Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. «Суждение как логическая форма мышления»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Методические указания к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения

Логика

Наименование направления подготовки

40.30.01.62 Юриспруденция

Наименование профиля (при наличии)

Все профили

Автор(ы):

Екатеринбург 2015 '

 

Введение

Освоение учебного курса логики студентами – заочниками рассчитано на 72 часа, из которых 8 часов – аудиторных занятий (4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия) и 64 часа самостоятельной работы. Форма промежуточной аттестации – зачет.

Данное методическое пособие включает:

1. Методические указания по самостоятельной работе студентов при изучении курса «Логика»

2. Планы семинарских занятий, проводимых в сессионный период

3. Список литературы к учебному курсу «Логика»

4. Домашнее задание к семинару, который будет проводиться в период сессии.

5. Дополнительный список логических заданий по трем темам курса «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение» для самостоятельной работы студентов по освоению курса.

6. Список вопросов к зачету по курсу «Логика»

7. Тесты по основным темам курса логики

Методические указания по самостоятельной работе студентов при изучении курса «Логика»

 

Зачет по курсу «Логика» состоит из трех частей:

  1. решение тестов по теоретическому материалу предмета с результатом не менее 60% на практическом занятии (общий список тестов приведет в данном методическом пособии). На занятии каждому студенту дается тест из пяти вопросов. Желательно предварительно прорешать тесты по мере освоения тем курса еще до прибытия на сессию;
  2. проверка выполнения домашнего задания и собеседование с каждым студентом по теоретическому материалу во время проведения семинарского занятия;
  3. решение на зачете задач по билету, содержащему два задание: одно- по теме «Умозаключение», а второе по теме «Понятие» или теме «Суждение».

 

При решении задач в рамках индивидуального задания в билете необходимо обратиться к теоретическому материалу курса по указанным выше темам.

 

Для облегчения работы студентам предлагается посмотреть три ПРЕЗЕНТАЦИИ с сокращенным материалом по темам: 1. «Предмет логики» (включающей материал по тему «Понятие»), 2. «Суждение», 3. «Умозаключение».

Презентации расположены на Портале электронных ресурсов УрГЭУ на «Открытом сайте кафедры философии»-Ресурсы – Папка «Логика»

 

Планы семинаров для заочников:

 

 

Тема 1. «Понятие как логическая форма мышления»

Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятия: понятия и термины. Логическая характеристика понятия: содержание и объем понятия. Виды понятий.: единичные, общие и пустые (нулевые); конкретные и абстрактные; относительные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несобирательные понятия.

Отношение между понятиями. Логические отношения между понятиями по объемам: совместимые понятия и типы совместимости (равнозначность, включение и пересечение понятий), и несовместимые понятий и их типы (противоречивость и противоположность понятий).

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Операции ограничения и обобщения понятий

Операция определения понятия. Правила построения определения. Логические ошибки в определениях. Приемы, заменяющие определение.

Деление и классификация понятий. Основные элементы деления. Правила деления (требования, предъявляемые к логической операции деления понятия). Возможные ошибки при делении. Классификация как специальный вид операции деления. Правила классификации и возможные ошибки при классификации. Дихотомическое деление понятий.

Значение логических операций с понятиями для работы с экономическими и правовыми текстами документов и в практике научного исследования.

 

Интерактивные формы обучения:

1. Решение заданий по теме и их совместное обсуждение

2. Взаимообучение студентов в группе.

 

 

Тема 2. «Суждение как логическая форма мышления»

Общая характеристика суждений. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Простое суждение и его виды: суждение свойства (атрибутивное), суждение отношения (реляционные), суждение существования. Структура общего, частного и единичного суждения. Объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству (суждения типа A, E, I, O). Распределенность терминов в категорических суждениях типа A, E, I, O.

Сложные суждения и их виды: отрицательные, разделительные, соединительные и условные суждения. Характеристика истинности сложных суждений в зависимости от наличия в них логических связок: (конъюнкции, дизъюнкции, строгой дизъюнкции, импликации и тождества.

