В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
2.3.6. Закон и право Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела. Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто. По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма – отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи. Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Вкус, увлечения и мода Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора.
Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов. Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой. Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы – в одежде, питании, поведении и т. п. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением. В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы – символ массовой культуры. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться. В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения. Мода – периодическая смена образцов массового поведения. Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения. Инкультурация Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией.
Инкультурация – это усвоение индивидом системы определенных представлений. Содержание процесса инкультурации Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков: жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг; личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия; социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения; восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон. Стадии инкультурации В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую). Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы. Вторичная стадия инкультурации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|