Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им.





Лекция № 4

Основные понятия культурологии

План:

Культура, функции культуры и культурная картина мира

Нормы и ценности культуры

Ценности культуры

Нормы культуры

Классификация культурных норм

Привычки и манеры

Этикет

Обычаи, традиции и обряды

Церемония и ритуал

Нравы и запреты

Закон и право

Мода и увлечения

Инкультурация

Культура и культурная картина мира

Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п.

Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.

Функции культуры

Можно выделить следующие функции культуры:

1) социализации – формирования человека как продукта общества и культуры;

2) познавательную (информационную) – познания мира;

3) трансляционную – передачи культурных достижений;

4) регулятивную – создания норм поведения;

5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком;

6) знаковую – создания языка культуры;

7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое;

8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.

Культурный ландшафт земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты.

Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.

Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.

По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.

Культура в обществе проявляется в социальных технологиях.



Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.

Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному.

Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству.

Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые – двух- этажные, а третьи –деревянные.

Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Культурная картина мира

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение вкультурной картине мира (ККМ).

ККМ– это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая для определенной социальной общности.

Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д.

Ядром культурной картины мира является менталитет.

Выражение культурной картины мира

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры.

Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему.

Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы.

У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели.

И, напротив, в современной России, Европе или США похороны занимают всего несколько часов.

Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

 

Нормы и ценности культуры

Ценности культуры

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

Виды ценностей

Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:

– витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

– экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

– социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

– политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

– моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

– религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

– эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.

Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:

1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.

Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
Различия в восприятии культурных ценностей

Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.

Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.

Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.

Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.

 

Нормы культуры

Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.

Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.

Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).

Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на:

– институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);

– этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);

– конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона.

Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).

Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им.

– эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.

Не менее интересна типология у Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана, нормы подразделяются на 3 основных уровня:

– общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества.

К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом.

Употребляя понятие «общекультурные», авторы имеют в виду нормы, общие для одной культуры.

Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других.

Так, например, французы едят улиток, китайцы едят змей, а жители некоторых племен в Новой Гвинее и людей считают деликатесом.

Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к родине и т. д.

В наши дни существуют и международные, межкультурные нормы – правила охраны памятников ЮНЕСКО, правила проведения спортивных международных соревнований.

– групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры.

Это могут быть формы обращения военнослужащих друг к другу, нравы, сложившиеся у фанатов эстрадной звезды, правила светского этикета.

Такие нормы могут вступать в противоречие с общекультурными нормами.

– ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (роль отца, руководителя, мужа, покупателя).

Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям.

Человек за свою жизнь исполняет множество ролей.

Интересно, что если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в других ролях (чем больше одобряется работа женщины, тем более привычным становится выполнение мужчиной домашних обязанностей).

Перечисленные выше классификации лишь дополняют друг друга, но не исключают.

При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные исторические периоды расходятся между собой.

Нарушение столового этикета, этикета деловой встречи вызывает неловкость, ставит в затруднительное положение, но не влечет за собой жесткого наказания.

В случае неисполнения обязательных норм (к примеру, правовых) могут применяться более серьезные санкции.

Иногда допускается вариативность норм: человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций.

Возможны ситуации, когда предусмотрена полная свобода действий, например, в домашней обстановке.

Культурные нормы и ценности являются культурными универсалиями.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.

Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах.


2.3. Классификация культурных норм

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грему Самнеру (1840-1910).

Он выделял следующие виды норм: обычаи; нравы; законы.

Они составляют основу нормативной системы культуры.

Следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется.

Сегодня типологии культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, последовательность примет такой вид.

табу;

законы;

нравы;

традиции;

обычаи;

привычки.


2.3.1. Привычки и манеры

Привычка – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения.

Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти) они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Они основаны на привычках.

Примером может служить жест, обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и одновременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему.

ВАвстрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей.
Но в других центрально-европейских странах он распространен меньше.

Так, в северной Германии считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо, как того требуют от солдата, получившего приказ.

Смысл жестов учтивости понятен только представителям данной культуры.

Японские жесты учтивости, при которых слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониально в поклоне, немцу могут показаться проявлением жалкого раболепия.

А на японца холодная вежливость европейца произведет впечатление непримиримой враждебности.

 

Этикет

Этикет – совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению.

Обычаи, традиции и обряды

Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

К нарушителям применяются неформальные санкции неодобрение, изоляция, порицание.

У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Обычай бинтования ног

Бинтование ног обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала XX вв.

Полоской материи девочкам привязывали к ступне все пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в обуви малого размера, отчего ступни значительно деформировались, иногда лишая возможности ходить в будущем. Такие ноги традиционно назывались «золотыми лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты, к тому же считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме не следует ходить самостоятельно.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.