Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка жесткости питьевой воды




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению практических работ

По дисциплине

«Экологические основы природопользования»

для обучающихся 2 курса

специальности 260807

Технология продукции общественного питания

Спас-Клепики 2013

 

Рассмотрено на заседании МЦК № ___ Протокол № ___от_____________ Председатель ____/Инициалы, фамилия/ Утверждаю Зам. директора по УПР _____ /Инициалы, фамилия/ «___» ____________ 20__ г.  

Разработчик: Ф.И.О., должность________

 

 

Рецензенты:_______________________________________

_______________________________________

 

 

Пояснительная записка

Практическиеработы являются важным этапом учебного процесса, совершенствующим теоретическую и практическую подготовку будущего специалиста.

Практические работы по дисциплине «Экологические основы природопользование» позволяют глубже и полнее вникнуть в физико- химические процессы, овладеть основными законами экологии.

Они проводятся, чтобы подчеркнуть неразрывную связь между эксплуатацией природы и необходимостью ее сохранения.

Целью практических занятий является экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений, законов и зависимостей.

Содержание практических работ включает экспериментальную проверку формул, методики расчета, установления и подтверждения закономерностей, происходящих в природе. При проведении практических занятий происходит знакомствос методиками проведения экспериментов, установление основных принципов природопользования, основ экологии, наблюдения развития явлений и процессов.

Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой по дисциплине «Экологические основы природопользования» для обучающихсяпо специальности 260 807 Технология продукции общественного питания.

В начале каждой работы даются теоретические положения, необходимые для выполнения практических работ. Приводится описание хода практической работы, вопросы, список литературы для изучения теоретических разделов.

Данные методические указания позволяют самостоятельно подготовиться и выполнить практические работы, оформить их.

 

 

Содержание

 

Практические работы

Темы практических работ стр
№1 Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега  
№2 Биологическое тестирование воды  
№3 Мониторинг табачной эпидемии средиобучающихся  
№4 Оценка влияния автомагистралей на состояние растительного покрова  
№5 Демографический кризис в России  
№6 Оценка качества пищевых продуктов (фруктовые и овощные соки)  
№7 Содержание нитратов в продуктах питания  
№8 Оценка уровня потребления йода с йодированной солью  

 

 

Практическая работа №1

Тема:Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега

 

Цель:

Научиться определять загрязнения окружающей среды по различным физико - химическим характеристикам снега.

Оборудование:

Весы, бумажный фильтр, пробы снега,пластиковые бутылки,плоскодонные колбы, индикаторная бумага, плоскодонные колбы, химические воронки, мерные стаканы.

Выполнение работы

Опыт 1

Отбор проб снега

Перед началом исследования составьте схему обследуемой территории с указанием выбранных мест отбора снега, опишите какие здания и сооружения находятся вблизи и их назначение. Мест отбора проб снега должно быть менее 5.

Ориентируясь по схеме, отбирайте образцы снега в выбранных местах массой 600-800г. В качестве емкостей для сбора снега удобно пользоваться полиэтиленовыми бутылями на 1,5-2л из-под питьевой воды, для чего у них удалите ножницами верхнюю суживающуюся часть (снег в емкости должен быть плотно утрамбован). Каждая емкость должна быть пронумерована в соответствии с номерами мест отбора проб снега, номер закрепите на емкости скотчем (для нумерации может быть использован также лейкопластырь).

Пока собранные образцы снега тают, нужно сделать складчатые фильтры из бумаги, подготовить плоскодонные колбы и химические воронки. Каждый складчатый фильтр взвешивайте на аналитических весах. Вес бумажного фильтра номер пробы записывают на краю фильтра карандашом. Параллельно нумеруйте плоскодонные колбы в соответствии с номером проб.

Опыт 2

Определение запыленности территории.