 

Интерактивные формы обучения:

- разбор заданий по формализации сложных суждений

- решение примеров на распределенность терминов в категорических суждениях типа А, Е, I, O.

- совместное обсуждение результатов решения примеров, разбор конкретных ситуаций по предложению студентов.

 

Тема 3. «Умозаключение как логическая форма мышления»

 

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения. Правила прямого и косвенного вывода. Непосредственные умозаключения и умозаключение в собственном смысле (индукция, дедукция, аналогия и др.)

Непосредственные умозаключения как выводы категорических суждений посредством их преобразований. Способы преобразований применительно к суждениями типа А, Е, I, О: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

Понятие простого категорического силлогизма. Аристотелевская силлогистика как исторически первая форма дедуктивной логической теории рассуждения. Структура рассуждения в форме простого категорического силлогизма: субъект, предикат, средний термин простого силлогического рассуждения. Понятие модуса и фигуры силлогизма. Правила категорического силлогизма (правила терминов и посылок). Фигуры категорического силлогизма и их правила.

 

Интерактивные формы обучения:

- решение примеров, предлагаемых для совместного обсуждения результатов на семинаре;

- выполнение индивидуальных домашних заданий заданий студентами, их анализ с преподавателем и другими студентами на занятии.

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература:

Учебные пособия

1. Асмус В.Ф. Логика (серия из истории логики).3-е изд. – М.: Либроком, 2010.

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Т. Логика. – М.: Владос, 2010.

3. Гетманова А.Д. Логика: Учебник. – М.: Омега-Л., 2010, 2013.

4. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для бакалавров. – М.:КноРус, 2012.

5. Грядовой Д.И. Логика. Общий курс формальной логики: электрон. Учеб. для студентов вузов / Д.И. Грядовой. – 3-ен изд.. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

6. Ивин А.А. Логика: учеб. пособие для бакалавров …для студентов гуманитр. и соц.-экон. Специальностей и направлений подготовки вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

7. Попов Ю.П. Логика: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: КноРус, 2011

8. Саранчин Ю.К. Логика. Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 2011.

9. Светлов В.А. Логика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010, 2011.

10. Челпанов Г.И Учебник логики. Серия: Из истории логики ХХ в.. – М.6 Либроком, 2012.

 

б) дополнительная литература:

11. Гетманова А.Д. Логика. М., 2009.

12.. Грядовой Д.И. Логика. Структурный курс основ формальной логики: Уч. пособие в схемах, определениях и таблицах. 2-е изд., изм. и доп. М.: Щит-М, 2000, 2003.

13. Ивлева М.И. Логика: Учеб.пособие. 3-е изд.- М.: МАКЕТ-ДС, 2009

14. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокша Н.И. Упражнения по логике: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во Проект, 2006.

15. Кожеурова Н.С. Логика и теория аргументации: учебник для студентов и бакалавров гуманитарных вузов. М.: МГПУ, 2011.

16. Светлов В.А. Логика. Экзаменационные ответы для студентов. – СПб.: Питер, 2008

17. Светлов В.А. Конфликт: модель, решение, менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.

18. Хоменко И.В. Логика. Конспект лекций.- М.: 2010.

19. Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации: учеб. для студентов вузов. – М.: Юрайт, 2011

Домашнее задание к семинару:

 

Домашнее задание состоит из двух частей:

1) изучение теоретического материала по темам «Понятие» и «Суждение», «Умозаключение. Простой категорический силлогизм»

2) решение логических заданий

Теоретическая часть:

1. Внимательно прочитать в учебных пособиях, темы «Понятие», «Суждение», Умозаключение».

2. Ознакомиться с материалами презентаций «Предмет логики»(включая тему «Понятие»), «Суждение» и «Умозаключение»

2. Выписать из учебника для себя в тетрадь ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ»:

2.1. Логическую характеристику понятий по объему и содержанию;

2.2. Логические операции ограничения и обобщения понятий;

2.3. Правила определения понятий;

2.4. Правила деления понятий:

2.5. Виды отношения между понятиями по объемам: подчинение, соподчинение, равнозначность понятий, противоположность понятий и противоречащие понятия, скрещивание понятий. Несравнимые понятия. Выразить виды отношений между понятиями в форме круговых схем Эйлера.

