Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Роберто ассаджоли. Символы надличных переживаний




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По словам Ассаджоли, " основная цель психосинтеза состоит в том, чтобы высвободить, точнее, помочь высвобождению энергий высшего Я. Для этого нужно прежде всего способствовать интеграции, объединению индивида вокруг личного я, а затем осуществлению синтеза личного и высшего Я. Следовательно, все рассматриваемые методики должны служить этой основной цели; они не являются неизменным набором средств, но могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться психотерапевтами и воспитателями при условии, что последние помнят об основной цели терапии".

Тем самым он предостерегает нас от отождествления с нашей практикой, с конкретным набором средств. Он напоминает нам о том, что есть нечто более важное, чем практика, что цель предпринимаемых нами усилий состоит в соприкосновении с нашей истинной природой, с высшим Я человека, – и в высвобождении энергий этого Я. Живая практика – это любая практика, способствующая данному процессу в настоящий момент или вообще; если же практика данному процессу не способствует, то сколь бы совершенно и самозабвенно мы ее ни выполняли, пользы от нее нет.

Представленные здесь упражнения доказали свою эффективность, однако, выполняя их, нужно помнить, зачем это делается, – это делается затем, чтобы высвободить и привнести в наш мир энергии высшего Я человека. Необходимость в такого рода энергиях очевидна; как скоро и до какой степени мы сможем высвободить их для тех, кто в них нуждается, зависит только от нас самих.

 

 

Роберто Ассаджоли

СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

 

 

Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, – неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира. Слова эти – не более чем символы или метафоры; слово " дух", например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т. д. Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символическую природу используемых нами выражений. Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное проникновение в существо, обозначаемое ими. Эти слова, указывающие на реалии надличной сферы, способствуют выявлению существенных аналогий между внешним и внутренним миром – именно благодаря тому, что первоначально они были порождены чувственным опытом.

Однако символы таят в себе и другие опасности. Буквально восприняв символ и будучи очарован им, человек не сможет постичь то, на что данный символ указывает. Кроме того, все символы носят односторонний характер: символ способен выразить лишь какую-то сторону обозначаемой им реальности. Этой односторонности можно избежать, только воспользовавшись рядом символов, которые обозначают одно и то же. Взаимопроникновение, синтез многих точек зрения, воплощенных в разных символах, может дать более полное и глубокое представление о том, что они символизируют.

Итак, по нашему мнению, существует четырнадцать категорий или групп символов, способных обрисовать человеку раскрытые перед ним надличные перспективы:

1. Обращение внутрь (интроверсия)

2. Спуск – Нисхождение

3. Подъем – Восхождение

4. Расширение – Распространение

5. Пробуждение

6. Свет – Озарение

7. Огонь

8. Развитие

9. Усиление – Возрастание

10. Любовь

11. Путь – Странствие

12. Превращение – Преобразование

13. Возрождение – Обновление

14. Освобождение

К первой группе относятся символы интроверсии, обращения внутрь. Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации. О типичном, " нормальном" ее представителе, вовлеченном в стремительный водоворот самоцельной активности, можно сказать, что психологически он живет " вне себя". Это выражение, которое в прошлом использовалось для указания на душевный разлад, хорошо описывает состояние человека нашего времени, – человека, ищущего смысл жизни где угодно, но только не в самом себе. Современный человек эксцентричен в полном смысле слова, ибо живет, так сказать, вне своего внутреннего центра.

Очевидно, столь активную внешнюю жизнь нужно должным образом уравновешивать жизнью внутренней. Надо вернуться " в себя", отказавшись от обычных уловок, которые позволяют нам избегать встречи с тем, что с некоторых пор стали обозначать термином " внутреннее пространство". Надо вспомнить, что существует не только внешний мир, но и внутренние миры, и что человек призван изучать и осваивать их так же, как и мир внешний.

Современный человек научился управлять природой и использовать ее силы, но, как правило, не сознает, что все его внешние достижения имеют внутреннее происхождение: все они являются результатом его желаний, стремлений, влечений, импульсов, а также рассуждений, расчетов, целеполагания и других форм психической, то есть внутренней деятельности. Каждое внешнее действие человека является следствием внутренней побудительной причины. Следовательно, необходимо знать эти причины и уметь управлять ими.