Для того чтобы определить запыленность территории, после того как снег растаял, его фильтруйте через предварительно взвешенный складчатый фильтр, переносите осадок количественно на фильтр, для чего используют профильтрованный раствор талого снега. Измеряем объем талого снега каждой пробы мерным стаканом. Бумажные фильтры помещают в сушильный шкаф, нагретый до температуры 60-80 С. После высушивания фильтр взвешиваете и определяете массу осадков. Поскольку объем талого снега во всех образцах разный, то для того чтобы можно было провести сравнительную оценку запыленности территории, каждую величину пересчитайте на 1 л (кг) талого снега:

Масса осадков 1000

Количество пыли на кг снега=-----------------------------

Объем талого снега

Опыт 3

Определение рН талого снега.

Для определения рН талого снега в работе используйте индикаторную бумагу (интервал рН 1-14) или рН- метр; рН талого снега можно определить во время фильтрования, опустите индикаторную бумагу в раствор талого снега.

 

Практическая работа №2

Тема:Биологическое тестирование воды

Цель: Научиться определять уровень загрязнения окружающей среды по различным характеристикам снега.

Оборудование:

6 чашек, лист фильтровальной бумаги, семена ржи, пшеницы, нитрат серебра. вода.химические стаканы, ионометр, дистиллированная вода, реактивы.

Выполнение работы

Опыт №1

В химические стаканчики на 50 мл поместите по 1 мл раствора нитрата и по 10 мл исследуемых образцов воды. В качестве контроля удобно использовать водопроводную воду. Опустите в каждый стаканчик ион селективных электрод и электрод сравнения и определите содержание ионов хлор, свинца, кадмия, бария и меди с помощью иономера Эксперт-001, тщательно промывая каждый раз после определения электроды дистиллированной водой. Для определения содержания ионов калия в химические стаканчики на 50 мл исследуемой пробы. По результатам работы составляют таблицу:

№ пробы Место отбора пробы   Содержание ионов, мг/л
    Cl Pb Cd Ba Cu K
                 

 

Теория

Оценка жесткости питьевой воды

Жесткость воды определяется содержание в ней ионов кальция и магния. Вода обеспечивает от 10 до 30% суточной потребности в кальции и магний, являясь одним из важных источников этих ионов для человека. Известно, что суточная потребность указанных элементов для взрослого населения составляет 800 и 500-600 мг соответственно.В России особенно остро стоит проблема дефицита кальция в связи с низким потреблением молочных продуктов населением и невысоким содержанием этого элемента в почве преимущественно северных регионов. Последствия дефицита кальция и магния хорошо известны: нарушение работы желудочно-кишечного тракта, моче – и желчнокаменные болезни, остеопороз, нарушение ритма сердца. Особенно остро вопрос дефицита кальция стоит в пожилом возрасте, когда недостаток поступления кальция с пищей и водой усугубляется его повышенным выведением из организма.

Согласно закону оптимума любой фактор окружающей среды, воздействуя на организм человека, проявляется оптимальное воздействуя только в определенном интервале концентраций. Для здоровья населения опасен как дефицит, так и избыток того или иного компонента. Так, в эпидемиологических исследованиях было установлено, что частота болезней органов пищеварения зависит от общей жесткости питьевой воды, причем минимум заболеваемости приходится на показатель жесткости 6-8 мг-экв/л. В данном случае лимитирующим фактором окружающей среды является жесткость питьевой воды (закон Либиха), а зависимость частоты болезней от жесткости воды повторяет кривую, описывающую закон оптимума.

 

 


Концентрационный фактор среды

Графическая интерпретация закона Либиха: 1- состояние недостатка химических элементов:2- нижняя пороговая концентрация; 3-интервал нормальных концентраций; 4- верхняя пороговая концентрация; 5-избыток химических элементов; Б,К,Р интервала концентраций химических элементов или их соотношений, соответствующие зонам экологического Бедствия, Кризиса и Риска.

Учитывая приведенные данные, логично спросить: а какова жесткость воды, используемая в(Рязанском) районе собственного проживания обучающихся, жесткость бутилированной воды, жесткость воды источников, популярных среди населения, считающего такую воду целебной: как влияют пищевые фильтры на жесткость водопроводной воды?

