Можно ли выделять пятничный день для уразы.
http://www.youtube.com/watch?v=m8kakiOR0kE Ответ: В этом вопросе три мнения.
Первое мнения. Это является запретным и это мнение абу Тойб Ат-Табари передал от имама Ахмада, а так же от ибн Мунзира и от некоторых шафиитов, и передал это мнение ибн Мунзир и ибн Хаджр то что запрещено держать уразу в пятничный день от Али а так же абу Хурайры от Сальмана Аль-Фариси и от абу Зарра. Говорит автор книги асар абу Хурейра и абу Зарра являются достоверным, а что касается асара Али и Сальмана аль-Фариси то два этих асара являются не достоверным. В сноске приходит что касается асара Али ибн аби Толиба приходит у ибн аби Шейба двумя иснадами, в первом иснаде аль Харис Аль-Авар который является лжецом и во втором иснаде Имран ибн Забьян которым является слабым передатчиком и к тому же его шейх Хаким ибн Саад является не известным передатчиком. Что касается асара Сальмана то его приводит абдуРраззак в своем мусаннафи с иснадом прерванным. То есть два этих асара являются не достоверным. Говорит ибн Хазм: «Мы не знаем что бы кто то из сподвижников противоречил этим сподвижникам в мнении о том что в пятницу уразу держать нельзя». И первое мнение в вопросе выбрал ас-Санани и аш-Шаукани. И это мнение является правильным и на правильность этого мнения указывает хадис абу Хурейры у Бухари и Муслима который упомянут в главе под номером 673-м.
В Сахихе пришло от Джувайрии бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел к ней в пятницу, когда она постилась. Он спросил ее: "Ты постилась вчера?" Она сказала: "Нет". Он спросил: "Собираешься ли ты поститься завтра?". Она сказала: "Нет". Он сказал: "Тогда прерви свой пост". Хаммад ибн аль-Джа'д сказал: "Я слышал как Катада сказал: Абу Айюб сказал мне, что Джувайрия говорила с ним, и он сказал ей, чтобы она прервала свой пост, и она сделала это". (Бухари, 1850).
То есть пришел приказ от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тогда разговись (прерви пост) и эта основа в приказе указывает на обязательность.
Второе мнение. Держать уразу в пятницу является не желательным и это мнение большинства ученных и в довод они привели те же самые доводы, которые привели приверженцы первого мнения.
Третье мнение. Пост в пятницу желательно держать так и это мнение имама Малика и сказал ад-Дауди говорит этот хадис о запрете держать пост в пятничный день до имама Малика не дошел, а если бы он до него дошел, то имам Малик не противоречил бы ему и о том что держать уразу в пятницу желательным является мнением абу Ханифы.
Что касается мудростей почему держать уразу в пятницу запрещено то возможно потому что это является одним из праздничных дней мусульман, а как известно в праздник ураза не держится.
[Примечание редактора стенограммы]: Пятница считается праздником мусульман, а известно, что в праздничные дни пост запрещен. Некоторые богословы считают этот запрет категорическим. Однако большинство богословов считает, что поститься в пятницу не запрещено, если пятница попадает на те дни, когда мусульманин регулярно соблюдает добровольный пост. Это мнение подтверждается хадисом, рассказанным со слов Ибн Мас‘уда, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в каждом месяце по три дня и редко разговлялся по пятницам. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 193.
Множество обобщенных хадисов, указывающих на то, что нельзя соблюдать пост в пятницу, кроме как с днем до или после.
Следует знать, что пятничный день запрещается для поста по той причине, что это день Ида в Исламе, а в дни Ида поститься запрещено. И доводом на то, что этот день является Идом служит хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице: «Поистине, этот день Аллах сделал ‘Идом для мусульман. И тот, кто придет на пятничную молитву, пусть искупается, и если у него есть благовоние, пусть умастится ими. И используйте сиуак». Ибн Маджах 1098. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 2258.