 

3. Выписать для себя в тетрадь ПО ТЕМЕ «СУЖДЕНИЕ»:

3.1. Структуру простого категорического суждения: «S есть P”, понятия «субъект», «предикат», «связка»

3.2. Записать формулы: общего утвердительного суждения (А), общего отрицательного суждения (Е); частного утвердительного суждения (I); частного отрицательного суждения (O).

3.3.Рассмотреть основные отношения между подлежащим (субъектом) и сказуемым (предикатом) в суждениях типа A, E,I, O. Выразить эти соотношения кругами Эйлера графически. Сформулировать, что значит, что термин (субъект или предикат) распределен или нераспределен относительно другого термина.

 

4. Изучить материалы учебника по теме «УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ» и выписать в тетрадь:

4.1. Определение умозаключения как формы мышления, его структуру. и правила простого категорического силлогизма (ПКС).

4.2. Рассмотреть виды непосредственных умозаключений, получаемых с помощью способов преобразований суждении типа А, Е, I, О: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату. Формулы записать в тетрадь.

4.3. Записать в тетрадь структуру простого категорического силлогизма, его правила. Решить примеры в домашнем задании, используя «ИНСТРУКЦИЮ по решению простого категорического силлогизма». Инструкция прилагается.

 

 

Практическая часть домашнего задания:

к встрече с преподавателем на занятии

 

ПОДГОТОВИТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ К СЕМИНАРУ:

 

Задание 1.

Дайте логическую характеристику следующих понятий (то есть оцените, является ли каждое из них по объему: общим, единичным или пустым; - по содержанию: конкретным или абстрактным, относительным или нет, собирательным или нет, положительным или отрицательным.

1.1. лес

1.2. верх

1.3. белизна

1.4. чужестранец

1.5. композитор Фредерик Шопен

1.6 волшебник

 

Задание 2.

Рассмотрите правильность определений. Если есть нарушение правил, то в чем они состоят:

2.1. Покой есть отсутствие беспокойства

2.3. Железные дороги есть средства сообщения людей между собой

2.4. Невежество есть слепой руководитель

2.5.Аспирин есть жаропонижающее средство

 

Задание 3.

Выразите с помощью кругов соотношение понятий по объемам:

3.1.Хороший человек (А), плохой человек (В);

3.2. Маленькая порция, немаленькая порция;

3.3. Посуда(А), чашка(В), тарелка (С).

3.4. Преподаватель (А), балерина (В)

3.5.Квадрат (А), равносторонний прямоугольник (В).

 

Задание 4

Оцените, где имеет место операция ограничения, а где — обобщение:

4.1. дождь — грибной дождь — теплый грибной дождь;

4.2. дождь — атмосферные осадки

4.3 Ограничьте имя: "цветок".

 

Задание 5

Укажите, в каких примерах имеет место деление понятий, а в каких - расчленение:

5.1.Дерево состоит из корня, ствола и кроны.

5.2. Дом состоит из пяти квартир

5.3.Зрение бывает нормальное, дальнозоркое, близорукое.

5.4.Войны бывают справедливые и несправедливые

 

Задание 6.

Определите вид суждения по количеству и качеству, обозначьте их A,E,I,O и выразите распределенность терминов в суждениях круговыми схемами, заштриховав ту область применения, о которой говорится:

6.1.Все птицы имеют крылья.

6.2.Некоторые растения являются водорослями

6.3.Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки

6.4.Реки - естественные пути сообщения

6.5.Большинство из нас не совмещают работу с учебой.

 

Задание 7.

 

Используя «Инструкцию по решению силлогизма»,определить фигуру и модус силлогизма. Проверьте выполнение всех трех групп правил силлогизма.Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Все больные лихорадкой испытывают жажду

Этот больной не испытывает жажду

Этот больной не болен лихорадкой

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...