Ночи Предопределения»

Сказал аль-Ираки: «Хадис о молитве середины Шаабана — ложный. Ибн аль-Джаузи передал его в «аль-Мавдуат» (сборник выдуманных хадисов):

«Глава о хадисе о молитве и дуа в середине месяца Шаабан:

Передал Ибн Маджа от Али: «Когда наступит ночь середины месяца Шаабан, проведите ее в молитве, а днем поститесь». Сказал Мухашийя: «Он также передан в «аз-Завайид». Его иснад слабый из-за слабости передатчика Ибн Аби Басры. Сказали о нем Ахмад и Ибн Ма’ин: «Он сочинял хадисы».

Молитва в 6 ракаатов в середине месяца Шаабан с намерением, что она убережет от бед, продлит жизнь и сделает независимым от людей, чтение суры «Йа Син» и вознесение дуа между ракаатами — все это, несомненно, является нововведением и противоречит Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сказано в комментариях к «аль-Ихъя»: «Эта молитва часто упоминается в книгах поздних суфиев, но я не видел достоверных хадис, подтверждающих ее. Скорее всего, ее практиковали некоторые шейхи. Наши Сподвижники говорили: «Макрух собираться в эту ночь в мечети или где-либо еще». Сказал ан-Наджм аль-Гайти касательно коллективной молитвы середины Шаабана: «Многие ученые Хиджаза отрицали это, среди них ‘Ата и Ибн Аби Мулейх, ученые Медины и маликииты. Они говорили: «Это нововведения и нет хадисов, подтверждающих, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил эту ночь в коллективной молитве или кто-то из его Сподвижников делал это». Сказал ан-Навави: «Особые молитвы в месяцы Раджаб и Шаабан являются порицаемыми нововведениями». Ас-Сунан уаль-Мубтадаад, стр. 144.

Сказал аль-Фатни (да смилуется над ним Аллах) после этих комментариев: «Эта молитва так увлекла простых людей, что они берегут для нее много сил, а в результате мы получаем только вред и совершение греха. Очень плохо, что приближенные к Аллаху и боящиеся Его наказания, впали в такую дикость. Эта молитва была впервые совершена в 448 г. по хиджре в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Иерусалиме). Сказал Зайд ибн Аслям: «Мы не слышали, чтобы кто-то из наших шейхов или ученых говорил, что ночь середины Шаабана (15 Шаабана) имеет преимущество перед другими ночами. Сказал Ибн Дихъя: «Хадисы о лейлят аль-Бараа (15 Шаабана) являются вымышленными, а иснад одного из них прерывается. Каждый, кто следует выдуманному хадису, является слугой Шайтана». Аль-Фатни «Тазкират аль-Мавдуат», стр. 45.

Смотрите также «Аль-Мавдуат» Ибн аль-Джаузи, 2/127; «Аль-Манар аль-Муниф фи Сахих уаль даиф» Ибн аль-Кайима, стр. 98; «Аль-Фауаид аль-Маджмуа» аш-Шаукани, стр. 51.

Шейх Абдульазиз ибн Баз сказал: «Относительно достоинства этой ночи (т.е. ночи середины Ша`бана) имеются слабые хадисы, на которые нельзя опираться. Что же касается хадисов, в которых говорится о предпочтительности чтения в эту ночь молитв (намазов), то все эти хадисы являются вымышленными, как об этом сказали многие обладатели знаний». [См.: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 11.].

 

Резюме

  1. Все Хадисы о достоинстве этой ночи являются слабыми. Даже если допустить их достоверность, как полагали некоторые ученые, все равно они не указывают на поклонение ей с выполнением определенной молитвы. Ведь тот, кто сообщил о ее достоинстве, а им является Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) не обусловил для нее ни какого определенного поклонения. И если бы это было законно, то Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) более всех стремился бы выполнить это и разъяснить людям.
  2. Эти Хадисы всего лишь направляют на то, что бы мусульманин стремился в эту ночь освободить свое сердце от злобы и ненависти и сторонился многобожия, для того чтобы получить прощение за свои грехи.

Что же касается обособления этой ночи исполнением определенной молитвы, будь то в группе или индивидуально, то на это нет ни одного доказательства. А всякое поклонение должно быть основано на (шариатских) доказательствах. В достоверном изречении Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) сообщается: «Если кто-нибудь совершит поступок, на который нет указания в религии, он будет отвергнут». (Приводит Муслим (№ 1718)).

И нет ни одного достоверного сообщения, подтверждающего достоинство средней ночи Ша`абана, а то, что приводится на эту тему, является выдумкой.

Ибн Раджаб сказал: «Сообщения о ночи середины Ша`абана не подтверждаются ни от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям), ни от его сподвижников». А поэтому специально установленное поклонение для этой ночи является не чем иным, как новшеством в религии. Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: «Всякая ересь является заблуждением». (Приводит Муслим (№ 867).).

Те ученые, которые утверждали, что совершение человеком молитвы в эту ночь индивидуально или в узком кругу не является порицаемым действием, не подкрепили своё мнение никакими шариатскими доводами, а если бы у них имелись такие доводы, то они непременно привели бы их.