Обращение внутрь не только восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровья, – оно позволяет также обрести опыт надличных переживаний. Обращаясь во внутрь, мы открываем свой Центр, свое истинное Существо, самую сокровенную и доселе неизвестную нам часть себя. Это открытие сопровождается так называемыми " пиковыми переживаниями", которые прекрасно описал Абрахам Маслоу.

Вторая группа состоит из символов, связанных с нисхождением, или спуском к основанию, " фундаменту" нашего существа. Исследование неосознаваемого символически трактуется как углубление в пропасти внутреннего мира, как исследование " дна" души. Этот символ начал широко использоваться с появлением психоанализа, однако не был открыт последним. Уходя корнями в далекое прошлое, в древности он был наполнен и более глубоким содержанием, – вспомним нисхождение Энея в Аид у Вергилия и Дантовское описание ада. О " безднах души" говорили и многие мистики. Кроме психоанализа в узком смысле слова, существует также " глубинная психология", представленная Юнгом и другими. Ее основной постулат гласит, что человек должен найти в себе мужество осознать все свои дискредитированные, " теневые" стороны, а затем включить их в состав своей личности наряду со " светлыми", сознаваемыми ее сторонами. Такое признание и последующее включение является актом смирения и в то же время силы. Человек, который пожелал и смог признать низкие стороны своей личности, не позволив при этом обретенному знанию подавить себя, достиг истинной духовной победы.

Однако погружение в глубины связано с определенными опасностями. Сказка об ученике чародея напоминает, как легко дать " водам" вырваться на волю и как трудно потом заставить их войти обратно в свое русло, управлять ими. В связи с этим ценной может оказаться практика Роберта Дезуаля с его методом " пробужденного сна". Он использует символ нисхождения, но основной упор делает на символе восхождения. Относительно же нисхождения он указывает, что осуществлять его надо постепенно и осторожно: начинать следует с активации высших уровней сознания и лишь затем, по мере того как субъект начинает ощущать свою силу, осторожно приступать к изучению все более глубоких уровней бессознательного. Задача состоит в том, чтобы устранить разрыв между сознанием и низлежащими неосознаваемыми уровнями, – разрыв, который возник в результате подавления и осуждения этой стороны личности сознательным эго, не желающим признавать ее из гордыни или из страха. Такое подавление не дает никаких положительных результатов. Пытаясь искоренить или уничтожить какую-то нежелательную часть себя, человек лишь возбуждает ее, стимулирует ее противодействие. С другой стороны, признать эту часть своею не означает уступить ее требованиям. Признание своих глубин есть необходимое условие их преобразования.

Третья группа символов связана с подъемом, восхождением, – освоением " внутреннего пространства" в верхнем направлении. Существует восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых, в свою очередь, имеет более высокие и более низкие уровни. Так, в первом из внутренних миров – мире эмоций – отчетливо различаются уровень слепых страстей и уровень возвышенных чувств. Далее идет мир ума, где также можно обнаружить разные уровни: уровень конкретного аналитического рассудка и уровень отвлеченного философского разума (нуса). Кроме упомянутых миров, существуют также мир интуиции, мир воли и еще более высокий невыразимый мир, на который можно только указать, назвав его " запредельным".

Символика восхождения использовалась во все времена. Все религии воздвигали свои храмы на возвышенностях, на вершинах гор; в древности многие горы сами по себе считались святыми. Символ неба или небес – высшего мира, обители богов и цели человеческих стремлений – универсален.

Символы четвертой группы – это символы расширения сознания. Следует заметить, что несмотря на взаимоисключающий, казалось бы, характер некоторых символов, в действительности они предполагают и дополняют друг друга. Так, нисхождение не исключает восхождения, а упрочивает фундамент последнего, тогда как восхождение, в свою очередь, обеспечивает безопасность нисхождения. Подобным же образом для того, чтобы не потерять себя на просторах расширяющегося сознания, необходимо прежде обратиться вовнутрь и упрочиться в центре своего существа. Эти два процесса – расширение и центрирование – не исключают, но дополняют друг друга.