 

Проведение данной работы заключается в следующем.

1.Оценивать качество питьевой воды по показателю жесткости.

2.Сравнить жесткость водопроводной воды до и после использования пищевого фильтра.

3.Оценивать жесткость бутилированной питьевой воды.

4.Установить жесткость воды из выбранных студентами источников.

5.Составить сводную таблицу результатов и сделать вывод о качестве образцов воды, поступивших на анализ.

 

Теория к опыту №2

Согласно ГОСТа общую жесткость воды определяют методом комплексонометрического титрования, основанным на вытеснении эриохрома черного Т из комплекса с ионами кальция и магния более сильным комплексоном- этилендиаминтетрауксусной кислотой (ЭДТА).

Эриохром черный Т- представляет собой азокраситель, обладающий сопряженной системой двойных связей, обеспечивающей окраску данного соединения (голубой цвет при рН более 8). С ионами кальция и магния это соединение образует комплекс розово-фиолетового цвета.

Этилендиаминтетрауксусная кислота(ЭДТА, трилон Б)- наиболее сильный из известных в настоящее время комплексонов. Количество ионов кальция и магния, находящихся в связанном состоянии, определяют титрованием раствора комплекса растворов ЭДТА известное концентрации. Поскольку ЭДТА является более сильным комплексоном по сравнению с эриохромом черным Т, то последний вытесняется из комплекся с металлом, и в точке эквивалентности розовая окраска комплекса исчезает, появляется голубое окрашивание, соответствующее раствору свободного эриохрома черного Т. Комплекс бесцветный.

Приготовление реактивов. Приготовление аммиачного буферного раствора, рН=11.10г хлористого аммония растворяют в мерной колбе в дистиллированной воде, добавляют 50 мл 25%-ного раствора аммиака и доводят до 500 мл дистиллированной водой. Буфер хранят в темноте в плотно закрытой колбе.

Приготовление 0,05 М раствора этилендиаминтетрауксусной кислоты (ЭДТА) 9,31 г динатриевой соли ЭДТА (трилона Б) растворяют в мерной колбе в дистиллированной воде и доводят до 1 л. Если раствор мутный, его фильтруют. Раствор хранят в холодильнике в плотно закрытой банке: устойчив в течение нескольких месяцев.

Приготовление эриохрома черного Т. Растирают в фарфоровой ступке 0,5 г эриохрома черного Т с 50 г поваренной соли до равномерного распределения азокрасителя. Реактив хранят в темной плотно закрывающейся банки.

Опыт 2

Методика определения. Отбирают 10 мл исследуемой воды в плоскодонную коническую колбу на 100 мл, добавляют 102 мл аммиачного буфера с рН=8 и на кончике шпателя краситель эрихрома черный Т до получения светло-розового окрашивания и титруют 0,05 М раствором трилона Б до появления голубого цвета раствора. Жесткость воды в мг-экв/л рассчитывают по формуле

0,05*1000 V

Жесткость, мг-экв/л=--------------------

где 0,05- молярностьтрилона Б, V-объем трилона Б, прошедший на титрование, мл; 1000- коэффициент пересчета в л; 5- объем пробы воды, взятой на анализ, мл

Проведение данной работы заключается в следующем.

1.Оценивать качество питьевой воды по показателю жесткости.

2.Сравнить жесткость водопроводной воды до и после использования пищевого фильтра.

3.Оценивать жесткость бутилированной питьевой воды.

4.Установить жесткость воды из выбранных источников.

5.Составить сводную таблицу результатов и сделать вывод о качестве образцов воды.

Задание: определите жесткость воды водопроводной, речной, бутилизированной.

Оформление результатов исследования. Полученные результаты запишите в таблицу

  № Наименование пробы Место отбора пробы Жесткость, мг-экв/л Оценка качества воды
регламентируемая По данным работы
           
М±SD      

М- среднее арифметическое;

SD-величина стандартных отклонений от среднего.

 

 

Практическая работа №3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...