Те же, кто порицает отмечание срединной ночи Ша`бана, руководствуются хадисами о запрете вводить в религию новшества. Например, об этом говорят следующие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует ей (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто». [Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (Акдыя), хадис №1718.].

Множество достоверных хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха) и преданий сподвижников говорят о запретности нововведений в религии и остерегают от этого.

Шейх ибн Баз сказал: «Что касается мнения аль-Ауза`и (да одарит его Аллах своей милостью) о желательности индивидуального выстаивания этой ночи в молитвах (т.е. не в мечети) и мнения, на котором остановил свой выбор ибн Раджаб, то у них странное и слабое обоснование. Ведь известно, что если какое-либо дело не утверждено как элемент Шариата посредством шариатских доводов, то мусульманам недозволенно совершать его, вводя тем самым новшества в религию Аллаха. Не имеет значения, делают ли они это по отдельности или массово, скрытно или публично, потому что следующий хадис охватывает собой всё: «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует ей (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто». Об этом говорят и другие доводы, указывающие на запретность и опасность нововведений». [См.: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 13.].

После того, как шейх привёл аяты, хадисы и высказывания больших учёных относительно преданий, дошедших до нас на тему срединной ночи Ша`бана, он сказал: «Из аятов, хадисов и высказываний учёных, приведённых выше, становится ясно для тех, кто ищет Истину, что проведение ночи, приходящейся на середину Ша`бана, в молитвах и других делах поклонения, соблюдение поста в следующий за этой ночью день является скверным нововведением по мнению подавляющего большинства учёных. У этого дела нет никакой основы в пречистом Шариате. Это новшество стало практиковаться только после сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Для того, кто ищет Истину, будет достаточно слов Аллаха (Велик Он и Славен): «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу Религию» (Коран 5: 3), а также других аятов с подобным смыслом.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то оно (новшество) будет отвергнуто» [Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (Акдыя), хадис №1718.].

Также есть много других хадисов с подобным смыслом.

В достоверном хадисе, который передаётся в сборнике хадисов «ас-Сахих» имама Муслима со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не выделяйте ночь на пятницу среди других ночей для выстаивания [дополнительных ночных молитв], и не выделяйте этот день среди других дней для соблюдения в нём поста, кроме того поста, который кто-либо из вас соблюдает [регулярно [Например, если человек соблюдает пост Дауда (день постится, день не постится), то тогда каждую вторую неделю его пост будет приходиться на пятницу, а четверг и суббота в эту неделю будет без поста, в таком случае держать пост в пятницу разрешается, именно о такого рода исключении и говорится в хадисе.]]». [Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/444), и Муслим в сборнике «ас-Сахих» (2/801), хадис №1141 и №1148.]

И если бы выделение какой-либо определённой ночи среди других ночей с целью поклонения было дозволено, то ночь на пятницу была бы достойнее, чем другие ночи, потому что, как известно из достоверного пророческого хадиса, пятница – это лучший из дней, над которыми восходило солнце [Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Лучший день, над которым восходило солнце, – день пятницы (джума)…».

Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (2/512); Муслим в сборнике «ас-Сахих» (2/585), хадис №584; Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» (1/ 634), хадис №1046; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» (1/305), ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» (3/ 89, 90), хадис №4.].

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выделять пятничную ночь для дел поклонения, то тем самым он указал, что другие ночи тем более нельзя каким-то образом выделять и особо отмечать их какими-либо видами поклонения. Исключение может быть только в том случае, если есть достоверный довод, указывающий на допустимость таких действий. Например, все ночи месяца Рамадан и в особенности Ночь Предопределения разрешается и даже поощряется отмечать особым усердием и старанием в делах поклонения и молитвах, потому что это веление исходит непосредственно от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он побудил мусульман прилагать больше усилий в этот месяц и как можно больше поклоняться Аллаху, так поступал и сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе говорится:

«Кто соблюдал Рамадан с Верой и надеждой, тому будут прощены его прежние грехи, кто выстаивал [в молитвах] Ночь Предопределения с Верой и надеждой, тому будут прощены его прежние грехи». [Хадис привели: аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатх аль-Бари» (1/ 91, 92) хадис №35 и №37, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (1/523, 524), хадис №759 и №760.].

Если бы «Ночь середины Ша`бана» или «Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» [«Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» – также одно из нововведений, известное как «Ночь рагаиб».] или «Ночь перенесения и вознесения» [(аль-Исра ва аль-Ми`радж) – празднование в честь ночи перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесения из Кудса на небо.] было бы дозволено отмечать совершением поклонения, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы нам на это, разъяснил бы это своей общине и сам бы поступал так. Если бы что-либо подобное имело место в действительности, то сподвижники (да будет доволен ими Аллах) донесли бы это до нас и не стали ничего скрывать. Сподвижники были самыми лучшими и самыми чистосердечными из людей после пророков (мир им). Однако как мы уже узнали из вышеприведённых высказываний учёных, ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников нет никаких достоверных хадисов, указывающих на достоинство «Ночи первой пятницы Раджаба» или «Срединной ночи месяца Ша`бан». Становится ясным, что проведение этих двух ночей является нововведением в Исламе, и, соответственно, отмечание их какими-либо видами поклонения также является порочным нововведением». [См.: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 15-16.].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...