Психиатр Г. Урбан говорит о " спектре сознания", утверждая, что мы сознаем лишь ограниченную область, аналогичную видимому диапазону электромагнитных волн от красного до фиолетового; существуют, однако, и другие психодуховные области, аналогичные инфракрасному и ультрафиолетовому диапазонам электромагнитного спектра. Мы можем расширить свое сознание, включив в него более широкую сферу впечатлений. Расширение сознания должно быть именно сферическим, осуществляться во всех направлениях – не только по вертикали, но также по горизонтали, то есть от индивида к группе, обществу и всему человечеству. При этом важно не утратить сознания себя в рамках целого, не " потерять" себя в целом. Расширение, которое ведет ко включению в себя других существ, соединяется с символикой любви (см. десятую группу).

Еще одну координату расширения сознания образует время. Как правило, человек живет одним днем, растворяясь в сиюминутных нуждах. Но он может расширить свое сознание, включив в него более широкие временные циклы, весь многомерный временной континуум. Это ведет к постижению, что жизнь человека обретает смысл и ценность не благодаря какому-то моменту жизни, но благодаря процессу, который разворачивается по меньшей мере в промежутке между физическим рождением и смертью индивида. Это расширение во времени, это включение в себя все более широких временных циклов готовит человека к переходу – можно даже сказать, скачку – из времени в вечность, понимаемую не как неограниченная длительность, а как вневременное трансцендентальное измерение, в котором наш внутренний центр, Я, пребывает над потоком течения времени.

Теперь мы переходим к пятой группе символов, – символам пробуждения. Состояние сознания обычного человека можно назвать состоянием сна в мире иллюзий. К их числу относится иллюзия " реальности" картины мира, рисуемой нашими чувствами, а также множество иллюзий, порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Что касается внешнего мира, то, как показала современная физика, все его предметы, которые представляются нашим чувствам прочными, непроницаемыми и неподвижными, в действительности образуются вихрями бесконечно малых и бесконечно быстро движущихся элементов. Тем самым современная наука пришла к фундаментальной концепции индуизма, согласно которой все " явленное" является Майей, иллюзией, кажимостью.

Кроме того, существуют эмоциональные и мысленные иллюзии, которые определяют течение нашей жизни, опять и опять вынуждая нас ошибаться в оценках, совершать ошибочные действия и страдать от этого. И здесь современная психологическая наука пришла к тем же выводам, что и древняя мудрость, показав, что человек видит каждую вещь и каждое существо сквозь густую вуаль своих эмоциональных реакций, следов прошлых психических травм, чужих мнений и т. п. Следствием этого являются мысленные иллюзии: человек полагает, что мыслит объективно, тогда как в действительности он пребывает во власти " идолов", как их называл Бэкон, – предвзятых мнений и коллективных внушений.

Все это формирует своеобразное состояние сна наяву, от которого человек может и должен пробудиться. Чтобы пробудиться, необходимо прежде всего мужественно встать лицом к лицу с реальностью и признать, что в нас отсутствует внутреннее единство, что в нас сосуществуют многие самостоятельные субличности, определяющие наши чувства, мысли и действия. Иными словами, первый шаг к пробуждению состоит в том, чтобы осознать все то, что существует в нас независимо от нас. Второй шаг состоит в том, чтобы осознать, кем мы есть в действительности, – центром самосознавания, самим собою, зрителем той трагикомедии, каковой является наша жизнь.

Доктрина, равно как и практика пробуждения уходят корнями вглубь веков. Будда особо подчеркивал в своем учении необходимость пробуждения, а самого его называют " Совершенно Пробужденным". Хорошо способствует приближению такого пробуждения упражнение, выполняемое сразу после обычного пробуждения от ночного сна; оно связано с непосредственным переходом к последующему пробуждению в мире надличного сознавания. Отношение между этими двумя состояниями может быть выражено в форме уравнения: сон относится к обычному бодрствующему состоянию так, как последнее относится к надличному пробуждению.

К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова " озарение", " просветление" и т. д. Первая стадия озарения, сопутствующая первому шагу к пробуждению, выражается в обретении способности ясно видеть все, что происходит у нас внутри. Вторая стадия озарения выражается в разрешении неразрешимых прежде проблем посредством особого инструмента внутреннего видения, интуиции. Интуитивная сознательность в конце концов заменяет интеллектуальное, логическое и рациональное сознание, – точнее, включает в себя и трансцендирует, превосходит последнее. Интуиция ведет к подлинному отождествлению с постигаемым объектом, сознаванию сущностного единства субъекта и объекта.

