Художественным открытием реализма стала узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера.
В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живёт. Писатель с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. В основе Р. лежат историзм мышления (умение автора видеть историческую перспективу, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – первый русский реалистический роман. Реализм как художественный метод был главным не только на протяжении всего 19в., но остаётся таковым до сих пор. Художественным открытием реализма стала узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера. Жанры: повесть, роман. Вторая пол. 19в. получила название «эпоха русского романа». Благодаря романам Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого русский роман приобрёл мировое значение. 2. Литературные общества и кружки. В нач. 19в. литература стала важной и неотъемлемой частью жизни дворянского общества. Возникло то, что называется литературной жизнью – объединение писателей и всех, кто близок к литературе, в группы, кружки, общества, насыщенный обмен мнениями, идеями, замыслами… Названия обществ и кружков: 1. Дружеское литературное общество. 2. Вольное общество любителей словесности. 3. Общество любомудрия. 4. Беседа любителей русского слова. 5. Арзамасское общество безвестных людей. В литературных салонах, существовавших в аристократических домах, читающая публика имела возможность познакомиться с литературными новинками раньше, чем они были опубликованы. Поэты и писатели сами читали свои произведения.
3. Литературная критика. Начало 19в. – это время рождениярусск. литературной критики. Критерием оценки художественного произведения становится личный вкус критика, соответствие или несоответствие пр-я его взглядам. Первыми профессиональными русск. критиками были Н. И. Надеждин, И. В. Киреевский, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский. Именно В. Г. Белинский стал во многом «зеркалом» для русск. писателей и ориентиром для общественного читательского сознания. На протяжении 20-и лет он был непререкаемым авторитетом и для тех и для других. Первая пол. 19в. стала для русск. литературы временем блестящих побед и великих открытий. 19 век называют «Золотым веком » русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. А. Фета, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова. Творчеством Ф. И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня мы говорим о представителях этого периода развития литературы имеющих отношение к Крыму. Это В. В. Капнист, В. А. Жуковский. А. С. Грибоедов, К. Н. Батюшков.
Капнист, Василий Васильевич. Литератор. Родился в 1757 году в Обуховке, в Миргородском уезде, в имении, подаренном роду Капнистов Императрицей Елизаветой Петровной. Он был сыном бригадира Василия Петровича, убитого в сражении при Грос-Эгерсдорфе. Предок К. Стомателло Капнисси в 1702 был возведен в графское достоинство Венецианской республики за доблесть, проявленную в сражениях с турками (титул был утрачен в нач. XVIII в. и восстановлен потомками К. в 1876). Дед К., П. X. Капнист, в 1711 бежал из Греции в Россию. Отец К., В. П. Капнист, был сотником Слободского полка, затем полковником Миргородского полка; в 1737 отличился при взятии Очакова, за что был награжден имениями в Малороссии (самым крупным из них было с. Обуховка на р. Псёл); погиб в битве при Гросс-Егерсдорфе 19 авг. 1757, за полгода до рождения шестого сына в семье. До 13 лет К. прожил в Обуховке. Его мать, происходившая из рода Дуниных-Борковских, стремилась дать сыновьям хорошее домашнее образование, в частности знание немецкого и французского языков. В имении часто гостили поэты и переводчики, принадлежавшие к Нежинскому греч. братству.
О первоначальном его образовании сведений нет. Несомненно, он получил домашнее воспитание, что было в обычае того времени среди богатых и знатных. На 16-м году он поступил капралом в Измайловский полк, а через три года в 1775 г. был уже офицером Преображенского полка. В 1782 г. был избран Миргородским предводителем. Через год был контролером главного управления. В 1785 г. Киевским предводителем дворянства, а через два года был назначен надзирателем Киевского шелковичного завода, бывшего под ведением Кабинета Его Императорского Величества. В 1799 г. начал службу в Императорской театральной дирекции, откуда уволился в 1801 году с чином статского советника. Живя в Петербурге, он сближается в кружке Г. Р. Державина, которому приходился родственником, со многими писателями того времени, Богдановичем, Львовым, Хемницером и др. и под их влиянием, написал сатиру " На нравы". Оставив вскоре совсем службу, он поселяется в провинции, где и посвящает себя общественной и литературной деятельности. Им написаны здесь: " На рабство" и " На истребление в России звания раба" и несколько од, воспевающих победу русского оружия в Турции и подвиги Суворова. Но лучшим его произведением была комедия " Ябеда". Это была суровая сатира на судейские нравы конца XVIII века. «Ябеда», по-видимому, все-таки понравилась Павлу I, хотя он и приказал запретить ее. В противном случае невозможно объяснить назначение К. директором имп. театров Петербурга в нояб. 1799. Занимая этот пост, К. стремился улучшить репертуар и добился перевода из Москвы талантливых актеров (Я. Шушерина, А. Пономарева, Н. Сахарова). В это время К. была написана одноактная комическая опера «Клорида и Милон», премьера которой состоялась 6 нояб. 1800 на сцене одного из петербургских театров (изд.: СПб., 1800). Позднее К. возвращался к драматическому роду — в кон. 1800-х гг. им были написаны трагедии «Гиневра» (сохранился лишь «металог» — шутливые стихи о своей трагедии) и «Антигона»
1801, выйдя в отставку в чине ст. советника, он покинул Петербург. В янв. 1802 К. был избран генеральным судьей Полтавской губ., а в июле того же года назначен там же директором народных училищ. Об авторитете, приобретенном в эти годы, свидетельствует избрание К. в 1812 в кандидаты (заместители) губернского маршала, а в 1817 — маршалом Полтавской губ., обязанности которого он исполнял до 1822. В 1796 в Петербурге был опубликован первый сборник стихов поэта — «Сочинения Василия Капниста», включавший четыре раздела: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи», «Эпиграммы». Часть стихотворений сборника уже была опубликована в периодике, некоторые же из них появились здесь впервые («Ода на смерть Плениры», «Ода на уныние», «Ода на твердость духа», «Ода на дружество», «Друзьям моим», «Красавице», «Чижик» и др. ). Последние годы жизни К. провел в Обуховке. Наиболее близкая дружба связывала его с драматургом и переводчиком И. М. Муравьевым-Апостолом, имение которого Хомутец находилось в 20 километрах от села К. Радушие и широта интеллектуальных интересов хозяина привлекали в Обуховку молодежь; частыми гостями в 1810-е гг. здесь были будущие декабристы (сыновья И. М. Муравьева-Апостола, П. И. Пестель и др. ). Членами «Союза благоденствия» стали сыновья К., Алексей и Семен, В семье брата К., П. В. Капниста, воспитывался декабрист Н. И. Лорер. Скончался в 1824 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|