Государственное автономное образовательное учреждение
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Тема: Общий обзор литературы 18-19 веков. Романтическое восприятие красоты крымской природы: Крым в воспоминаниях русских поэтов и писателей: В. В. Капнист, В. А. Жуковский. А. С. Грибоедов, К. Н. Батюшков». Для чтения и изучения К. Н. Батюшков. Элегия «Таврида». Романтическое восприятие «полуденной страны».
I. Информационный блок 1. Актуализация знаний (контроль знаний, умений, навыков) 1. Какие народы проживают в современном Крыму? 2. Легенды народов Крыма – это… 3. Работа с текстами легенд, их анализ (фронтальный опрос) Текст лекции ( с элементами беседы):
Особенности развития русской литературы в конце XVIII – начале XIX века. По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая " изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.
1. Художественные методы к. 18 – нач. 19вв. Новая русская литература начинается в Петровскую эпоху, т. к. реформы Петра I способствовали тому, что литература и искусство начали приобретать черты светскости, общедоступности, злободневности. В начале 18 в. М. В. Ломоносов и его современники обрабатывают литературный язык; опираясь на европейские языки, создают систему литературных жанров, теорию «трёх штилей». Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм. Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия. Русские писатели создают свои произведения, опираясь на принципы художественного метода – классицизма. Классицизм (лат. - образцовый) – художественный метод, в основе которого: 1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения античности – художественной нормой; 2. Культ разума; (ценилась образованность) 3. Обращение к общественной, гражданской проблематике; 4. Произведение строится как логически завершённое целое, для него характерны строгая сюжетно-композиционная организация, прямолинейное изображение человеческих характеров (герои строго делятся на отрицательных и положительных, которые идеализируются).
Классицизму характерна строгая иерархия жанров: 1. Высокие: ода, трагедия, эпопея. 2. Средние: письма, дневники. 3. Низкие: басня, комедия, сатира. Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Драматическим произведениям предписывалось соблюдение «трёх единств»: места, времени и действия.
В основе теории К. лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества. Все виды исккуства должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. В системе ценностей К. на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами. В воспитании такого человека главнейшую роль играет литература, т. к. именно в ней он находит образцы для подражания. В произведениях классицизма почти всегда звучит поучительная интонация. Грандиозных успехов классицизм достиг в архитектуре. Произошёл расцвет в драматургии, что логично привело к развитию театрального искусства. Театр стал самым популярным зрелищем. Представители классицизм в русск. лит-е: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин. К концу 18в. зарождается новый художественный метод – сентиментализм, который был противопоставлением для классицизма. Сентиментализм (фр. – чувство, чувствительность) – художественный метод (и литературное направление), признающие основой человеческой природы не разум, а чувство. Важнейшее свойство сентиментализма – стремление исследовать человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, переживаниях. Сентиментализм обращается к изображению частной человеческой жизни, утверждает ценность отдельной личности. Главные темы сентиментализма – любовь, дружба, страдание. Герой – простой человек, представитель низших сословий, наделённый врождённой нравственной чистотой, богатым духовным миром. Жанры С.: дневник, повесть, послание, путешествие, сентиментальный роман, элегия. Представители С. в русск. лит-е: М. Карамзин, А. Н. Радищев, В. А. Жуковский. На рубеже столетий третьим художественным методом становится романтизм. Романтизм (фр. - таинственный, странный, ) – тип художественного мышления и способ отображения действительности, в основе которого лежат принципы: 1. Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому. 2. Стремление автора пересоздать действительность, используя фантастику, гротеск, символику. 3. Герой – исключительная личность, одинокая, неудовлетворённая действительностью, мятежная, бунтующая против миропорядка, наделённая стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу.
4. Ведущая черта романтизма: герой осознаёт несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым. 5. Провозглашение ценности человеческой личности и индивидуальности. Жанры: поэма, баллада, элегия. Представители Ром-а. в русск. лит-е: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Особая роль в литературе 19 в. принадлежит реализму, который сформировался к 1830-ым годам. Реализм (лат. – вещественный, действительный) – тип художественного мышления и способ отображения действительности, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах». Как художественный метод реализм делят на три этапа: 1-ый: просветительский – к. 18 – н. 19вв. (Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов); 2-ой: критический – с середины 19в. (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой); 3-ий: социалистический – 20-й век (М. Горький, А. Н. Толстой; сатира В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко; творчество А. Твардовского, К. Симонова, В. Гроссмана…).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|