Существует еще одна стадия озарения: восприятие света, присутствующего как в душе человека, так и во всем творении. Тому имеются многочисленные свидетельства; многие мистики описывали свое внутреннее озарение. В буддизме, особенно в дзен-буддизме, разработаны специальные методики, направленные на стимуляцию внезапного просветления.

Седьмая группа – символы огня – относится к числу самых распространенных. Поклонение огню или почитание его свойственно всем религиям. Повсюду на алтарях в светильниках и лампадах горит священный огонь, мерцает пламя. Переживание внутреннего огня испытывалось многими мистиками: достаточно будет упомянуть св. Екатерину Сиенскую и Блеза Паскаля. Огонь выполняет прежде всего очистительную функцию, и именно с такою целью он применялся в " духовной алхимии".

Символы восьмой группы обозначаются словами " эволюция " и " развитие ". В определенном смысле об этих словах можно говорить как о синонимах. Развитие означает высвобождение внутренних сил и подразумевает переход от возможного к действительному. Два основных символа развития – зерно и цветок: зерно, которое скрыто, содержит в себе возможность дерева, и цветок, который, распускаясь из закрытого бутона, предшествует плоду.

Привычность такого рода явлений выработала у нас безразличие к чуду, благодаря которому из желудя развивается дуб, а из ребенка взрослый человек. Действительно, где в желуде содержится дуб? Аристотель пытался объяснить это чудо " энтелехией", иные – " моделью" и " архетипом".

Другим символом, широко распространенным в древности, был символ цветка: Золотого Цветка в Китае, лотоса в Индии, розы в Персии и Европе. Символика лотоса тесно связана с тем, что происходит в человеке. Корнями лотос погружен в землю, стебель его проходит сквозь воду, а цветок раскрывается на воздухе под воздействием солнечных лучей. Лотос может служить символом человека, земную основу которого составляет физическое тело, тогда как психологически он развивается в эмоциональной (" вода" ) и умственной (" воздух" ) сфере. Постижению себя, внутреннего центра соответствует раскрытие цветка под животворным воздействием солнца, символа духа. На символике лотоса основаны некоторые восточные методы развития и медитации.

Все это относится в значительной степени и к розе, символика которой первоначально пользовалась персидскими поэтами-мистиками. В Европе мы находим " мистическую розу" Данте, а также некоторые более менее тайные движения, в частности Розенкрейцеров.

Символ развития приложим к двум разным стадиям человеческого роста: от ребенка до взрослого человека и от " нормального" до " просветленного" индивида. Мария Монтессори, которая посвятила себя воспитанию детей и взорвала воспитательную систему прошлого, справедливо указывала, что " развитие ребенка во взрослого происходит в самом ребенке, и если взрослый не вмешивается, пытаясь одарить его сокровищами своей премудрости, ребенок радостно решает эту задачу. Дитя есть зерно человеческое: подобно тому как дуб содержится в желуде, в ребенке содержится взрослый". О второй стадии роста человеческого существа можно сказать, что она представляет собой переход к надличной фазе развития.

Девятая группа символов включает символы усиления или возрастания. Надличные переживания можно рассматривать как усиление жизни сознания, повышение ее напряженности или психологического " вольтажа" по сравнению с тем, которым живет средний человек.

Такое возрастание также имеет две стадии или ступени. На первой происходит усиление всех дремлющих, недостаточно развитых сил и функций человека. Вторая стадия допускает переход от личных сил к силам надличного уровня, так что на ней могут проявиться различные парапсихические способности. Такие способности в сочетании с высшими нравственными и духовными качествами приписывались многим " просветленным", " пробужденным" и " посвященным" от Моисея до Пифагора, от Будды до Христа, а также различным мистикам. Некоторые применяли их намеренно и сознательно; у других они проявлялись спонтанно, иногда даже против их воли. Можно сказать, что иногда эти способности являются следствием, своего рода побочным продуктом надличных переживаний.

К десятой группе относятся символы любви. Человеческая любовь как таковая является более или менее сознательным стремлением " выйти" из себя, преступить границы обособленного существования и соединиться с другим существом. Мистики всех времен говорили о своем единении с Богом или Высшим Существом, используя при этом символику человеческой любви. Можно вспомнить библейскую " Песнь песней" и те выражения – иногда довольно рискованные, – в которых описывали свой опыт св. Екатерина Сиенская и св. Иоанн Креста.

