Тема: Оценка влияния автомагистралей на состояние растительного покрова.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: Научиться определять влияние выбросов вредных веществ на состояние окружающей среды. Оборудование: 10 растений, бумага, полиэтиленовый пакет,ступка, трихлоруксусная кислота, цилиндр Теория: Загрязнение окружающей среды в результате использования автотранспорта особенно ощутимо в крупных городках. В почвах придорожных зон наиболее интенсивно накапливаются валовые и подвижные формы свинца, цинка, серебра и, в меньшей степени, меди, олова, хрома, никеля, молибдена, кобальта, марганца, железа. Выявлены две зоны аккумуляции транспортного загрязнения в почвах. Первая обычно расположена в непосредственной близости от автодороги, на расстоянии до 15-20 м, а вторая зона проявлена обычно слабее, по-видимому, в связи с благоприятными условиями рассеяния воздушного потока. На нескольких пунктах отмечают появление и третьей зоны аномального наполнения элементов в почвах, находящихся от дорог на расстоянии около 150 м. преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв. Для крупных автомагистралей с большим количеством полос движения загрязнение почв металлами проявляется слабее, чемдля узких магистралей. Это объясняется тем, что на широких магистралях автомашины движутся с большей скоростью, расходуя меньше бензина и тем самым уменьшая выбросы в атмосферу. Другим важным техногенным загрязнителем является солевые смеси, используемые до недавнего времени как антигололедные реагенты. По данным опробования снегового покрова, установлено, что зона влияния автодорог распространяется от 30 до 150-200 м в зависимости от конкретных ландшафтных условий. Механические барьеры (задания, кустарники, деревья) уменьшают дальность переноса аэрозолей соли, резко увеличивая их концентрацию в непосредственной близости от дорог. Открытые пространства, наоборот, способствует более дальнему переносу, при этом по мере удаления от дороги уровня концентрации соли в снеге убывает постепенно. Концентрация хлористого натрия в снеговой воде в десятиметровой зоне около дорог может достигать 1300-1900 мг/л, тогда как на фоновых участках не превышает 1-2 мг/л. Максимальное содержание легкорастворимых солей в верхних горизонтах почв города отмечается в весенний период. Летом, по мере промывания дождевыми водами, уровень солей снижается, достигая минимального уровня в осенний период. Для растений, используемых для озеленения Москвы содержание легкорастворимых солейначиная с 0,25% токсично и приводит к различным функциональным отклонениям, а содержание более 0,5% является пределом нормального роста и приводит к гибели растений.
Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду можно оценить по состоянию растительного покрова (один из критериев оценки экологического риск). В крупных городах, как известно, наиболее неприхотливым придорожным растением является одуванчик. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений. В то же время определенные концентрации свинца могут способствовать накоплению витамина С, что объясняется антиоксидантными защитными свойствами этого витамина. Выполнение работы: Учитывая данные накопления тяжелых металлов в почве вблизи автомагистралей, студентыдолжны охарактеризовать растительный покров на примере одуванчиков на расстоянии 0,5;1;5;10;15;20;30;50; метров от дороги. К исследуемым показателям относятся: 1)масса растений; 2)длина листьев; 3)доля уродливых форм (изрезанность листьев) 4)содержание аскорбиновой кислоты;
5)интенсивность накопления хлорофилла.
Опыт №1 Исследование внешнего вида растений. Взвешиваем каждое растение, измеряем длину листьев, зарисовываем уродливые формы и рассчитываем их количество в процентном отношении. Опыт №2 Определение содержание витамина С. Для определения содержания аскорбиновой кислоты используют верхнюю часть листьев (нижняя часть содержит розовый пигмент, делающий метод визуального титрования витамина С непригодным). Взвешивают около 5 г листьев, разрезают ножницами на мелкие кусочки в фарфоровую ступку с небольшим количеством ( Т(V-0,03)V 100 АК, мг/100 г=------------------ aV
где Т-титр фенолята; V –объем фенолята, пошедший на титрование, мл; 0,03-коэффициент поправки на реактивы;V общий объем экстракта, мл; а- навеска листьев, г;V – объем пробы, взятые на титрование, мл.
Оформление результатов исследования. Полученные результаты работы записываем в таблицу:
Вывод: 1.Зависимость массы растений, длины листьев, доли уродливых форм, содержания хлорофилла в растениях от расстояния от дороги;
2.Сравнительную оценку специфики распределения указанных признаков с известными опубликованными данными накопления тяжелых металлов в почве. Контрольные вопросы 1.Как влияет автотранспорт на накопление тяжелых металлов в почве вблизи дорог? 2.Какие элементы накапливаются в наибольшем количестве вблизи дорог? 3.Чем можно объяснить более интенсивное накопление витаминов С в растениях одуванчика на расстоянии 15 м от дороги- месте характерного накопления свинца? 4.Объяснить сущность определения витаминов С. Практическая работа №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|