А доводом на то, что этот день Ида и в него нельзя поститься, если только с днем до или после, служит хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пятничный день является днем ‘Ида! Так не превращайте же день вашего ‘Ида в день, в который вы поститесь, если только вы не поститесь с днем до него или после него». Ахмад 15/157. Шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Также и ‘Али ибн ‘Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто желает соблюдать добровольный пост каждый месяц, пусть поститься в четверг и не постится в пятницу, так как это день еды, питья и поминания Аллаха”. Ибн Иби Шайба 3/44. Имам аш-Шаукани назвал иснад хорошим.
Къайс ибн Сакан рассказывал: “Однажды мимо Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) проходили люди, соблюдавшие пост в пятницу, и он сказал им: «Клянусь, вам лучше разговеться, ибо, поистине, этот день является ‘Идом!» ” Ибн Аби Шайба 2/160. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Таким образом, основа поста в пятницу - это порицаемо и запрет. И исключением является пост в этот день с днем до или после. Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не соблюдает пост в пятницу, кроме как с днем до него или после него». аль-Бухари 1985, Муслим 1144.
Что же касается того, кто соблюдает свой определенный пост, как скажем пост через день, пост в день Арафа или Ашура, трехдневный пост каждый месяц, и этот день выпал на пятницу, то нет в этом никаких проблем, о чем говорили многие ученые. В качестве довода они приводили следующий хадис: Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (къыям) из прочих ночей, и не избирайте пятницу для поста из прочих дней, если только речь не идет о посте, который кто-то из вас соблюдает в другие дни». Муслим 1144.
Ибн Кудама сказал: "Нежелательно выделять пятницу для поста, кроме как если это совпадает с постом, который человек соблюдает обычно, как например, если человек постится через день, и тот день, что он постится, выпадает на пятницу, или человек, который имеет привычку поститься первый или последний день месяца, или посередине месяца». Источник: «Аль-Мугни», 3/53.
Ан-Навави сказал: "Ученые нашего мазхаба говорили: нежелательно выделять пятницу для поста, но если кто-то совмещает его с предыдущим или последующим днем, или он совпадает с днем, в который он обычно постится, или если он дал обет поститься в тот день, когда его любимый человек излечится, или в то день, когда такой-то и такой-то вернется, и этот день выпадает на пятницу, то пост не является нежелательным". Источник: аль-Маджмуа Шарх аль- Мазхаб, том 6, стр. 479.
Шейхуль-ислам Ибн Теймия сказал: "Сунна говорит, что нежелательно выделять Раджаб для поста, и так же нежелательно выделять пятницу для поста". Источник: Аль-Фатава аль-Кубра, том 6, стр. 180.
Шейх Ибн Усеймин сказал: "Что касается пятницы, то не является Сунной поститься в этот день, и нежелательно выделять его для поста". Источник: «Аш-Шарх аль-Мумти ", том 6, стр. 465.
Хафиз Ибн Хаджар сказал, перечисляя причины, по которым соблюдение поста в пятницу не порицаемо: “Дозволено поститься в пятницу с днем до или после; или если выпал на пятницу какой-то из дней, в которые обычно этот человек постится, как тот, кто постится белые дни (три дня в середине лунного месяца, 13, 14 и 15 числа каждого месяца по Хиджре); или кто обычно соблюдает пост в определенный день, как день ‘Арафа, который совпал с пятницей. Также дозволено соблюдать пост в этот день тому, кто дал обед поститься, если возвратится Зейд (имя приведено для примера) или будет исцелен такой-то (даже если это произошло в пятницу)”. См. “Фатхуль-Бари” 5/418.
Когда ученых Постоянного комитета спросили о посте в день ‘Арафа, который совпал с пятницей, можно ли соблюдать пост лишь в этот день без дня до или после, они ответили: “Узаконено соблюдение поста в день ‘Арафа, даже если он выпал на пятницу, без соблюдения поста до этого дня”. Но потом они заключили: “Однако, если он будет соблюдать пост и в день до пятницы, то это будет лучше, поскольку в этом предосторожность и соответствия двум хадисам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 6655.
Они имеют в виду следующие два хадиса: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.
То же самое относится к тому, кто возмещает пост с месяца Рамадан. "Допустимо для мусульманина поститься в пятницу, чтобы возместить дни поста с Рамадана, даже если он постится только в пятницу". Источник: Фатва Ляджна Дайма, том 10, стр. 347. [Конец примечания].
______________________________________________________________ Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака». (Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|