Символы одиннадцатой группы включают в себя символы Пути, путешествия, странствия. Эти символы также использовались и используются повсеместно. Монахи говорят о " мистическом пути". Нередко символ пути находит свое физическое воплощение в форме паломничества по святым местам. Данте назвал свое прохождение через ад, чистилище и рай странствием.

Теперь мы переходим к двенадцатой группе, символам трансмутации – превращения, преобразования. С помощью определенных средств тело и душа человека могут быть преобразованы в нечто более совершенное. При этом происходит органичное и гармоничное объединение всех сторон человеческого существа – " биопсихосинтез", – осуществляется " психодуховная алхимия". Когда речь заходит об алхимии, на ум обычно приходят попытки трансмутации неблагородных металлов, превращения их в золото. Между тем за химической терминологией средневековых алхимических трактатов нередко скрывались рецепты трансмутации человеческих качеств, психодуховная алхимия. Некоторые современные авторы признают это; в частности, изучению алхимической символики посвятил много времени в последние годы жизни Карл Юнг. В своей книге " Психология и религия" он подробно обсуждает этот вопрос и рассказывает, как обнаружил алхимическую символику в снах своих пациентов, а также в рисунках психически больных и здоровых людей.

Превращение и преобразование человека осуществляется двумя путями, идет в двух противоположных направлениях, причем пути эти не отрицают, но дополняют друг друга. Первый путь состоит в трансмутации посредством сублимации, " возгонки"; во втором случае преображение осуществляется посредством " осаждения", нисхождения сверхсознательных энергий в личность, включая физическое тело. Сочетание этих двух путей ведет к полному биопсихосинтезу.

Тринадцатая группа включает в себя символы возрождения, " нового рождения". Она связана с предыдущей группой, поскольку полное превращение человека создает основу для его возрождения, которое в сущности представляет собой не что иное, как " новое рождение", рождение " нового человека" из глубин старой личности. Брахманов в Индии называют " дваждырожденными". Символ этот широко использовался в христианстве, а мистики говорили о " рождении Христа в сердце".

Символы четырнадцатой группы – символы освобождения – родственны символам развития. Они означают уничтожение препятствий, освобождение от иллюзий и комплексов, от отождествления с различными " ролями", которые мы играем в жизни, с " масками", которые мы одеваем, с нашими " идолами" и т. д. Освобождение означает также высвобождение и активацию наших скрытых возможностей.

Символика освобождения пронизывает все великие мировые религии. В Индии Будда говорил: " Подобно тому, как вода морская проникнута солью, учение мое проникнуто освобождением". В христианстве ап. Павел утверждает " свободу сынов Божиих".

В наше время Франклин Рузвельт провозгласил " четыре великие свободы": свободу выражать свое мнение, религиозную свободу, свободу от нищеты и свободу от страха. Из этих четырех основополагающей является свобода от страха, ибо поистине свободен лишь тот, кто свободен от страха.

Здесь, однако, мы сталкиваемся с парадоксом. Наряду со своим спонтанным стремлением к свободе человек в то же время боится ее. Это объясняется тем, что свобода неразрывно связана с ответственностью, самоконтролем, мужеством и другими качествами. Справедливо говорится, что " цена свободы – постоянная бдительность". За свободу нужно бороться и отстаивать ее каждый день, можно даже сказать, каждый момент. Интуитивно чувствуя это, человек боится " бремени свободы" и пытается его избежать. Этот страх является одним из мотивов нежелания становиться взрослым, равно как и стремления регрессировать к младенческому состоянию. Этот страх присущ каждому из нас, и, обратившись к собственным глубинам, мы обнаружим там множество инфантильных и регрессивных тенденций. Примером такой тенденции могут служить и ностальгические воспоминания о " старых добрых временах", – воспоминания, которым предавались люди всех эпох. Однако тенденция эта бесперспективна и опасна. Она бесперспективна, ибо любая попытка остановить неудержимое течение потока нашей и окружающей нас жизни обречена на провал; и она опасна, ибо чревата серьезными невротическими расстройствами.

* * *

Все эти символы могут быть использованы в психологических упражнениях для того, чтобы стимулировать соответствующие надличные переживания и способствовать синтезу личного и надличного уровней, становлению Целостного Человека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...